Казахстанцам дали рекомендации по противодействию коррупции
Zakon.kz
Эксперты общественного фонда подготовили ряд рекомендаций и шагов по улучшению ситуации с коррупцией.
Рекомендации для казахстанцев опубликовали, чтобы улучшить положение дел в системе противодействия коррупции. Они подготовлены экспертами ОФ «Транспаренси Казахстан». Здесь нет круглых столов и пропаганды через СМИ, флэшмобов и международных конференций, представленные рекомендации — это конкретные шаги, реализация даже части которых позволит существенно изменить в лучшую сторону ситуацию с уровнем коррупции в Казахстане.
Подготовлено:
Марат Шибутов, Политолог, член Общественного совета г.Алматы, Наталья Малярчук, Председатель попечительского совета ОФ «Транспаренси Казахстан»
- Отменить действующие правила о проведении научной экспертизы проектов нормативных правовых актов и внедрить новые, с единой методологией оценки, описанием процедуры проведения экспертизы, должностными обязанностями экспертов, др., а также детальным анализом регуляторного воздействия нормативного правового акта.
- Возвратить в законодательство норму об антикоррупционной экспертизе действующих законодательных актов, проектов законов, планов законопроектной деятельности. Поручить проведение этой экспертизы подразделениям Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции с привлечением независимых экспертов. В настоящее время МНЭ провело детальную оценку стратегических планов ведомств и у них есть данные более 500 казахстанских экспертов подходящей квалификации.
- Отдельно внедрить оценку и экспертизу плана законопроектных работ, чтобы сэкономить усилия ведомств по разработке законопроектов
- Провести первичный анализ ведомственных приказов и постановлений местных исполнительных органов на предмет дублирования, конфликта интересов, действия (актуальны ли они еще), по итогам отменить недействующие и не соответствующие законодательству.
- Создать в структуре Агентства аналитический департамент, который будет уполномочен проводить мониторинг состояния дел в области противодействия коррупции, выявлять коррупционные риски в деятельности всех государственных структур, налагать санкции, проводить антикоррупционную экспертизу законодательства (проектов и планов).
- Создание на базе Администрации президента экспертного совета (рабочий орган, в который привлекаются на платной основе эксперты разных областей и которые имеют должностные обязанности) по мониторингу антикоррупционной работы и в принципе для политического консультирования.
- Провести (не силами ведомств) аудит эффективности существующих структур ведомств (ЦИО и МИО) на предмет эффективности существующих структур, КПД, оптимизации.
- Не допустить отмены или откладывания во времени декларирования доходов и расходов публичных должностных лиц, государственных служащих, работников квазигосударственного сектора, законодательной и судебной власти и их родственников (супруги, родители, братья/сестры, дети братьев и сестер, племянники), граждан. Провести в связи с введением института декларирования широкую разъяснительную работу, добиться от минфина разгласить информацию об электронных системах, которые будут внедряться для сбора деклараций. Декларации публичных должностных лиц любого уровня, в обязательном порядке публиковать на сайте Агентства. Отказ в предоставлении декларации, либо предоставление недостоверной информации должен повлечь за собой автоматическую отставку.
- Поручить Счетному комитету провести в 6-месячный срок аудит финансово-хозяйственной деятельности всех компаний квазигосударственного сектора. Обеспечить доступ сотрудников Счетного комитета к любой интересующей их информации и документам, обеспечить охрану сотрудников и членов их семей, занятых в проведении аудита.
- Счетному комитету провести количественно-качественную ревизию эффективности подведомственных организаций: прибыльность коммерческих, результативность некоммерческих.
- Рассмотреть возможность расформирования ФНБ, с передачей части компаний в состав министерств и реорганизация их в формат ТОО или государственных предприятий, так как АО слишком затратная форма организации с точки зрения административных расходов
- Составить новую концепцию управления госимуществом, расширить приватизацию непрофильных и убыточных активов. Особо обратить внимание на то, как получаются государством дивиденды и какие средства уходят на пополнения уставных капиталов подведомственных организаций. Кроме того в рамках этой реформы нужны следующие действия:
- В Законе «О государственном имуществе» необходимо обозначить цели и задачи, которые выполняет государство с помощью своего имущества и подведомственных организаций, которые им управляют. Кроме того, отдельно надо прописать назначение каждого из видов государственного имущества.
- Опосредованно количество подведомственных организаций должно определяться в Прогнозной схеме территориально-пространственного развития страны. В ней должны быть указаны примерная доля государственного сектора в экономике в целом и по отраслям тоже. Также в схеме надо обозначить инвестиционные и производственные проекты, которые будут развиваться именно подведомственными организациями.
- Для центральных исполнительных органов должна быть разработана процедура создания подведомственной организации с обязательным указанием цели создания и обоснованием, что она не конкурирует с частным бизнесом и не выполняет функции самого ведомства. Если подведомственная организация приносит прибыль, то она должна быть перенесена в национальный управляющий холдинг. Прямо подчиняться ведомству должны организации, которые выполняют социальные/инфраструктурные функции и сложные задачи, которые в рамках частного предпринимательства решить невозможно.
- Для местных исполнительных органов подведомственные организации на областном уровне должны быть сосредоточены в социально-предпринимательских корпорациях, управлениях спорта, культуры, образования, здравоохранения; аналогично, но без СПК должно быть и на районном уровне. Таким образом, будет просто – активы приносящие прибыль, будут сосредоточены в СПК, а социальные объекты в профильных управлениях.
- Для государственных компаний численность организаций должна определяться уставом – чтобы соответствовали прописанной отраслевой специализации, а также стратегией организации, в которой прописаны количество дочерних организаций и их минимально допустимые финансовые показатели (прежде всего прибыль и соотношение активы/обязательства).
- Процедурно наличие подведомственных организаций, а также их дочерних компаний, должно быть обозначено и затем постоянно подвергаться актуализации для центральных органов в положениях об органе, утвержденном в правительстве, а для местных органов в положениях об управлении
- Создание единой открытой базы по долговым обязательствам граждан – коммунальные услуги, алименты, различного рода штрафы с обязательным уведомлением граждан о задолженности.
- Раскрытие (в рамках единых реестров собственников) кадастровой информации по всей республике – месторождения, земли, крупные здания и производственные объекты.
- В рамках системы государственных закупок на ежегодной основе (в январе) выпускать прейскурант (мониторинг, анализ и обзор цен на рынке) цен товаров и услуг, закупаемых на постоянной основе государственными органами, допустить его корректировку в течении года с учетом экономической обстановки не более двух раз, обязать государственные органы и ведомства работать в рамках этих цен. Определить перечень товаров и услуг, которые могут закупаться государственными организациями (чтобы не покупали кресла, золотые ручки и портфели).
- Определить единый период (январь-февраль) для проведения инфраструктурных конкурсов/аукционов/закупов товаров и услуг и заключения контрактов. Подрядчики должны иметь достаточно времени для реализации контрактов. Фактические объемы работ и услуг должны определять независимые подрядчики также в единый период времени (ноябрь-декабрь предшествующего закупу года).
- Определить ответственных и начать расследование в отношении лиц, которые отменяли/лоббировали отмену действующих институтов (педиатрия, высшее образование, молодежная политика, пенсионная система, медицинское страхование), а теперь эти институты вынуждены возвращать в систему госуправления.
- Проведение Сенатом или Мажилисом парламентских расследований по наиболее громким коррупционным скандалам совместно с компетентными органами.
- Распространить действие проекта «Доверие» на все таможенные посты, а не только на казахстано-китайскую границу, проводить ежемесячную сверку товаров.
Поделитесь новостью
Астана
Мажилис Парламента РК
Общественный совет
Счетный комитет
Актау
Актобе
Алматы
Казахстан
Кызылорда
Семей
Читайте также
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript