В Казахстане сократилось количество тюремного населения
Zakon.kz
В стране разработана концепция «10 мер по снижению тюремного населения».
С 1991 по 2014 годы по численности тюремного населения Казахстан переместился с 3 места на 31 в мире. Если в 1991 году на 100 тыс населения страны приходилось 397 заключенных, то в 2014 году этот индекс сократился до 295 человек на 100 тыс населения, отметил помощник прокурора ЗКО Ахмулдин А.
Сокращения численности лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, удалось добиться в основном путем амнистии и гуманизацией уголовной политики.
По статистическим данным, наиболее часто применяемым судом видом уголовного наказания является лишение свободы. В 2013 году она достигла 41% от общего числа. Если к ним добавить следственно-арестованных, содержащихся в следственных изоляторах, число лиц, изолированных от общества, становится еще больше.
При этом к штрафу осуждались 5%, к исправительным работам - 0,4%. Другие виды наказаний, альтернативных лишению свободы, судом практически не применялись. Так, общественные работы не назначаются, так как труд осужденных работодателем должен быть оплачен в соответствии с трудовым законодательством. Учитывая высокий уровень безработицы, трудоустройство осужденных к общественным работам предпринимателям невыгодно. Поэтому труд данной категории лиц не востребован.
Глава государства в послании народу Казахстана от 29.01.2010 года отметил: «У нас в системе наказания штрафы составляют менее 5%, исправительные работы – 0,4%, общественные работы – 0%. Основным же видом наказания остается лишение свободы. Никто не занимается реабилитацией освободившихся из мест заключения. В результате они пополняют число преступников».
Глава государства в 2013 году поставил задачу до 2017 года вывести Казахстан из числа 50 стран, лидирующих по «тюремному населению».
В этой связи разработана концепция «10 мер по снижению тюремного населения».
Одним из способов сокращения численности спецконтингента является широкомасштабное применение в уголовном судопроизводстве наказаний, альтернативных лишению свободы - применение штрафа, общественных работ, исправительных работ и т.д.
В качестве примера следует отметить, что при назначении судами страны уголовных наказаний, альтернативных лишению свободы в отношении несовершеннолетних, количество воспитательных колоний для данной категории преступников сократилось с четырех до одного пенитенциарного учреждения.
Другим направлением деятельности государства по сокращению тюремного населения является принятие комплексной программы по социальной реабилитации и адаптации лиц, осужденных к лишению свободы. Средства, направленные на оказание социальной помощи лицам, оказавшимся в сфере уголовного судопроизводства, обеспечат высокую эффективность мер профилактики преступности, создадут благоприятные условия по нейтрализации социальной напряженности в обществе и будут способствовать повышению уровня безопасности человека, общества и государства. Ведь общеизвестно, что лучше предупредить преступление, чем устранять последствия ее совершения. При этом мы говорим о вреде материальном, не принимая во внимание душевные страдания потерпевших, их родственников и иных лиц, которые трудно оценить.
Оказание социальной помощи лицам, отбывшим наказание, в их трудоустройстве, в профессиональном обучении специальностям, необходимым для того или иного региона страны, в обеспечении жилым помещением и т.д., несомненно сократит рост преступности. Ведь в пенитенциарных учреждениях, 80% составляют лица в возрасте от 18 до 35 лет. Это молодые, энергичные, трудоспособные люди, которые при реализации правильной, социально ориентированной политики государства могут внести значительный вклад в экономические развитие страны.
Важное значение для перспективы дальнейшего снижения уровня факторов криминогенной направленности и потенциала в обществе имеет введение института пробации, представляющего собой комплекс мер социально-правового характера, разрабатываемых и реализуемых индивидуально в отношении каждого лица, находящегося под пробационным контролем, для дальнейшей коррекции его поведения с целью предупреждения совершения им новых преступлений.
По действующему уголовно-исполнительному кодексу в настоящее время только условно осужденные находятся под пробационным контролем службы пробации уголовно-исполнительной инспекции, оказывающей социально-правовую помощь с целью дальнейшей коррекции их поведения и предупреждения совершения ими новых преступлений.
В новом уголовно-исполнительном кодексе, который будет действовать с 01.01.2015 года расширена функция службы пробации и перечень лиц, в отношении которых возможно применение пробации.
Согласно ст.19 нового УИК пробационный контроль осуществляется помимо условно осужденных в отношении осужденных к наказанию в виде ограничения свободы и освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы.
Социально-правовая помощь условно осужденным, оказание содействия в получении образования, овладении профессией, трудоустройстве, лечении, а также обеспечении правовой помощи, показала свою эффективность.
К примеру, за первое полугодие 2014 года в ЗКО в рамках пробационного контроля трудоустроено 24 человека, 3 осужденных получили средне - специальное образование, 139 осужденным оказана медицинская помощь, 1 осужденному оказана помощь в получении удостоверения личности, 108 осужденным оказана иная помощь (психологическая, правовая).
Кроме этого, новый Уголовный кодекс Республики Казахстан в состав уголовных правонарушений включен новый институт - уголовные проступки.
Их всего 156, в том числе 47 бывших административных правонарушений, 100 преступлений небольшой тяжести, не предусматривавших в качестве меры наказания лишение свободы, а также 9 новых деяний, ранее не предусмотренных ни УК, ни КОАП (в основном, кибер- и медицинские проступки).
Совершение проступков не влечет судимость. Максимальная мера наказания – арест до 90 суток (в таком размере он предусмотрен по 41 составу из 156).
По 19 составам срок ареста составляет до 45 дней; по 28 составам - до 60 дней; по 58 составам - до 75 суток.
Претерпел концептуальные изменения институт рецидива.
Теперь по новому УК для рецидива будет учитываться только непогашенная и неснятая судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, без учета судимостей за менее тяжкие преступления.
Исключены действующие правила назначения наказания при рецидиве (не менее 2/3, 3/4 верхнего предела лишения свободы).
По сравнению с действующим УК переработана система наказаний с акцентом на более широкое применение мер, альтернативных лишению свободы.
Минимизировано (с 46% до 42% составов) безальтернативное применение лишения свободы, которое остается только в 410 санкциях из 933.
Как единственный вид наказания, лишение свободы сохранено только за преступления, совершаемые в составе ОПГ, связанные с причинением смерти человеку, особо тяжкие преступления, в т.ч. террористические, коррупционные, а также воинские преступления, совершенные в военное время либо в боевой обстановке.
Скорректированы в сторону снижения верхние планки лишения свободы по 34 составам. В результате некоторые преступления «перешли» из категории особо тяжких – в тяжкие, а тяжкие – в преступления средней тяжести.
Штраф есть практически по всем преступлениям небольшой и средней тяжести, не связанным с причинением смерти человеку.
Например, штраф введен в качестве альтернативы дополнительно в 162 санкции, его доля теперь составляет более 50%, а его размеры значительно увеличены, в среднем на 57%.
Изменено содержание и порядок исполнения исправительных работ, которые установлены как ближайшая альтернатива штрафу. Они исчисляются в конкретном размере суммы, подлежащей уплате в бюджет, например 1 тыс. МРП.
С учетом того, что уклонение от штрафа или исправительных работ влечет замену наказания на лишение свободы, следует ожидать рост их реального исполнения.
Поделитесь новостью
Читайте также
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript