В Казахстане растет преступность среди несовершеннолетних
Zakon.kz
Проблема детей, оказавшихся вне школы, по-прежнему остается острой.
Международная тюремная реформа (Penal Reform International) в Центральной Азии совместно с Комитетом по охране прав детей Министерства образования и науки РК провела в Астане круглый стол по реформированию специальных организаций образования для детей, находящихся в конфликте с законом, сообщает Zakon.kz.
Поясним сразу: в Казахстане для детей и подростков, которые находятся в конфликте с законом и не хотят учиться в школе, существуют специальные организации образования, где с ними проводится социально-педагогическая работа, направленная на профилактику правонарушений и асоциального образа жизни. Специальные организации для детей с девиантным поведением – это учебно-воспитательное учреждение, в которое помещаются дети, систематически совершающие административные правонарушения, злостно уклоняющиеся от получения образования, систематически уходящие из семьи, совершающие иные антиобщественные действия со сроком от месяца до года. На сегодня в таких учреждениях насчитывается около 200 несовершеннолетних.
По словам Регионального директора представительства PRI в Центральной Азии Азамата Шамбилова, у нас по-прежнему остается острой проблема детей, оказавшихся вне системы общего образования и подверженных антисоциальному поведению. Данная категория детей нуждается в особом уходе и заботе, с ними нужно проводить комплексную работу по ресоциализации в общество. Наличие эффективных социально-психологического и медико-педагогического методов работы с ними поможет возвращать в общество полноценных граждан страны».
Между тем, в Казахстане растет преступность среди несовершеннолетних. Так, только за первый квартал этого года рост составил 28%. «Рекорд» в этом установила Карагандинская область, где этот показатель составил 46,5%. Более чем на 42% выросло количество преступлений, совершенных всеми категориями лиц в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Это говорит о том, что нужно усилить работу по предупреждению преступности среди несовершеннолетних, выработать конкретные программы превенции преступности и работы с семьями. Поэтому на астанинской встрече представители госорганов и эксперты из Казахстана, России, Кыргызстана и Грузии в сфере защиты прав ребенка, всесторонне обсуждали концепцию реформирования деятельности специальных организаций образования. На первом плане стоит эффективное социальное и психологическое сопровождение детей, находящихся в конфликте с законом.
Работа с трудными детьми – одна из основных составляющих системы социальной работы во многих странах. Значимость оказываемых специальными организациями образования услуг обусловила необходимость их реформирования и внедрения более эффективных способов поддержки детей, вступивших в контакт с законом. Для того, чтобы реформа была применима на практике, нужно учесть все мнения и предложения, высказанные как государственными органами Казахстана, так и неправительственными организациями, работающих в сфере защиты прав детей, считают спикеры.
Исполняющая обязанности председателя Комитета по охране прав детей МОН РК г-жа Абдыкарим М. отметила, что в странах СНГ имеется передовой опыт по работе с детьми в конфликте с законом, поэтому и были приглашены их эксперты.- Вопрос о закрытии специальных школ не стоит, - отметила она. – Сейчас необходимо пересмотреть работу психологических служб этих организаций, чтобы не было повторного попадания детей в туда. Мы тоже принимаем меры по реформированию, у нас уже имеются положительные наработки, руководители данных учреждений не равнодушные люди, им небезразлична судьба детей.
Судья Верховного суда РК Галия Ак-куова прокомментировала, что одной из новелл в законодательстве является то, что вопрос о направлении детей в специальные организации образования для детей с девиантным поведением рассматривается в судебном порядке. Если смотреть на статистические данные с 2014 по первый квартал 2016 года, цифры существенно не разнятся, а находятся на том же уровне. К примеру, в 2014-м были рассмотрены 197 заявлений о направлении в специальные организации, а в 2015 - 198. Соответственно направлены 175 и 171. В организацию образования с особым режимом были направлены 20 детей в 2014-м и 11 - в 2015.
- У нас созданы специальные курсы обучения как для судей ювенальных судов, так и для судей судов общей юрисдикции, которые рассматривают дела, связанные с несовершеннолетними не только по применению права, - отметила судья. – Мы также пытаемся проводить занятия, как проводить процесс, поскольку судьи должны иметь навыки общения с детьми, знать психологию ребенка и другие вопросы в отношении несовершеннолетних.
Всего в Казахстане для подростков, находящихся в конфликте с законом, и нуждающихся в особых условиях воспитания и коррекции поведения, функционирует 7 специальных школ – в Алматы, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областях. Одна организация образования с особым режимом содержания дислоцирована в пос. Белоусовке ВКО. Сюда помещаются несовершеннолетние, систематически совершающие преступления до достижения возраста уголовной ответственности, а также осужденные за совершение преступления средней тяжести или тяжкого, и освобожденные судом от уголовной ответственности в связи с применением мер воспитательного воздействия сроком от 6 месяцев до двух лет. В такие организации несовершеннолетние направляются только по решению суда сроком от месяца до года. Территория таких учреждений охраняется, свободный вход для посторонних лиц ограничен.
Учебная деятельность учреждений осуществляется в соответствии с учебными планами и программами, разработанными на основе государственных стандартов образования. По мнению экспертов, значимость оказываемых специальными организациями образования услуг обусловила необходимость соответствующего научно-методического сопровождения их деятельности. В частности, необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, регулирующую их деятельность. Кроме того, требуют уточнения нормативы штатной численности работников этих учреждений, а также профессиональная подготовка персонала, так как качество подготовки персонала учреждений зачастую оставляет желать лучшего.
Основными причинами сложившегося положения являются отсутствие в регионах квалифицированных специалистов, условий быта, невысокая зарплата, проблемы с жильем, с повышением квалификации и переподготовки работников. Кроме того, наблюдается недостаточное межведомственное взаимодействие на муниципальном и региональном уровнях. Все это мешает более эффективно решать проблем жизнедеятельности специальных организаций образования.
Торгын Нурсеитова
Астана
Верховный суд
Грузия
Актау
Актобе
Алматы
Казахстан
Кызылорда
Кыргызстан
Семей
Центральная Азия
Поделиться новостью
Читайте также
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript