Казахстанские хоббиты и Ричарды Львиное сердце

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 11.08.2016 17:09 Zakon.kz
Многие видели на экранах телевизоров, а то и в жизни людей, как будто вынырнувших из прошлого или из экранов фэнтэзи-фильмов.
В доспехах, с мечами и копьями, в одежде средневековых покроев, гусары, мушкетеры и другие разворачивают целые баталии и турниры. Но не все знают, что в Казахстане тоже есть подобное движение энтузиастов.

В последние годы в Казахстане появились целые турниры, где крепкие парни, закованные в броню, бьются на мечах уже в рингах в рамках вполне официальных турниров. Чаще всего, это происходит совместно с более известными турнирами по смешанным единоборствам, иногда называемым среди обывателей «боями без правил». Уже давно казахстанцы принимают участие в зарубежных мероприятиях, чаще всего в России или странах СНГ. Так что же это такое - новый вид спорта, молодежная блажь или вообще секта, решил разобраться Zakon.kz.

Непосвященному, впервые заинтересовавшемуся данной темой, может показаться, что это однородная масса и называют их очень часто ролевики или толкиенисты. Но на самом деле это явление давно приняло масштабные формы, в него вовлечено большое количество людей, которые делятся на различные виды течений, где сформировались свои правила и крупные клубы. Наибольшую известность получили клубы исторической реконструкции и поклонники фантастики в стиле фэнтези. Еще есть отдельная каста, воссоздающая любимых персонажей из игр или художественных произведений. Их называют косплееры.

Хотя в реальности активные участники часто пересекаются, реконструктор может вполне коспелеить, а толкиенист участвовать в исторических турнирах, градация между ними есть и довольно четкая. Более того, есть оформленная конкуренция, перерастающая порой в неприятие друг друга, что характерно для молодежных субкультур. Например, как поклонники хэви-меттала испытывают неприязнь к любителям рэпа и т.п. Однако это больше касается российских клубов, где многочисленность участников позволяет полноценно делиться. В Казахстане же все несколько более компактно и ближе друг к другу.

Но чтобы понять, о чем вообще речь, стоит немного окунуться в историю зарождения движения. Все начиналось с увлечения группой энтузиастов творчеством писателя профессора Толкиена, получившего мировое признание сказкой «Хоббит или туда и обратно» и эпопеей «Властелин колец». Толкиен сумел создать огромный мир Средиземья, который населяли люди и самые разные сказочные существа, как эльфы, хоббиты, гномы, орки, гоблины и многие другие. Все они создавали государства, воевали и заключали союзы, переживали приключения, как на личном, так и вселенском уровне. К тому же писатель, видя, как читатели требуют большей детализации, написал еще большую детализацию мира, обрисовав Творца, его могучих детей Валаров, темного властелина Мелькора и целую летопись своего Средиземья в книге «Сильмарилион». Эта детализация позволила миру профессора Толкиена получиться настолько красочным, настолько отличающимся от господствовавшей тогда научной фантастики, что породило новое направление в литературе фэнтези.

Больше того, мир профессора получился настолько реалистичным, что поклонники жанра решили воссоздать его собственными усилиями. Так появилось ролевое движение толкиенистов, в котором участники, распределив роли, сражались друг с другом, изображая мудрых эльфов, кровожадных троллей, отважных героев и многих других. В Казахстан это движение пришло из Новосибирска в середине 90-х. В Алматы сформировался первый клуб, где участники мастерили мечи и щиты, пытались шить одежду и ковать латы, подражать манерам эльфов и орков. Субкультура набирала популярность в среде молодежи и уже к началу двухтысячных проводились крупные мероприятия, которые длились до 10 дней и собирали до двухсот человек.


Именно в это время зарождается новое направление - историческая реконструкция. Не всем нравилась фантастичность движения, часть энтузиастов решили создавать не образы сказочных эльфов, а реальных исторических персонажей. Так, в Алматы появились команды викингов, рыцарей-крестоносцев, тюркских воинов, славянских дружин, римских легионеров и даже самураев. В предгорьях города воссоздавались самые разные исторические баталии - «Ледовое побоище», «Битва при Гастингсе», Киевская Русь и Хазарский Каганат» и многие другие. Но в отличие от толкиенистов, реконструкторы старались поднимать планку требований к качеству оружия и одежды, чтобы участники старались делать максимально приближенный к эпохе реквизит. И осуждали тех, кто пытался отделаться «малой кровью», как, например, нашив кожу на кроссовки, или используя алюминий для кольчуги.

А уже движение реконструкторов создало новый вид спорта: Исторический Средневековый Бой (ИСБ). Да-да, то, что многие воспринимали как блажь, стало настоящим видом спорта. В России и ряде европейских стран ИСБ полноценный вид спорта, проводятся соревнования международного уровня, существуют мощные клубы и система уровня мастерства. А два года назад были созданы международная система квалификации и единая система правил.

На IV международном Саммите участников Чемпионата Мира по Историческому Средневековому Бою «Битва Наций», который прошел в Париже в декабре 2012 года, была презентована новая международная организация Historical Medieval Battle International Association (HMBIA) - Всемирная Ассоциация Исторического Средневекового Боя. В нее вошли 22 национальные сборные - России, Украины, Польши, Беларуси, США, Квебека, Австрии, Италии, Германии, Израиля, Дании и Прибалтики, Австралии, Англии, Аргентины, Бельгии, Испании, Люксембурга, Новой Зеландии, Чехии и Словакии, Франции и Японии.

Казахстанские клубы исторического фехтования и реконструкции тоже не остались в стороне - на данный момент идет образование Казахстанской Ассоциации Исторического Средневекового Боя с дальнейшей перспективой вступления во Всемирную Ассоциацию.



Что же такое исторический средневековый бой? Это полноконтактное единоборство с использованием стального незаточенного оружия. В качестве защитной экипировки используются точные копии средневекового доспеха, сохраняющие защитные характеристики и прочие параметры своих исторических аналогов. Удары наносятся в любые части тела (с очень небольшими ограничениями), разрешены борцовские приемы.

Как и в любом другом единоборстве, в ИСБ тоже есть свои соревновательные номинации, как одиночные, так и командные. Тренировочный процесс проходит согласно самым эффективным методикам подготовки спортсмена в боевых видах спорта. В качестве системы общей физической подготовки используется кроссфит - не менее молодое направление силового спорта, которое включает гимнастику, тяжелую атлетику, плиометрику, бег. Поощряются занятие спортсмена смежными единоборствами (вольной борьбой, самбо, муай-тай, ММА и др.).

В Астане проводится собственный специализированный турнир под названием «Степной клинок», который вырос из городских масштабов в мероприятие республиканского уровня. История проведения турнира «Клинок Степи» начинается с 2003 года. Турнир проводился клубом «Кромлех» совместно с фестивалем бардовской песни в окрестностях Астаны. Участвовало порядка пятидесяти человек со всего Казахстана, а также гости из Кыргызстана. На сегодняшний день организаторы турнира ставят целью развитие интереса граждан к истории Казахстана, пробуждение патриотических чувств, пропаганду здорового образа жизни.

Имеется в Астане и собственный клуб исторической реконструкции - «Темир Тумен». Клуб создан недавно, в 2013 году, но и ИСБ молодой вид спорта. Основной целью клуба является объединение реконструкторов города Астаны, развитие формата «Живой Истории», в частности продвижение исторической реконструкции и Исторического Средневекового Боя, турнирного направления реконструкции. Основное направление клуба – реконструкция тяжёлых воинов Центральной Азии середины 15 века (военное сословие тарханов) периода откочёвки ханов Джанибека и Керея из ставки Абулхаир хана.



Многие реконструкторы и ролевики положительно оценивают свое участие в этом движении.

Абир «Ибн» К. (политтехнолог): Я пришел в клуб, чтобы стать реконструктором, мне всегда нравилась история, хотелось почувствовать, понять, как жили наши предки, как отстояли нашу землю. Хотя мир Толкиена тоже был мне близок. Вообще я заметил, что люди, которые увлекаются историей, как правило, симпатизируют фэнтези. Мой опыт в реконструкторском движении был очень значителен для личного роста. Там я приобрел умение кропотливо работать, ставить цель и добиваться ее, а также многие актерские навыки. И, конечно, физическая подготовка. Сражаться в 20-25 килограммовом доспехе далеко не просто, это требует долгих тренировок. А чего стоит умение сражаться в строю, плечом к плечу, щитом к щиту! Или, наоборот, бросаться на вражеские щиты под свист стрел над ухом. Но самое главное, я приобрел большое количество настоящих друзей. Это настоящее братство, ведь тех людей, с кем ел из одной чашки, спал в одной палатке, нес тяготы похода, этих людей ты не забудешь никогда.

Сергей В. (бизнесмен): В первую очередь, это желание поближе познакомиться с историей, ощутить на себе ее живое, а не холодное музейное дыхание. Почувствовать и испытать те же ощущения, что мог испытывать персонаж выбранной тобой эпохи. А помимо этого, присутствует и здоровое желание доказать свое физическое превосходство, сродни любым спортивным соревнованиям. Хоть в нашей среде и не принято называть эти поединки спортивными, но в последнее время они таковыми и являются, со своими правилами, профессиональным судейством, аренами и площадками, даже тотализатором. Лично я для себя это в шутку называю "боксом в железе". Но хочу подчеркнуть, что сами по себе бои это не основное в исторической реконструкции. Попал как все в нашем городе - изначально увлекаясь ролевым движением, захотелось чего-то более серьезного, основательного, непридуманного. Мой опыт участия самый положительный. Помимо общей физической подготовки, которую приходилось держать на уровне, ты начинаешь понимать сам механизм того, что нам так красиво показывают в кино. Имея возможность собственными руками создавать и применять на практике копии вещей, которые создавали наши предки, ты сам как будто становишься частичкой истории. Что современный человек знает о том, сколько весили определенные части доспеха, в каком построении бились воины в битве при Айзенкуре, как строились замки, которые стоят до сих пор. Для реконструктора все это не загадка. Трудно переоценить знания, приобретенные в процессе увлечения исторической реконструкцией. Любой опыт – бесценен.

Роман «Эльф» Г. (фотограф и дизайнер): Реконструкторское движение - возможность погрузиться в среду таких же одержимых историей чуваков, обмен информацией, взаимопомощь. Хочу сказать, что у большинства реконструкторов эльфийские уши. Родом подавляющее большинство из толкиентистов, а увлечься миром профессора совсем несложно - он красив и привлекателен. Стать толкиенистом, а потом реконструктором - нормальный путь эволюции!.. Опыта я больше вынес как раз из истфеха - главное верить в себя. Всё получится. Может, не с первого раза, но обязательно получится. Из реконства, скорее, много знаний и навык холодной ковки. Заниматься реконструкцией, безусловно, полезно, так как большинство реконов, толкиенистов – люди, увлечённо читающие, чего-то мутящие. Это по-любому лучше, чем пить пиво по подъездам. Правда, были и такие чуваки: уходили от реальности воевать орков. С мечом-палкой они, безусловно, круты, а в жизни чмошники и неудачники. Вот для таких движение, скорее, вредно.

Михаил Ф. (директор предприятия): Реконструкторское движение для меня было и отдыхом, и спортом, и хобби. Попал я туда целенаправленно. Еще в советское время была передача "Золотая Шпора", там много говорили о реконструкторах. Я искал их, а нашел ролевиков и уже там некоторые люди увлекались реконструкцией. Опыт даже не знаю какой я вынес оттуда... Ну, наверное, мне это помогло больше понять жизнь предков наших. А самое главное, это было очень полезно. Я научился работать молотом, кувалдой, лобзиком, иглой и шилом, а так же головой, потому что для того, что бы сшить костюм или собрать доспех, нужно перелопатить много мегабайт информации.

Кирилл Х. (бизнесмен): Реконструкторское движение для меня это в первую очередь место, где я познакомился с огромным количеством людей, близких мне по духу. Общаясь с ними, я узнал много нового для себя. Вернее будет сказать, что эти люди разожгли во мне пламя познания, желание ближе познакомиться с историей мира, родного края. Попал я туда практически случайно. Один мой знакомый предложил "перестать шить плащи из занавесок" и заняться чем-то более серьезным. К сожалению, мой опыт в реконстве невелик. Реконструкция это серьезноё увлечение, на которое требуется много свободного времени, которого у меня на тот момент не было. Но, не смотря на это, ИФ и движение реконструкторов многому меня научили - быть твердым, ответственным, не бояться трудностей и неудач, работать в коллективе ради общего блага.

Виталий Лукашев: Лично для меня - очень хорошее хобби, которое плавно уже перерастает в профессию.



Адиль Каукенов

Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: