Дополнительные допинг-пробы: Казахстан готовит алиби для олимпийцев
Zakon.kz
Казахстанские участники Олимпийских Игр в Рио проходят предолимпийское допинговое тестирование, являющееся дополнительным для казахстанских олимпийцев, сообщила в понедельник пресс-служба Национального Олимпийского комитета страны.
Дополнительный допинг-контроль пройдут все 104 казахстанских спортсмена, которые выступят на XXXI летних Олимпийских Играх в Рио-де-Жанейро в 26 видах спорта. Эта работа началась 20 июля этого года и должна завершиться в понедельник, 1 августа. Тестирование проводится по поручению президента Национального Олимпийского комитета Республики Казахстан Тимура Кулибаева и казахстанского министра культуры и спорта Арыстанбека Мухамедиулы, сообщает ИА Новости-Казахстан.
"Для получения объективных результатов, пробы, взятые во время данных тестов направлены в независимую, аккредитованную Всемирным антидопинговым агентством (WADA) лабораторию в городе Дрезден (Германия). Проведение дополнительного тестирования финансируется Корпоративным Фондом "Фонд поддержки спорта" при Министерстве культуры и спорта Республики Казахстан. В случае, если среди результатов тестирования окажутся пробы с неблагоприятным результатом, к таким атлетам будут применены жесткие санкции на национальном уровне", — говорится в сообщении НОК.
Проще говоря, такой атлет будет снят самим руководством национальной сборной до начала Олимпиады и дисквалифицирован национальной федерацией по соответствующему виду спорта. Национальный Олимпийский комитет Казахстана уже получил письмо от Международного Олимпийского комитета, в котором говорится о том, что МОК поддерживает мероприятия казахстанской стороны, направленные на борьбу с допингом в спорте. Но на самом деле основным мотивационным моментом для принятия решения о проведении дополнительного тестирования были угрозы со стороны международных спортивных федераций, а не похвала МОК.
Казахстанские тяжелоатлеты висели на волоске
Скандал, разразившийся с национальными сборными России в легкой и тяжелой атлетике, вполне мог спроецироваться и на казахстанских тяжелоатлетов. Напомним, что российские сборные по этим двум видам спорта были недопущены к олимпийским турнирам именно как команды, вне зависимости от того, есть ли в их составах незаподозренные в применении допинга атлеты, или нет.
Напомним, что в июне, за месяц до скандалов с решением МОК о допуске российских атлетов к ОИ, на волоске подвисло выступление сразу трех национальных сборных по тяжелой атлетике в Рио. Международная федерация тяжелой атлетики (IWF) на своем исполкоме в Тбилиси приняло решение о том, что национальная сборная любой страны может быть дисквалифицирована на международной арене на год из-за наличия положительных допинг-проб у трех и более участников Олимпиад-2008 и 2012.
Такие "результаты" на тот момент продемонстрировали Россия, Казахстан и Белоруссия. Более того, уже после того, как сборная Казахстана была официально допущена к олимпийскому турниру, несмотря на положительные результаты повторных допинг-проб казахстанских олимпийских чемпионов Ильи Ильина, Майи Манезы, Зульфии Чиншанло и Светланы Подобедовой с победной для них Олимпиады-2012, казахстанские тяжелоатлеты вновь умудрились "засветиться" с положительным результатом анализов на наличие запрещенных препаратов.
"Согласно сообщению Международного Олимпийского Комитета, в результате перепроверки допинг-проб призеров и участников Олимпийских Игр в Лондоне, неблагоприятный результат был выявлен у казахстанского тяжелоатлета Алмаса Утешова, который стал 7-м в категории до 94 килограмм", — сообщила недавно национальная федерация тяжелой атлетики. Причем аналогичные вещества были найдены в допинг-пробе Утешова после чемпионата мира 2015 года в Хьюстоне. На данный момент тяжелоатлет отстранен от соревнований.
А затем настал черед казахстанца Владимира Седова, который в начале июня, после появления информации о положительной пробе Ильи Ильина, устроил на национальном первенстве страны в Талдыкоргане своеобразный перфоманс. Седов вышел на помост в футболке с фото российского тяжелоатлета Алексея Иванова, который проиграл Ильину в Лондоне и швырнул эту футболку в зал со словами: "Вот, кто настоящий олимпийский чемпион!". По иронии судьбы, примерно в одни сроки у Седова и у Иванова также были обнаружены следы запрещенных веществ.
У Седова они обнаружились в допинг-пробе с Олимпиады-2008 в Пекине. По итогам перепроверки, которую организовал Международный олимпийский комитет (МОК) совместно со Всемирным антидопинговым агентством (WADA), у Седова в пробе "А" был обнаружен станозолол. А у Иванова – в повторной пробе с олимпийских игр в Лондоне, где он был вторым за Ильиным. В общем, казахстанским тяжелоатлетам надо "проставляться" перед россиянами, которые в июле настолько "нашумели" своей борьбой со Всемирным антидопинговым агентством в спортивных судах, что международной федерации по тяжелой атлетике стало просто не до Казахстана.
Потому что формально (учитывая совокупное количество "подозреваемых" к началу августа) IWF вполне могла наложить вето на выступления казахстанских тяжелоатлетов в Рио, по аналогии с российской и болгарской сборными. Российский тяжелоатлет Давид Беджанян по этому поводу высказался так: "Это несправедливость по отношению к нам. Несмотря на то, что у сборных Казахстана и Беларуси ситуация ничуть не лучше, руководители их федераций нашли какие-то силы и аргументы, чтобы сделать что-то. И они выступят на Олимпиаде в Рио, а мы – нет".
Лучше зачиститься самим и заранее!
Руководство национальной олимпийской сборной Казахстана, похоже, прекрасно понимает всю пикантность ситуации, сложившейся с тяжелоатлетами. Также, как понимает всю непредсказуемость сегодняшней мировой антидопинговой системы. Которая то отзывает аккредитацию у национальной антидопинговой лаборатории в Рио на полгода за ложноположительные (!) результаты, то торжественно возвращает ее в строй незадолго до начала Олимпиады.
Представляете себе, что такое лаборатория, заподозренная в массовой штамповке ложноположительных результатов, которая будет оценивать чистоту крови атлетов на нынешней Олимпиаде? Правильно, это – бомба замедленного действия, которая может рвануть скандалами как во время самой Олимпиады, так и четыре года спустя (а в случае с Ильей Ильиным – и спустя все восемь лет). С этой точки зрения, учитывая общий антироссийский настрой международных спортивных организаций, может оно и к лучшему для российских тяжелоатлетов, что они в Рио не поедут: у WADA появятся другие мишени…
А чтобы казахстанские атлеты не стали такими мишенями, они сейчас и проверяются в дрезденской лаборатории, имеющей аккредитацию WADA. На тот случай, если лаборатория в Рио опять начнет выдавать сенсационные результаты допинг-тестов: атлет, проверенный в Дрездене 1 августа и оказавшийся там "чистым", физически за четыре дня до старта ОИ не может "наглотаться" запрещенных препаратов с пользой для результата. Смысла нет – подавляющее большинство нынешней химии начинает действовать через гораздо более продолжительное время, чем срок в неделю – две.
То есть дрезденские допинг-тесты – это такое своеобразное алиби для национальной сборной Казахстана на тот случай, если ее выступление кому-то не понравится. Не понравится до такой степени, что повторные допинг-исследования будут продолжаться бесконечно долго, пока в ходе этих археологических раскопок от спорта чего-нибудь не найдут. И место для выработки этих алиби-листов выбрано, в общем-то, идеально: дрезденскую лабораторию, в отличие от ее аналога в Рио, никто за ложноположительные результаты от деятельности не отлучал…
Дмитрий Покидаев
Фото AP Photo/ Felipe Dana
Поделиться новостью
Читайте также
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript