Мигранты погрузили Европу в пучину хаоса

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 07.09.2015 16:09 Zakon.kz
По заголовкам европейской прессы может сложиться впечатление, что кризис с мигрантами грянул внезапно, застигнув Евросоюз врасплох.
На самом деле беженцы десятилетиями прибывали в Европу в надеждах на лучшую жизнь, пишет Lenta.ru.

Предыдущий пик пришелся на 1992 год: тогда с просьбой об убежище обратились более 697 тысяч человек, спасавшихся от конфликтов на территории бывшей Югославии. Объединенная Европа успешно с этим справилась, вселив в европейских политиков уверенность, что они в состоянии разрешить любую проблему такого рода.

Но у нынешнего кризиса иная природа. Все началось в 2007 году с роста цен на продовольствие, от которого больше всего пострадали Африка и Ближний Восток. Толпы беженцев из Эритреи и стран к югу от Сахары присоединились к тем, кто бежал от конфликтов в Афганистане, Ираке, Сомали и Судане. В 2012 году в этот поток влились спасавшиеся от последствий «арабской весны» — войн в Ливии и Сирии.

К 2014 году ЕС принял около 33 миллионов мигрантов — 7 процентов своего населения, совсем немного по сравнению с таким рекордсменом, как Австралия, где доля мигрантов достигает 27 процентов. В одном только 2014-м убежище в Европе просили 626 тысяч человек, две трети из которых приняли Германия, Швеция, Италия и Франция.

Волна миграции вызвала в Европе противоречивые чувства: приезжие плохо интегрировались, предпочитая селиться обособленно, а их безработная молодежь часто фигурировала в полицейских сводках. Неудивительно, что большую популярность в Германии приобрела партия ПЕГИДА («Патриотические европейцы против исламизации Запада»), правые политики по всей Европе набирали очки на антимигрантской риторике: в самом деле, почему Европа должна принимать беженцев из Сирии, в то время как нефтяные монархии Персидского залива, которые мало того что буквально купаются в деньгах, но еще и приложили руку к развязыванию сирийской гражданской войны, даже не вспоминают об исламской солидарности?

Битва за квоты

В мае 2015 года впервые из уст еврочиновников во всеуслышание прозвучало слово «квоты». Тогда с резкой критикой этой идеи выступили сразу 10 стран ЕС — Франция, Великобритания, Испания, Чехия, Эстония, Латвия, Литва, Венгрия, Польша и Словакия. Премьер-министр Польши Эва Копач заявила, что каждая страна должна сама решать, сколько мигрантов принимать, а глава кабмина Венгрии Виктор Орбан и вовсе назвал предложение Еврокомиссии безумным.

Но пока европейские лидеры совещались, ситуация обострялась. Дело в том, что в соответствии с так называемыми дублинскими принципами, вступившими в силу в 2013 году, если беженец не получил положительного ответа на свою заявку об убежище и выехал в другую страну ЕС, то он должен быть возвращен в ту страну, куда прибыл изначально. В результате Венгрия оказалась главной жертвой: именно через нее проходило основное число беженцев, именно там они подавали заявку на убежище и получали первичный отказ (в 2014 году, к примеру, на 5443 заявок поступило 4935 отказов). В конце концов, Будапешт просто прекратил принимать беженцев назад.

Кризис предложили разрешить при помощи новой, более справедливой системы квот. Многие страны сняли свои возражения, но Вышеградская четверка — Чехия, Венгрия, Польша и Словакия — осталась непреклонной.

Около 20 процентов мигрантов, обратившихся за статусом беженца в 2014 году, — сирийцы, что вполне объяснимо: в стране идет война, и люди вынуждены спасать себя и своих близких. Второе место — у афганцев. Однако на третьем — жители Косово, а на пятом — сербы. Eurostat фиксировал также значительное увеличение числа беженцев из Гамбии, Сенегала, Мали и Нигерии, Албании, Боснии и Герцеговины.

Когда появилась статистика за первую половину 2015 года, внезапно оказалось, что сирийцы переместились на второе место — 16 процентов. Зато доля беженцев из Косово, страны, входящей в программу расширения Европейского Союза, выросла до 26 процентов.

В отличие от беженцев с Ближнего Востока и из Африки, косоварам вряд ли предоставят убежище: когда речь заходит о тех, кто бежит от экономических трудностей, европейские в целом и германские в частности чиновники отличаются завидной бескомпромиссностью. Еще в феврале за убежищем ежедневно обращались по полторы тысячи косоваров, к апрелю их число упало примерно до 100. Стало понятно, что просить статус беженца просто бесполезно — 99,8 процента получили отказ. Как с удовлетворением заметил глава федеральной службы по миграции и беженцам Манфред Шмидт, «эти люди наконец-то поняли, что поиск убежища в Германии — не выход из сложной экономической ситуации в Косово».

Таким образом, налицо исторический парадокс: Германия, активно поддерживавшая косовских сепаратистов и сыгравшая большую роль в отделении Косово от Сербии, теперь отказывает им в убежище. При этом ФРГ принимает сотни тысяч мигрантов из Сирии, бегущих из-за конфликта, от которого Берлин всегда демонстративно дистанцировался.

В ближайшее время будет созван экстренный саммит ЕС, призванный определить долгосрочную стратегию по вопросу размещения мигрантов и решить вопрос с квотами. Непонятно, правда, чем все закончится: Вышеградская четверка не собирается сдаваться, а Венгрия уже заявила о намерении направить на границу с Сербией армию, чтобы остановить поток беженцев.

Алексей Куприянов



Фото Associated Press © 2015
Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: