Как квалифицировать преступления по отмыванию денег
Фото: zakon.kz
В качестве отмывания денег могут быть квалифицированы и финансовые операции, например, перемещение наличных денег через государственную границу.
Легализация денег, добытых преступным путем, именуемая отмыванием грязных денег, представляет собой одно из наиболее опасных видов экономических преступлений. В основе криминализации рассматриваемого деяния лежит необходимость законодательного регулирования ответственности за отмывание «грязных» денег с позиции ведения тотальной борьбы с организованной преступностью, терроризмом, его финансированием и коррупцией с целью подорвать их финансовую основу.
Современное мировое сообщество борьбе с отмыванием «грязных» денег придает огромное значение. Об этом свидетельствуют: Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 1988 г.), Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 1990 г.), Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (Палермо, 2000 г.) и другие документы мирового сообщества. Формирование теневого капитала происходит в ходе организованной деятельности преступных групп – торговли наркотиками, оружием, незаконного игорного, порно- и наркобизнеса, хищений, контрабанды, мошенничества и других опасных преступлений. Подобный легализованный теневой капитал преступность направляет на приобретение собственности, создание как законных, так и ложных юридических лиц.
Учитывая особую опасность и распространенность этих преступлений, в 1989 г. страны «большой семерки» создали специальную организацию по борьбе с отмыванием денег – FATF (Financial Action Task Force), в которой на тот момент объединились 29 стран для борьбы с отмыванием денег. Активизации международного сотрудничества в борьбе с легализацией преступно нажитых доходов способствовала принятая в конце 1999 г. Конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма, а также Базельское заявление о принципах Группы десяти, и такой документ, как «Сорок рекомендаций», принятый FATF.
При этом, начиная с 1997 г. основным уголовно-правовым средством борьбы с отмыванием «грязных» денег в Республике Казахстан была ст. 193 УК РК, в которой предусматривалась ответственность за совершение финансовых операций и (или) других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным преступным путем, либо иное использование указанных средств или имущества с целью сокрытия их преступного происхождения.
В связи с особой опасностью данного противоправного деяния Казахстан предпринимает последовательные шаги по противодействию легализации преступных доходов, как на законодательном, так и на правоприменительном уровнях. Так, 28 августа 2009 г. Президентом Республики Казахстан подписаны Законы «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма». 21 июня 2012 г. принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконных путем, и финансированию терроризма и обналичивания денег».
Отечественная финансовая разведка, получившая официальное наименование Комитет по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан (КФМ МФ РК), создана на основании постановления Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2008 г. № 387 – в составе Министерства финансов Республики Казахстан.
С 1 января 2015 г. вступил в силу новый Уголовный кодекс РК, в статье 218 которого законодатель, с учетом рекомендаций международных конвенций против отмывания «грязных» денег, предусмотрел ответственность за новый состав легализации (отмывания) денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем.
Объектом рассматриваемого преступления являются экономические интересы государства, связанные с финансовыми операциями или другими сделками с деньгами или иным имуществом. Совершая данное преступление, виновный посягает на эти интересы, осуществляя финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо преступным путем. Предметом преступления могут быть деньги и иное имущество, приобретенные преступным путем. То есть для квалификации отмывания денег или иного имущества по статье 218 УК требуется, чтобы они были приобретены преступным путем.
Деяние, направленное на имитацию происхождения денег и иного имущества из легальных источников, должно выразиться в форме:
а) вовлечения в законный оборот денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем;
б) совершения сделок в виде конверсии или перевода имущества, представляющего доходы от уголовных и (или) административных правонарушений;
в) сокрытия или утаивания его подлинного характера, источника, места нахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежности, если известно, что такое имущество представляет доходы от уголовных и (или) административных правонарушений;
г) владения и использования этого имущества;
д) посредничества в легализации денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем.
Под сделками, указанными в статье 218 УК, следует понимать действия с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом (независимо от формы и способов их осуществления, например, договор займа или кредита, банковский вклад, обращение с деньгами и управление ими в задействованном хозяйственном проекте), направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей. К сделкам с имуществом или деньгами может относиться дарение, наследование и др. Ответственность по данной статье наступает и в тех случаях, когда виновным лицом совершена одна операция или сделка с приобретенными преступным путем деньгами или имуществом.
В качестве отмывания денег могут быть квалифицированы и финансовые операции, не являющиеся сделками, например, перемещение наличных денег через государственную границу.
Типичной операцией по отмыванию денег является классический увод криминальных денег (например, доходов от торговли наркотиками) от контроля со стороны правоохранительных органов (например, в банковские учреждения государств с жестко охраняемой банковской тайной) с их последующим вложением в легальный бизнес. При этом доходы от преступной деятельности принимают вид доходов от легального бизнеса (например, товар закупается за рубежом полностью или частично за криминальные деньги, а реализуется легально), что позволяет создать видимость легальных источников дохода (прибылей), уплатить налоги и тратить безнаказанно полученные деньги.
С объективной стороны данное преступление характеризуется действиями, образующими понятие легализации (отмывания) денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем.
В соответствии со статьей 1 закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» под легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, понимается «вовлечение в законный оборот денег и (или) иного имущества, полученного незаконным путем, посредством совершения сделок, а равно использование указанных денег и (или) иного имущества».
Согласно пункту 10 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 18 июня 2004 года «О некоторых вопросах квалификации преступлений в сфере экономической деятельности» дается следующее определение легализации: «Под… легализацией денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, следует понимать любую форму выпуска в обращение полученных заведомо незаконным путем неподдельных денег или иного в действительности существующего имущества с официальным приданием им статуса имущества, законно находящегося в обороте».
Легализацию как состав преступления с объективной стороны составляют следующие деяния:
а) вовлечение в законный оборот денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем;
б) совершение сделок в виде конверсии или перевода имущества, представляющего доходы от уголовных и (или) административных правонарушений;
в) сокрытие или утаивание его подлинного характера, источника, места нахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежности, если известно, что такое имущество представляет доходы от уголовных и (или) административных правонарушений;
г) владение и использование этого имущества;
д) посредничество в легализации денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем.
На практике для легализации преступно нажитых денег или другого имущества используют усложненные схемы, состоящие из ряда сделок и операций, основной целью которых является исключить возможности нахождения таких средств.
Чаще всего такие схемы отмывания совершаются путем покупки недвижимости, с последующей их продажей, аккумулирования денежных средств на счета в зарубежных банках, перемещение их из одного иностранного финансового учреждения в другое и т.д.
По конструкции рассматриваемый состав преступления формальный и считается оконченным с момента совершения деяния. Субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом.
Имеется в ст. 218 УК также и стимулирующее положение. Так, в соответствии с примечанием к ст. 218 УК лицо, добровольно заявившее о готовящейся либо совершенной легализации денег и (или) имущества, полученных преступным путем, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится составов преступлений, предусмотренных частями второй или третьей ст. 218 УК, или иного преступления.
Вместе с тем, хотя и сущность легализации преступных доходов раскрыта в диспозиции ст. 218 УК и вышеназванных международных конвенциях, уголовно-правовая оценка субъективных признаков легализации (отмывания) преступных доходов вызывает затруднения и порождает спорные решения правоприменительных органов.
Наиболее неоднозначное понимание характерно для такого признака, как цель легализации (отмывания) – придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами и иным имуществом, приобретенным преступным путем.
Хотя придание правомерного вида и является сущностной характеристикой легализации (отмывания) преступных доходов, некоторые правоприменители считают, что ни законодательство, ни разъяснения судебных органов, ни юридическая литература не раскрывают содержание данного признака с достаточной степенью определенности.
Поскольку легализация преступных доходов – это относительно новый вид преступления для Казахстана, на сегодняшний день не сложилась в достаточной степени необходимая практика правоприменительной деятельности, отсутствует надлежащий опыт у оперативно-розыскных работников и следователей, относящийся к выявлению, раскрытию, расследованию и профилактике данного вида преступной деятельности. Однако проблемы выявления и квалификации данного вида экономических преступлений, думаю, нормализуются по мере выработки судебно-следственной практики.
В большинстве случаев легализация (отмывание) преступных доходов происходит поэтапно и растягивается на значительные отрезки времени, в отношении преступных активов могут совершаться серии разнородных сделок и финансовых операций. В таких случаях у правоприменителей возникает вопрос, охватывается ли содеянное единым умыслом или требует квалификации по совокупности преступлений.
В теории уголовного права по этому поводу высказывались различные точки зрения. С одной стороны, легализацию (отмывание) преступных доходов, совершаемую с одним и тем же предметом, одним и тем же лицом или группой лиц, предлагается расценивать как единое продолжаемое преступление. С другой стороны, существует мнение, что при совершении нетождественных, разнородных сделок и финансовых операций в процессе легализации преступных доходов нельзя считать содеянное единым продолжаемым преступлением. В противовес последней позиции высказывается мнение, что действия по легализации преступных доходов следует признавать тождественными только потому, что они охватываются понятием сделки.
Анализ же судебно-следственной практики показывает, что при решении вопроса о признании легализации преступных доходов продолжаемым преступлением, суды и органы уголовного преследования исходили из доказанности таких признаков, как тождественность двух и более сделок или финансовых операций, а также умысел и цель на совершение единого преступления.
Исходя из этого, можно сформулировать характерные для легализации преступных доходов частные признаки, указывающие на ее продолжительный характер, как последовательная легализация одних и тех же преступных доходов, однородные сделки или финансовые операции по легализации преступных доходов, совершаемые без существенного разрыва во времени.
В целом в правоприменительной практике наметилась отчетливая тенденция признания легализацией (отмыванием) любого распоряжения преступными доходами в результате сделок или финансовых операций в отсутствие неоспоримых целей придания им правомерного вида. В таких условиях возможно и возникновение негативных последствий. В частности, применение ст. 218 УК РК может противоречить принципу справедливости, согласно которому в соответствии со ст. 4 УК РК никто не может нести ответственность за одно и то же преступление дважды, поскольку распоряжение преступно нажитым имуществом охватывается составом предикатного преступления.
Или же могут совпасть области применения ст. 218 и ст. 196 УК РК (приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем), поскольку совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, представляет собой не что иное, как сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем.
В этой связи, необходимо точно знать признаки разграничения сходных составов преступлений во избежание неправильной квалификации преступлений и незаконного привлечения к уголовной ответственности.
Омирсерик Кожабаев, судья Верховного Суда РК
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript