Ответы на актуальные вопросы о поправках в Земельный кодекс, которые должен знать каждый
Zakon.kz
Ни один иностранец не имеет права покупать ни сантиметра земли Казахстана.
Служба Центральных Коммуникаций при Президенте РК представила ответы на часто задаваемые вопросы о поправках в Земельный кодекс РК, передает Zakon.kz.
1. Кто может купить землю в частную собственность?
Ни один иностранец не имеет права покупать ни сантиметра земли Казахстана. Казахстанцы могут купить землю сельхозназначения в частную собственность, во-первых, по льготной цене (50%), выкупая арендованную землю с рассрочкой до 10 лет, и, во-вторых, через аукцион. На иностранцев данная норма не распространяется.
Из 100,8 млн га земель сельхозназначения, которые сейчас находятся в обороте, 1,3 млн га. земли находятся в частной собственности у граждан Казахстана, а 99,5 млн га - в аренде. Традиционно на этих землях выращивают различные зерновые, масличные, кормовые, овоще-бахчевые и плодовые культуры и занимаются животноводством - мясо-молочным производством. По итогам 2015 года объем сельхозпроизводства в денежном выражении составил 2,7 трлн. тенге.
Из 99,5 млн. га у иностранцев находится всего лишь 65 тыс. га земли – а это приблизительно 0,06% - и только в аренде. Но стоит отметить, что из них наибольшая часть – 45 тыс. га - арендована совместными предприятиями, долями в которых напрямую владеют казахстанцы.
Примерное распределение арендованных земель в ряде регионов следующее: в Актюбинской области - 29 тыс. га, Жамбылской – 13,5 тыс. га, в Акмолинской – 8,6 тыс. га и.
При этом россияне арендуют 10 236 га, резиденты Китая - 282 га, ОАЭ - 859 га, Турции - 7 га и прочие.
2. Насколько законодательство исключает возможность для иностранцев находить обходные пути для получения земли в собственность?
Законодательством устанавливается не только запрет на приобретение иностранцами земель сельхозназначения в частную собственность, но и предусматриваются механизмы, исключающие возможность для иностранцев обойти этот запрет.
Если иностранец попытается приобрести земельный участок в собственность, используя ухищрения, такие как фиктивный брак, покупка доли в ТОО или просто захочет купить землю на вторичном рынке, то в органах юстиции ему в любом случае будет отказано в регистрации таких прав.
Юридически, без такой регистрации, право собственности не возникает.
Таким образом, государство через процедуру регистрации в органах юстиции контролирует соблюдение ограничений, установленных для иностранцев.
Более того, о наличии законодательного запрета иностранный гражданин и потенциальный продавец земельного участка узнают, когда придут к нотариусу для заключения сделки.
Государство позаботилось об установлении запрета нотариусам удостоверять такие сделки, вплоть до привлечения к ответственности. При этом сделка не будет иметь правовых последствий.
3. В обществе существует такое опасение, что иностранцы могут получить земельные участки в собственность посредством приобретения доли в казахстанском юридическом лице, имеющем землю на праве собственности. Так ли это?
Данный вопрос следует рассматривать с двух аспектов.
Первый. Если доля, приобретаемая иностранцем, будет превышать 50%, то земельный участок такого юридического лица будет подлежать в течение трех месяцев отчуждению или должен быть переоформлен на право землепользования (аренды).
В случае неисполнения данного требования, акимат подает иск о возврате земельного участка государству.
Государство в свою очередь будет выявлять такие факты посредством взаимодействия информационных систем, которые содержат информацию о размерах долей участников юридических лиц и всех юридических лиц - собственников земельных участков.
В случае выявления юридических лиц, имеющих на праве собственности земельные участки, доля иностранцев в которых превышает 50%, эта информация будет отправляться в акимат для проведения работ по отчуждению, переоформлению земельного участка на право аренды или обращения в суд с иском о его возврате.
Второй. Если доля иностранца будет менее 50%, то никаких последствий для этого юридического лица не наступит.
4. А в случае, если иностранец приобретает долю менее 50%, в таком юридическом лице, не обходит ли он запрет?
В соответствии с гражданским законодательством, такой иностранец - участник юридического лица не будет иметь права на его имущество, в том числе на земельный участок, а лишь имеет право на долю в уставном капитале.
Другими словами, собственником такого земельного участка является не иностранный гражданин, а юридическое лицо – резидент Казахстана, которое зарегистрировано и осуществляет деятельность по нашему законодательству и платит здесь налоги.
В случае, если иностранец захочет выйти из состава участников и получить свою долю землей, у него это не получится, так как он просто не сможет зарегистрировать свои права на землю.
Это также относится и к случаям, когда участниками юридического лица являются супруги, один из которых иностранец.
При этом следует учитывать специфику такой организационно-правовой формы как Акционерное общество. В АО нет долей, все имущество выражено в акциях, которые в свою очередь свободно обращаются на рынке, являясь ценными бумагами, которые могут продаваться и покупаться на биржах.
В этой связи нет необходимости контролировать доли акций, принадлежащих иностранцам, так как иностранный акционер, даже обладающий 100% -ной долей акций, не сможет получить землю в свою собственность аналогично иностранцу, собственнику любого другого юридического лица.
Резюмируя изложенное, право частной собственности на земельный участок сельхозназначения может находиться только у казахстанской компании, и при выходе из состава ее участников иностранец имеет право лишь на долю юридического лица, выплачиваемую в денежном выражении, а не на земельный участок.
5. Кто может взять землю в аренду?
По новому законодательству земли в аренду будут предоставляться иностранцам через конкурс. Правительство утверждает максимальный размер земли в одни руки для иностранцев по каждому району области. Например, в Акмолинской области, Шортандинском районе – это 1000 га. Условия конкурса таковы, что потенциальный арендатор в обязательном порядке должен предоставить план использования земли. Государство гарантирует жесткий и систематический контроль над проведением конкурса и соблюдением требований по использованию земли. Если иностранцы нарушают наши требования, мы имеем право расторгнуть контракт и изъять земельный участок у них. С правилами рационального использования земель сельхоз назначения можно ознакомиться здесь.
6. Может ли государство отобрать землю?
Да, может. В случаях, если земля не используется по назначению - она не обрабатывается или на ней не производится продукция, то государство имеет право изъять ее.
Второе, если контроль над качеством показывает, что земля используется ненадлежащим способом (используются запрещенные химикаты), в результате чего земля превращается в песок. Земля также изымается в том случае, если хищнически эксплуатируется. Все эти меры принимаются вне зависимости от того, находится ли земля в частной собственности или в аренде.
7. Может ли гражданин Казахстана выкупить землю, взятую в аренду?
Да, может. Для казахстанцев предусматриваются особые льготные условия: выкуп арендованной земли за полцены в рассрочку до 10 лет. На иностранцев данная норма не распространяется.
8. Что будет с арендованной землей в случае ее недобросовестного использования казахстанцами или иностранцами, если их действия приведут к истощению земли и ее отравлению запрещенными химикатами? Кто и как это должен контролировать?
Казахстанским законодательством запрещены к использованию химикаты, не включенные в официально разрешенный список пестицидов.
Агрохимическая служба МСХ и земельные инспекции акиматов постоянно контролируют качество почвы и состояние земель.
При нарушениях законодательства предусмотрены жесткие меры вплоть до изъятия земли.
Органами контроля при акиматах проведены проверки земельных участков субъектов агропромышленного комплекса на предмет соблюдения земельного законодательства. В результате проведенной работы в 2015 году и первом квартале 2016 года выявлено 263,9 тыс. га нерационально используемых земель сельскохозяйственного назначения.
В минувшем году 187 собственникам и землепользователям выданы предписания об устранении нарушений земельного законодательства, в том числе 171 субъект привлечен к административной ответственности в виде штрафа на сумму 169,5 млн. тенге.
В первом квартале 2016 года 7 собственникам и землепользователям выданы предписания об устранении нарушений земельного законодательства, в том числе 5 субъектов привлечены к административной ответственности в виде штрафа на 106 тыс. тенге.
9. Сколько стоит земля?
Стоимость конкретного земельного участка определяется в соответствии с базовыми ставками.
К базовым ставкам применяются поправочные коэффициенты в зависимости от качественного состояния земельного участка, его местоположения, водообеспечения, удаленности от центров обслуживания и т.д.
К примеру, чем дальше земельный участок от населенного пункта, объекта инфраструктуры, тем ниже понижающий коэффициент.
Стоимость осуществляется индивидуально по каждому земельному участку.
Окончательная цена земельного участка определяется аукционом.
10. Сколько земли может приобрести один человек?
Утверждены предельно максимальные размеры земель сельхозназначения в пределах одного административного района, которые могут находиться в частной собственности и аренды.
11. Если казахстанец купит землю на аукционе, может ли он перепродать ее иностранцу?
Нет, не может. Это запрещено законодательством.
12. Есть сомнения, что аукцион и конкурсы проходят открыто и честно. Что делается в этом направлении?
Законом четко установлен порядок проведения торгов, аукцион - для граждан, конкурс - для иностранцев.
Механизм проведения торгов исключает коррупцию при распределении земель. Аукцион по своей сути обеспечивает принципы гласности, состязательности между потенциальными покупателями и открытую конкуренцию.
13. Кто контролирует долю иностранной рабочей силы в стране? Есть также опасения, что иностранцы займут рабочие места при создании совместного предприятия.
По притоку иностранных граждан в Казахстан хотелось бы пояснить, что за 5 лет количество иностранцев, прибывающих в Казахстан, практически не меняется. Ежегодно у нас в республике в среднем с различными целями въезжает (регистрируется) более одного миллиона иностранных граждан. Это туристы, командировочные, студенты, рабочие и пр. Из них в основном (80-90%) - это граждане стран СНГ.
Трудовая деятельность иностранных работников в Казахстане регулируется через квоты, т.е. постановлением правительства устанавливается максимальное количество иностранцев, приезжающих в нашу страну на заработки. Эта квота не превышает 0,7% от экономически активного населения. Например, в 2016 году квота составила 63 тыс. человек. В предыдущем году размер квоты был примерно такой же, однако в 2015 году было выдано всего 32 тыс. разрешений. Таким образом, квота была освоена всего на 50%.
При этом, квота предусматривает привлечение квалифицированных работников, дефицит которых отмечается на отечественном рынке труда. Из них только 2054 человек приехало для сельскохозяйственных работ.
14. Может ли иностранный землепользователь, арендовавший землю в Казахстане, привлечь своих сограждан для совместной работы.
Привлечение иностранной рабочей силы в Казахстане ограничено государственной ежегодной квотой и распространятся исключительно на квалифицированных работников. На 2016 год квота составила не более 63 тыс. человек и не превышает 0,7% от общего количества казахстанских работников. Срок действия разрешения для иностранцев не превышает одного года, по истечении которого он обязан покинуть Казахстан.
Кроме того, количество иностранных работников не должно превышать 10% от общего количества работающих в том или ином предприятии. Эта норма распространяется только на работодателей.
15. Не лишатся ли казахстанцы своих ранее арендованных земель при внедрении законодательных норм?
Принятым Законом не отменяется предоставленное ранее право аренды действующих землепользователей.
Никто не заставляет их выкупать арендованную землю прямо сейчас. Они могут использовать ее до окончания срока аренды.
При этом действующим землепользователям предоставляется право выкупа в частную собственность ранее предоставленных в аренду земельных участков со скидкой в размере 50%.
Кроме того, данную сумму возможно оформить в рассрочку сроком до 10 лет.
(В соответствии с Законом РК от 2 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан»
статья 171 Земельного кодекса).
16. Я живу в селе и готов купить землю. Что мне надо сделать для этого?
Во-первых, быть информированным и следить за объявлениями. Акиматы публикуют объявления о проведении аукциона не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до объявленной даты проведения аукциона. Объявления со сведениями о земельных участках, выставленных на аукцион, можно найти в областных периодических печатных изданиях, на официальном сайте акимата и платформе Электронного правительства.
Для участия в аукционе необходимо просто обратиться в акимат и подать заявку.
Не стоит забывать, что с 1 июля 2016 года планируется выставить на аукцион для казахстанских граждан порядка 1,7 млн. га сельхозземель.
17. Я бизнесмен. Где я могу взять информацию по поводу качества земли и подо что ее использовать?
Объявления о проведении аукциона должно содержать все необходимые сведения о земельном участке, в том числе качественные характеристики и целевое назначение.
18. Для чего Казахстану необходимо привлекать иностранные инвестиции в сельское хозяйство? Разве мы сами не можем освоить свои земли?
Несмотря на активное развитие отечественного сельского хозяйства, наша страна имеет большой неиспользуемый потенциал. К примеру, Казахстан обладает 147 млн. га пастбищ и граничит с двумя странами, крупнейшими потребителями говядины. Это Россия и Китай, которые закупили говядину в 2014 году на сумму более 4 млрд. долл. США. При таких потенциальных потребителях мы не используем наши возможности.
А в чем же причины? Основная причина – это недостаток инвестиций в сельское хозяйство, связанный с высокими финансовыми затратами производства, большим сроком его окупаемости, отсутствием инфраструктуры на селе, включая объекты по переработке и хранению сельхозпродукции и соответственно оттоком кадров.
А нехватка инвестиций в свою очередь проявляется, в первую очередь, в низкой технической оснащенности отрасли (80% парка сельскохозяйственной техники области изношено).
Во-вторых, из-за низкого финансового обеспечения многие крестьяне, не используя удобрения, снижают плодородие почвы.
Кроме того, исторически казахи были самыми умелыми животноводами, и сегодня фермеры восстанавливают былой потенциал отрасли. А вовлечение инвестиций привело бы к активному развитию этого направления.
При этом приток инвестиций в сельское хозяйство в 2015 году составил 167,0 млрд. тенге, что в 23 раза меньше, чем в промышленность. Поэтому привлечение иностранных компаний в развитие агропроизводства позволит внедрить новые агротехнологии, сельхозтехнику, семенной материал, удобрения и др.
Мы, казахстанцы, будем употреблять свои отечественные продукты: мясо, фрукты, овощи, выросшие на нашей земле. А иностранные компании при этом будут платить налоги, создавать рабочие места, улучшать инфраструктуру села, повышать квалификацию наши работников. Мы должны стремиться к обеспечению продовольственной безопасности, снижению импортозависимости, а также увеличению экспортного потенциала.
Более того, в Казахстане существуют благоприятные условия для производства органической продукции, которая проявляется, прежде всего, в исторически низком уровне химизации земель и платежеспособности близлежащих рынков.
В конце 2015 года мы приняли закон о производстве органической продукции, который позволит нам создать систему поддержки и регулирования органического производства, позволяющую обеспечить население продукцией высокого качества, а производителей - справедливой ценой.
Имеются также и глобальные предпосылки.
Первое, это рост населения. С учетом прогнозов по росту численности населения, к 2050 году необходимо будет производить на 60% больше продовольствия, чем сейчас, а в развивающихся странах - в 2 раза больше нынешнего объема.
И второе, мировой сельскохозяйственный потенциал истощается, что может привести к значительному росту дефицита продовольствия.
Поэтому, учитывая сравнительно небольшое собственное население, Казахстан будет играть важную роль в стабилизации и улучшении продовольственной ситуации в мире.
Мировая практика показала, что только окупаемость средств, вложенных в сельское хозяйство, составляет минимум 10 лет, а извлечение прибыли и дальнейшее развитие этого производства требует более длительного срока.
Например, срок аренды для иностранцев в России составляет 49 лет, в ОАЭ – 99 лет. И это не случайно.
19. Вопросы получения гражданства (фиктивные браки, получения гражданства супругами Казахстанцев и получение ими доли земли).
В гражданство Республики Казахстан могут быть приняты иностранцы, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан не менее 5 лет, либо состоящие в браке с гражданами Республики Казахстан не менее трех лет.
Данная норма урегулирована статьей 16 Закона Республики Казахстан «О гражданстве».
В случае, если для получения гражданства иностранец заключил фиктивный брак с гражданином/гражданкой Республики Казахстан, то в таком случае полученное иностранцем гражданство Казахстан аннулируется.
Это также четко урегулировано законодательством Казахстана. Так, пунктом 6) статьи 21 Закона Республики Казахстан «О гражданстве» предусмотрено, что гражданство Республики Казахстан утрачивается, если брак с гражданином Республики Казахстан, послуживший основанием для приобретения лицом гражданства Республики Казахстан, признан судом недействительным.
20. Какими объективными показателями доказано, что введение частной собственности на земли сельхозназначения в нашей стране привело к их более эффективному использованию по сравнению с долгосрочной арендой (в мировой практике нет убедительных доказательств экономического преимущества частной собственности на землю перед ее арендой)?
Когда человек имеет в частной собственности землю, он к этой земле относится ответственно, использует ее, зарабатывает на ней деньги. Однако, получив землю в аренду и заплатив за аренду мизерные деньги (в среднем 200 тг/га), казахстанские граждане не заботятся о земле.
По результатам инвентаризации сельхозземель (2012-2014 годы) выявлено 19,2 тыс. земельных участков на площади 7,4 млн.га неиспользуемых земельных участков.
Также установлено снижение уровня плодородия почв.
Анализ показал, что в большой степени не используются либо используются с нарушением законодательства именно земли, находящиеся в аренде, поскольку главной целью арендаторов, как правило, является эксплуатация полезных свойств земли, как природного ресурса, без вложения каких-либо средств на восстановление его полезных свойств, по принципу получения «сиюминутной прибыли» в течение срока аренды.
Не все нынешние арендаторы используют землю добросовестно, не внедряются современные технологии по возделыванию земли.
В связи с чем, в рамках 35-шага Плана наций приняты меры по обеспечению эффективного и рационального использования земель сельхозназначения путем внедрения механизмов по передаче их в частную собственность.
21. При заключении брака иностранца с гражданином РК, в случае если они приобрели землю, может ли иностранец стать собственником этой земли?
Законодательством четко разграничено, что право частной собственности на земли сельхозназначения может принадлежать только гражданину РК, право аренды – иностранцу.
Таким образом, брачные отношения не влияют на вид права по отношению к земле.
В случае развода у казахстанского супруга (супруги) его часть земли остается в частной собственности, а у иностранного - в аренде.
22. Какой будет дальнейшая судьба сельхозучастников: а) если после их приобретения в собственность участие зарубежного капитала в совместных компаниях-покупателях будет расширено до доли свыше 50 процентов; б) если они будут фигурировать в качестве залога в иностранный банк?
В соответствии со статьей 24, юридическим лицам, в уставном капитале которых доля иностранцев составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками сельхозназначения только на праве аренды сроком до 25 лет.
В случае увеличения участие (доли) зарубежного капитала в юридическом лице, согласно требованиям статьи 66 Земельного кодекса, участок должен быть отчужден или переоформлен на право аренды в течение 3-х месяцев.
В случае неисполнении указанных требований законодательства местный исполнительный орган по местонахождению земельного участка направляет иск в судебные органы об изъятии земельного участка в государственную собственность.
В случае, если даже казахстанская земля будет передана в залог в иностранный банк, то иностранный банк не сможет приобрести право собственности на нее.
Справочно: согласно статье 24 Земельного кодекса (в редакции, вводимой в действие с 1 июля 2016 года), иностранные лица могут обладать земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве временного землепользования на условиях аренды сроком до двадцати пяти лет.
И в этом случае, в соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса, иностранное лицо должно принять меры в течение трех месяцев по отчуждению земли или переоформлению права на землю. В случае неисполнения этого требования, местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения подает иск о возврате земельного участка по его месту нахождения.
Фото: ortcom.kz.
Поделиться новостью
Читайте также
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript