Западные СМИ заметили новые акценты в риторике Путина
Zakon.kz
Акценты смещаются с внешней политики на внутренние проблемы, на которые Кремль, впрочем, смотрит с оптимизмом.
После года напряженной внешней политики Кремль сместил акцент на экономику, отмечает Financial Times. Во время «Прямой линии» Путин постарался снять обеспокоенность по поводу экономической ситуации в стране, зарплат и пенсий, пишут авторы материала Кортни Уивер и Кэтрин Хилл, сообщает РБК.
«Большую часть первого часа конференции президент посвятил подведению итогов в экономике, начав с оптимистичного обзора макроэкономической ситуации и продолжив детальным разбором российского производства молочной продукции, — говорится в статье. — Путин признал, что зарплаты за прошлый год сократились, а инфляция осталась высокой, однако подчеркнул, что укрепление рубля и российский фондовый рынок демонстрируют правильность экономической политики властей».
Авторы Financial Times обращают внимание на слова Путина о том, что худшее в экономическом кризисе позади. «Прямая линия» с Путиным традиционно была тщательно и пышно организована, с видеосвязью из деревень, заводов и домов из 11 часовых поясов, говорится в статье. «На этот раз представителям либеральной оппозиции дали возможность задать больше вопросов, чем обычно», — пишут авторы. Они отметили, что убийство Бориса Немцова президент назвал «трагическим и позорным», однако уточнил, что не знает, кто заказчик преступления. Пока он говорил об этом, в офисах «Открытой России» Михаила Ходорковского проходили обыски, напоминают авторы.
При этом британское издание отмечает незначительное смягчение риторики Кремля: Путин сказал, что Россия сделала все, чтобы придерживаться Минских договоренностей, и подчеркнул, что не имеет имперских амбиций и желания расширять границы.
Wall Street Journal также отмечает, что основное внимание последней «Прямой линии» было посвящено вопросам экономики и что Путин заявил, что худшее в экономических проблемах России позади. Во внешней политике Путин придерживался демонстративной позиции, что западные санкции не ослабили Москву, однако президент отметил, что стремится восстановить связи с Западом, пишут Грегори Уайт и Андрей Остроух. На их взгляд, общий тон «Прямой линии» резко контрастировал с декабрьской пресс-конференцией президента, когда ЦБ взвинтил процентную ставку, чтобы сдержать падение рубля. Тогда он сказал, что россиянам придется подготовиться к двум непростым годам до восстановления экономики, на этот раз заявил, что «пик проблем пройден» и на восстановление экономики может потребоваться меньше времени, отмечают авторы. Они также заметили слова президента России о том, что ответные санкции на импорт продуктов из западных стран помогут стране поднимать отечественное производство. Путин обвинил Киев в «тотальной блокаде» Донбасса, однако на вопрос украинского беженца о будущем сепаратистских регионов сказал, что этим территориям следует восстанавливать экономические и политические связи с Киевом, говорится в материале. Американское издание отметило резкие выпады российского президента в адрес США: Путин сказал, что Москва стремится улучшить отношения с Западом, однако обвинил США в желании иметь «не союзников, а только вассалов», что неприемлемо для независимой России, напомнили они.
Нил Макфаркуар в своей колонке для New York Times также отметил смещение акцентов Кремля с внешней политики на экономику. «На этой «Прямой линии» Путин был похож на градоначальника, который обещал горожанам починить дороги и закрыть шумные бары», — написал он. По словам Макфаркуара, президент использовал конференцию, чтобы успокоить россиян — сказать им, что экономические трудности под контролем и что он разделяет заботы избирателей. «Если в прошлый раз конференция президента была посвящена аннексии Крыма и вопросам национальной гордости, на этот раз Путин собирал со всей России вопросы о производстве молочной продукции, кредитовании малого бизнеса и повышении цен на автомобильную страховку», — заметил он. Автор указывает на то, что глава государства постарался обрисовать экономическую ситуацию в розовом свете, отметил, что рубль стабилизировался и укрепился и что «пик проблем пройден».
После обращения плачущей женщины из разрушенного огнем сибирского поселка Путин неожиданно пообещал тысячи долларов каждой семье, потерявшей родных и имущество, говорится в колонке. Внешняя политика также была на повестке, однако первый такой вопрос прозвучал на конференции только спустя час после ее начала, отмечает автор.
Автор посвященного «Прямой линии» с Путиным обзора Figaro Мари Бенатар также заметила, что на этот раз на пресс-конференции преобладали такие темы, как экономическая ситуация и последствия санкций. Президент заявил, что для выхода из кризиса потребуется меньше времени, чем предполагалось ранее, и что на это уйдет меньше двух лет, а санкции якобы даже помогли правительству и Центробанку улучшить экономическую политику страны, констатирует Бенатар. Путин подчеркнул, что ожидает продления санкций, так как это «чисто политический момент», не связанный напрямую с событиями на Украине, отмечает она.
«Более 3 млн вопросов отправили Владимиру Путину россияне за четыре часа «Прямой линии» с президентом. Все это время глава государства отвечал на вопросы, заботящие простых граждан — правда, тщательно отобранные», — говорится в статье французского издания. Президент назвал «плохим знаком» отказ Франции поставлять России вертолетоносцы «Мистраль», однако указал на то, что это никак не повлияет на обороноспособность страны, отмечает автор. При этом он настоял, что все издержки должны быть покрыты. Бетанар также заметила, что вопросы по поводу внешней политики прозвучали только спустя полтора часа после начала конференции. Глава государства отметил, что Москва заинтересована в нормализации отношений с Киевом и что у России нет цели «восстановить империю», пишет она.
Deutsche Welle в своем комментарии по поводу пресс-конференции Путина называет президента России «социальным царем». «Сценарий всего этого шоу жестко расписан: сначала президенту дается возможность дать собственную оценку социально-экономической ситуации в стране. Суть выступления: времена настали непростые, но у него все под контролем», — считает автор комментария Инго Маннтойфель. Затем, отмечает он, слово предоставляется бывшему российскому министру финансов Алексею Кудрину, который делал ставку на рыночную экономику. «Умными, но в то же время осторожными аргументами он указывает на недостатки российской экономической политики. Путин парирует критические замечания тем, что Кудрин, мол, призывает к чрезмерным сокращениям в системе соцобеспечения и слишком мало заботится о нуждах людей», — говорится в материале немецкого издания.
То, что сам Путин относится к своему народу с состраданием, в течение последующих часов демонстрируется снова и снова, замечает Маннтойфель. По его словам, президент обещает поддержку всем: крестьянам, работникам авиационной промышленности, строителям космодрома, ветеранам, будущим пенсионерам, больным, туристам в Крыму и многим другим. При этом автор указывает, что подобная практика, когда политики охотно раздают обещания своим избирателям, и в западных странах является стандартной.
«Российский подданный, словно безропотный проситель, пытается получить помощь от заботливого царя. А Путин в своей патерналистской манере обещает, что все будет хорошо», — пишет автор.
Фото: REUTERS 2015
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript