Лента новостей
0

Депутаты обратились к Премьеру с просьбой рассказать о причинах отказа от строительства четвертого НПЗ

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 05.11.2014 20:51 Zakon.kz
В настоящее время именно монополизация, непрозрачность, сдерживание производства, искусственный дефицит для формирования рынка продавца дестабилизирует рынок.
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Парламента Айкын Конуров, сообщает Zakon.kz

"Казахстан, находясь в двадцатке крупнейших нефтедобывающих стран мира, испытывает очередной топливный кризис, нашедший отражение в нехватке нефтепродуктов, их подорожании и, как не парадоксально, снижение качества.Поставки высокооктанового бензина из третьих стран являются временной ситуативной мерой, которая не снимает причин сложившегося кризиса, а лишь подчеркивает его глубину. В течение многих лет рынок нефтепродуктов функционирует в полуаварийном режиме. Государство безуспешно борется с периодически возникающим дефицитом за счет поиска новых поставщиков и новых схем импорта, вплоть до толлинга в Китае", - сказал Айкын Конуров.

В настоящее время уполномоченный орган все отчетливее формирует позицию о том, что в Казахстане слишком дешевый бензин, стоимость которого ниже, чем в соседних странах. Однако подобное сопоставление и курс на повышение стоимости нефтепродуктов считаем совершенно необоснованным, особенно с учетом снижающихся цен на нефть.

"Сравнивать ситуацию на казахстанском рынке нефтепродуктов с Кыргызстаном и другими импортирующими энергоресурсы странами неуместно по причине несопоставимой ресурсной базы. Так, в Кыргызстане добыча нефти за 2013 год составила 80 тысяч тонн, тогда как в Казахстане – 80 миллионов тонн. Собственное производство не покрывает и 5% потребностей кыргызского рынка, тогда как в нашей стране почти 85% нефти идет на экспорт", - подытожил он.

Как считает депутат, сравнивание цен с Россией также представляется некорректным. В этой стране среднемесячная заработная плата на 22%, величина прожиточного минимума на 100% выше, чем в Казахстане. При этом стоимость бензина Аи-92 в России выше на 17%, а бензина марки Аи-95 – лишь на 5%. Таким образом, уже сейчас бензин является менее доступным для казахстанцев, исходя из их покупательской способности. А дальнейшее повышение цен и выравнивание их с российскими, еще сильнее увеличит этот разрыв.

Депутат полагает, что истинная причина топливного кризиса заключается не в якобы низких ценах на бензин, а в системных сбоях в государственной нефтегазовой политике. Об этом свидетельствует и вынужденная необходимость в «пожарном» порядке заключать контракты на импорт нефтепродуктов.

"К сожалению, в республике отсутствует четкое видение долгосрочного развития отечественной отрасли нефтепереработки. Оно подменяется планами по модернизации действующих НПЗ, которые регулярно сдвигаются по срокам. Действующая программа развития нефтегазового сектора в части нефтепереработки также сводится к реконструкции трех заводов и не содержит видения эффективного функционирования рынка в целом" - сказал депутат.

На сегодня было принято решение отказаться от строительства четвертого НПЗ. Считаем это недальновидным, поскольку новый НПЗ необходим не только для увеличения производства, но и повышения уровня конкуренции. В настоящее время именно монополизация, непрозрачность, сдерживание производства и искусственное создание дефицита для формирования «рынка продавца» дестабилизируют рынок.

"По каким причинам принято решение отказаться от строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода, о котором говорилось в Послании Президента народу Казахстан 17 января 2014 года? Какие существуют долгосрочные целевые ориентиры по стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке?  Какие меры предпринимаются для развития конкуренции на рынке производства и продажи нефтепродуктов?  В свете снижения цен на нефть существует ли план Правительства по созданию действенного механизма для снижения внутренних цен на горюче-смазочные материалы. Просим предоставить. В связи с многочисленными обращениями автовладельцев на резкое снижение качества ГСМ в период его дефицита, просим предоставить информацию о результатах работы уполномоченных органов по защите прав наших граждан в данной сфере. Определен ли круг лиц ответственных за создание топливного кризиса, и какое они понесли наказание", - перечислил свои вопросы депутат.

Фракция «Народные коммунисты» считает недопустимым перекладывание проблемы неэффективного управления нефтеперерабатывающей отраслью, приводящее к дефициту и росту цен в Казахстане, на граждан. Считаем необходимым вести политику не выравнивания цен, а развития производства, обеспечить выпуск доступного и качественного отечественного топлива.



Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: