ЕАЭС – новая ступень экономической интеграции на мировом рынке
Zakon.kz
На опыте Европейского союза, мы видим ряд положительных сторон объединения государств в единое сообщество.
Молодое, унитарное государство – Республика Казахстан проделало огромный путь к признанию государства на мировом уровне. На сегодняшний день весь мир знает Казахстан и имеет о нем представление не только как о государстве, которое граничит с Китаем и Россией. Благодаря международным мероприятиям, как саммит ОБСЕ 2009 года, Съезд лидеров мировых и традиционных религий, G-global и грядущий EXPO – 2017, Казахстан приобрел достойный и привлекательный образ на мировой арене.
Так, одним из немало известных событий для всего международного сообщества, является подписание Договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) президентами Казахстана, России и Беларуси 29 мая 2014 года.
На опыте Европейского союза, мы видим ряд положительных сторон объединения государств в единое сообщество. Вопрос, почему многие страны стремятся присоединиться и уже присоединились к единому сообществу очевиден.
Во-первых, члены сообщества имеют преимущества в торговой, политической и инвестиционной сферах, право на европейские субсидии и кредиты.
Во-вторых, представляется возможность гражданам государств иметь высокоразвитую экономику и качественную инфраструктуру; высокий уровень жизни; честно и без коррупции заниматься бизнесом, иметь возможность обращаться в реально справедливый суд за соблюдением своих прав.
В-третьих, выход на обширные европейские рынки сбыта своей продукции, а также возможности свободного передвижения по странам Европы, работы за границей и пользование услугами качественного здравоохранения.
Исходя из вышеуказанного, на примере Евросоюза, который становился и развивался с 1950-ых годов и подписал Соглашение о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в 1957 году - результаты объединения очевидны.
Стоит также отметить и отрицательные стороны - происходят перемены в самом Евросоюзе. Уже не работает первоначальное правило равноправия государств, но предполагается единая налоговая система, социальная и экономическая политика, единое экономическое правительство и др.
Однако, учитывая положительные стороны и не повторяя ошибок Евросоюза, процесс создания ЕАЭС становился на протяжении долгового времени.
Как было упомянуто Президентом РК, Нурсултаном Назарбаевым: «В течение 20 лет мы двигались в направлении экономической интеграции. К этому времени уже проведена огромная работа. Теперь мы должны на практике доказать, что работали не зря, и подписанный Договор направлен на благо населения. Наша страна получит пользу от данного союза, рассчитанного на долгосрочную перспективу. Мы идем на подписание Договора, поскольку он выгоден нам с экономической точки зрения. В частности, следует учитывать, что Казахстан не имеет выхода к морю, а наши соседи обеспечат его, как и доступ к транспортной инфраструктуре. Выпускаемые в нашей стране товары должны конкурировать на рынках России и Беларуси. Свободное передвижение казахстанских товаров, капитала, рабочей силы, создание совместных предприятий, а также усиление контактов - все это будет приносить пользу для экономики нашей страны.»
Кроме того, основываясь на статистических данных и приводя в сравнение Евросоюз и ЕАЭС, ниже приведены следующие данные:
1. Создаваемый Евразийский экономический союз по площади входящих в него государств в 4,7 раз больше Европейского союза — 20 млн 35,2 тыс. кв. км против 4 млн 271,6 тыс. кв. км.
2. В то же время численность населения ЕС (505,6 млн человек) в 2,9 раза больше, чем в ЕАЭС (172,9 млн человек, здесь и далее все показатели Евразийского союза приводятся с учетом Крыма и Севастополя).
3. Валовый внутренний продукт стран Евросоюза в 2012 г. составил 13 трлн 068 млрд евро, приблизительно 25% мирового ВВП. Данные о размере ВВП в 2013 г. не опубликованы, известно лишь, что рост этого показателя составил 0,1%.
4. Суммарный ВВП России, Белоруссии и Казахстана в 2012 г. при перерасчете в евро составляет 1 трлн 782 млрд евро, около 4%
мирового ВВП и 85% валового внутреннего продукта всех стран СНГ. Рост ВВП трех стран в 2013 г. составил 1,7%. Суммарный ВВП ЕАЭС в 7,3 раза меньше ВВП Евросоюза.
5. Объем внешней торговли ЕС с третьими странами в 2013 г. составил 3 трлн 416 млрд евро, ЕАЭС — 700 млрд евро.
6. Экспорт товаров и услуг из Евросоюза в 2013 г. составил 1 трлн 732 млрд евро. Суммарный экспорт стран-участниц ЕАЭС в 2013 г. — 440 млрд 150 млн евро.
7. Импорт стран ЕС в 2013 г. был равен 1 трлн 683 млрд евро, что в 6,4 раза больше аналогичного показателя ЕАЭС — 259 млрд 849 млн евро.
8. Доля Евросоюза в мировой торговле в 2012 г. составляла 20%, ЕАЭС — около 0,5%.
9. Крупнейшие торговые партнеры ЕС — США (объем взаимной торговли на конец 2013 г. составил 497,3 млрд евро), Китай (433,74 млрд евро) и Россия (335,9 млрд евро).
10. У стран ЕАЭС крупнейшими торговыми партнерами являются Китай (объем взаимной торговли в 2013 г. составил 65,5 млрд евро), Нидерланды (51,4 млрд евро) и Германия (47,4 млрд евро).
Исходя из вышеперечисленных данных, следует учесть экономический уровень ЕС, который существует на протяжении более 60 лет и состоит из 28 стран и ЕАЭС, который только вступит в силу с 2015 года с 3 государствами-членами союза. Тем не менее, очевидно территориальное преимущество и потенциальное преимущество на рынке труда по плотности населения. Поэтому, не удивительно, что подписание Договора, вызвало ряд дискуссий и обсуждений со стороны политиков, научных деятелей. Так положительные стороны подчеркивает первый заместитель акима Павлодарской области Дуйсенбай Турганов: «…Новый Евразийский экономический союз - это не только согласованная политика в области экономики, но важное стратегическое направление в плане развития нашего государства. Приведенная статистика показывается, что интеграционных процессы создают еще более благоприятные условия для развития нашей страны и наших регионов. Также интеграция повышает конкурентоспособность и служит главной цели - улучшению условий жизни нашего населения», а также «…Создание Евразийского экономического союза даст нам в дополнение к единым таможенным границам свободу движения рабочей силы. Например, до создания Таможенного союза только 8 предприятий в области привлекали высококвалифицированных работников из России. Сегодня их количество составляет уже 16 предприятий. Это в сфере промышленности, строительства и образования.»
Существует также и ряд предположений о негативных сторонах вступления Казахстана в ЕАЭС. Директор Центра центрально-азиатских
исследований Университета КИМЭП Наргис Касенова высказывает свое мнение: «Вступление Казахстана в ЕАЭС ограничит возможности для углубления экономических отношений между РК и Евросоюзом, поскольку поле для независимого экономического маневра, в целом, у нас снизится. К тому же общие с Россией технические регламенты и стандарты осложнят ориентацию на европейский рынок. Что касается некогда озвучиваемой как проевропейская альтернатива программы «Путь в Европу», то особо важным документом она так и не стала. Видимо была принята не столько в результате выбора четкого вектора развития, а скорее ситуативно в контексте председательства в ОБСЕ и в рамках многовекторной внешней политики. Так что, по большому счету, о драматичном отходе от этой программы в свете вступления в ЕАЭС мы также не можем говорить. Китайский вектор прорисовался не вчера и уже идет речь о том, что он может стать доминантным. Критика Запада, действительно присутствует, но это также не новая тенденция. Я думаю, выдавливания Запада мы не увидим, поскольку его поддержка нужна Астане для сдерживания давления со стороны России и Китая, так что суть игры остается прежней, но в связи с вступлением в ЕАЭС существенно вырос уровень ее сложности и риска для Казахстана.»
Каждая реформа сопровождается рядом положительных и отрицательных сторон, здоровой критикой, которые будут учтены, но, тем не менее, очевидно, что Казахстан откроет для себя новые возможности для развития.
В заключение, экономическая интеграция и создание ЕАЭС продвинут наше государство, как очередная ступень к развитию международных экономических отношений, преодолению сырьевой зависимости казахстанской экономики и улучшению благосостояния народа Республики Казахстан.
Бахытгуль Турлубаева
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript