Асет Исекешев: Госорганы страшатся стать более открытыми
Zakon.kz
"С помощью проектов «открытого правительства», мы намереваемся еще больше повернуть систему государственного управления лицом к нашим гражданам", - сказал Асет Исекешев.
Министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев рассказал корреспонденту «Радиоточка» в эксклюзивном интервью о степени открытости правительства, о новых механизмах взаимодействия гражданского общества, бизнеса и исполнительной власти, и новых, более эффективных способах обработки и использования информации.
- Асет Орентаевич, мы все чаще слышим о создании «открытого правительства», которое обеспечит нам свободный доступ к информации, участие в обсуждении принимаемых законов и обеспечит общественный контроль за действиями власти. Насколько эти нововведения реализуемы в Казахстане и нужны ли они обществу?
- Наше общество медленно, но верно меняется, граждане все активнее высказывают свою позицию и предъявляют законные требования к власти – это хорошая тенденция. Открытость власти, быстрая и качественная реакция на обращения, свободный доступ к необходимой информации помогут людям лучше разбираться и адекватно оценивать работу органов власти.
Сегодня уже многое сделано для уменьшения бюрократии при получении государственных услуг. Мы обеспечили прозрачность процессов оказания множества госуслуг за счет того, что нам удалось полностью их автоматизировать и исключить человеческий фактор.
С помощью проектов «открытого правительства», мы намереваемся еще больше повернуть систему государственного управления лицом к нашим гражданам. Основная идея - это свободный доступ к информации. Поэтому первым делом мы создали портал «открытых данных» предназначенный для размещения информации в форматах, пригодных для последующей обработки и анализа. Такой подход позволит широко использовать открытые государственные базы данных для создания на их основе приложений и сервисов, предоставления услуг, проведения исследований и других целей.
- О каких именно данных идет речь?
- Речь идет о любой информации, вырабатываемой государственными органами в процессе осуществления своих функций. Это могут быть статистические данные, результаты аудита и контроля, планы и отчеты по освоению бюджетов, результаты различных проверок, к примеру, органов санитарно-эпидемиологической службы, налоговой службы или органов по защите прав потребителей.
Чтобы быть более понятным, я хочу привести в пример приложение «Don’t eat at», что можно перевести как «Не ешь тут». Обычный студент смог быстро запустить очень полезное приложение, используя постоянно обновляемый набор данных с результатами проверок ресторанов города. Эти данные публикуются на портале открытых данных санитарно-эпидемиологической инспекцией города Нью-Йорк. Теперь любой житель или гость Нью-Йорка может выбрать ресторан, и приложение подскажет маршрут до него, а также текущий рейтинг гигиены.
Интересный пример, а какие данные уже опубликованы на портале? Насколько наши госорганы сегодня готовы раскрывать такую информацию?
В данный момент опубликовано чуть более 300 наборов, которые включают в себя статистические, списочные, геолокационные и другие данные. Эту информацию мы собирали у госорганов, скажем так, на добровольной основе, не имея пока какой-либо законодательной базы для этого.
Существенным препятствием для нашей работы сейчас является нежелание госорганов раскрывать информацию о своей деятельности, потому что она будет показывать реальную ситуацию в той или иной сфере, возможно, их страшит перспектива стать более открытыми.
Мы решаем эту проблему, проводя исследования, приглашая представителей бизнеса и госорганов для участия в круглых столах, совместно определяя какая информация является закрытой, а какая должна быть в свободном доступе. И если сейчас сбор данных осуществляется путем запросов в соответствующие государственные органы, то после принятия изменений и дополнений в проект закона "Об информатизации", государственные органы будут обязаны самостоятельно формировать перечень открытых данных и публиковать их на портале после согласования с уполномоченным органом. На данный момент законопроект находится в Мажилисе, его принятие ожидается до конца года.
- Заинтересованы ли в получении подобной информации, к примеру, наши бизнесмены? Смогут ли они заработать на открытых данных?
- У нас есть очень хороший пример взаимодействия с бизнесом на примере е-лицензирования. В комиссию по вопросам е-лицензирования помимо госорганов входят представители национальной палаты предпринимателей, общественных организаций и бизнеса. Это люди, которые каждый день сталкиваются с вопросами получения лицензий, они говорят нам, что нужно оставить, а что нужно убрать. То же самое мы планируем делать и с открытыми данными. Кто, как не сами предприниматели знают какие государственные данные для них необходимы, какие данные можно использовать для разработки приложений. Поэтому в настоящее время мы строим диалог с представителями бизнеса.
Концепция открытых данных уже достаточно давно успешно работает в Великобритании, Франции, США и других развитых странах. Открытые данные там привлекают все больше новых пользователей и способствуют созданию новых бизнес-моделей. К примеру, оценка прямого и косвенного эффекта от использования открытых данных в Великобритании составила 6,8 млрд.фунтов стерлингов в год. А в Испании 550 млн.евро зарабатывают около 150 компаний, бизнес которых основан на использовании открытых данных.
Как сегодня используются данные размещенные на портале, есть результаты?
Мы проводим различные конкурсы, стараемся привлечь разработчиков программного обеспечения и аналитиков к использованию открытых данных при создании социально-значимых проектов, учреждаем премии для авторов интересных стартапов. На прошлой неделе в Алматы прошел Tech Garden Cup – двухдневный хакатон, одна из команд победителей которого разработала мобильное приложение «Умный город». Приложение будет полезно при выборе места жительства. Оно предоставляет полную информацию о районе, включая сведения о расположении и приближенности школ, аптек, поликлиник, а также о совершенных там ДТП и преступлениях. Участвуя в таких мероприятиях, конечно же, мы ждем появления новых сервисов и приложений, подтверждающих полезность открытых данных.
На портале открытых данных уже размещено приложение «Детские сады города Астаны», которое позволяет не только найти ближайший садик, но и оценить его, и оставить отзыв о нем.
На данный момент мы разрабатываем сервис контроля качества услуг связи. Люди, в случае плохой связи, смогут отправить Комитету связи все параметры связи, и с помощью приложения отслеживать статус своей заявки. А Комитет, в свою очередь, будет штрафовать операторов мобильной связи предоставляющих некачественные услуги. Это своего рода и народный контроль. Чем больше людей будут вовлечены в этот процесс, тем лучше будет качество оказываемых услуг во всех сферах, будь то связь, общепит или ЖКХ.
- А что из себя представляют такие компоненты «открытого правительства», как открытые бюджеты и НПА? Мы реально сможем отслеживать на что тратятся бюджетные средства и обсуждать законопроекты?
- Сегодня на сайте Министерства финансов РК в открытом доступе находится информация об утвержденном бюджете и другая финансовая отчетность. Однако данные, доступные на сайте, ориентированы в большей степени на специалистов в этой сфере.
В проекте «Открытые бюджеты» информация будет структурирована и предоставлена в виде графиков и упрощенных таблиц. То есть, нам не придется листать огромные тома с отчетами, как расходуются средства, выделенные на определенную программу. Но главное - появится возможность участвовать в принятии решений по поводу бюджетных планов, обсуждать их и получать обратную связь от представителей госорганов.
Одной из первых стран, которая использовала модель «открытых бюджетов» является Бразилия, пилотным городом выступил Порто Алегрэ. В результате, с 1989 по 1996 гг. процент домов с доступом к чистой воде вырос на 20%, процент населения с доступом к канализации вырос с 46 до 85%, количество детей, зарегистрированных в государственных школах, увеличилось вдвое, а бюджет на здравоохранение и образование вырос с 13 до 40%. Прозрачность мотивировала жителей платить налоги и бюджет вырос почти на 50% за этот период. Благодаря успеху внесенных изменений сегодня более 80 городов Бразилии используют данную модель бюджетирования.
Еще один важный компонент «открытого правительства» - проект «Открытые НПА». Уже сейчас на портале размещены и обсуждаются все стандарты государственных услуг. Со временем будут размещены и все другие нормативные правовые акты. Это делается для вовлечения граждан в процесс законотворчества, когда каждый может высказать свое мнение и принять участие в разработке НПА, отправив свои замечания и предложения.
Мы также налаживаем открытый диалог с обществом, с 2010 года в Казахстане существует блог-платформа руководителей госорганов, на которой любой желающий может задать свой вопрос и получить ответ в течение 3 дней. Здесь собрано уже более 200 тысяч обращений и размещено почти 80% ответов на них.
Следующий шаг - это создание инструмента для оценки эффективности деятельности госорганов. Он предоставит обществу возможность вносить предложения по улучшению и реформированию государства. Основная цель этого инструмента – ознакомление с результатами ежегодной оценки эффективности государственных органов и предоставление обратной связи относительно адекватности ее результатов.
Фото: articles.gazeta.kz
Астана
Мажилис Парламента РК
Актау
Актобе
Алматы
Бразилия
Великобритания
Испания
Казахстан
Кызылорда
Нью-Йорк
Семей
Франция
Поделиться новостью
Читайте также
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript