Ответ на депутатский запрос Министр внутренних дел РК от 1 ноября 2016 года № 1-5-2-53/2582-Д «О причинах детской смертности и защите прав детей»

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 07.11.2016 20:37 Фото: zakon.kz

Ответ на депутатский запрос Министр внутренних дел РК от 1 ноября 2016 года № 1-5-2-53/2582-Д

 

На исх. № ДЗ-124 от 06.10.2016г.

Депутату

Мажилиса Парламента

Республики Казахстан,

Уполномоченному по правам

ребенка в Республике Казахстан

Балиевой З.Я.

 

 

Уважаемая Загипа Яхяновна!

 

Министерство внутренних дел, рассмотрев Ваш запрос о причинах детской смертности в республике, сообщает следующее.

Проведенный анализ официальных статистических данных за последние три года показывает, что количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних снизилось с 8,9 до 3,7 тыс. или более чем в два раза (2013г. - 8991, 2014г. - 7323, 2015г. -3751). Аналогичная тенденция наблюдается в текущем году, где по итогам 9 месяцев т.г. такие преступления снизились на 40% (с 3319 до 1977), в том числе убийства на 48% (с 27 до 14).

При этом, около половины всех зарегистрированных уголовных правонарушений, совершенных в отношении несовершеннолетних приходится на деяния против личности (970 или 49,2%).

В их числе: убийств - 14; убийств матерью новорожденного ребенка - 2; причинений смерти по неосторожности - 6; доведений до самоубийств - 68; причинений тяжкого вреда здоровью - 29 и средней тяжести вреда здоровью - 111; неосторожных причинений вреда здоровью - 8; истязаний - 2; оставлений в опасности - 5; похищений - 7; незаконное лишение свободы - 9; преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних - 707 (изнасилования - 98; насильственные действия сексуального характера - 83; половые сношения или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста - 399; развращения малолетних - 127).

В результате совершенных преступлений только в текущем году погибли 34 несовершеннолетних лица (без учета несовершеннолетних, погибших в результате суицидов и дорожно-транспортных происшествий).

Самое большое количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних приходится на Южно-Казахстанскую - 289, Карагандинскую - 214, Восточно-Казахстанскую - 195, Павлодарскую - 191, Алматинскую - 166 и Жамбылскую области - 160.

Необходимо отметить, что положительная динамика снижения убийств несовершеннолетних отмечается за последние 6 лет. Если в 2010 году было совершено 82 убийства несовершеннолетних, то в 2015 году - 38.

Другой, но не менее острой социальной проблемой среди несовершеннолетних является их суицидальное поведение.

Анализ статистических данных Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры показывает, что за последние 3 года наметилась устойчивая тенденция снижения суицидов среди несовершеннолетних (2013 г. - 889, 2014 г. - 701, 2015г. - 686).

По итогам 9 месяцев т.г. снижение составило 11% (с 513 до 456), в т.ч. попыток суицида на 10,7% (с 354 до 316), суицидов с летальным исходом на 12% (с 159 до 140).

Практика показывает, что суициду наиболее подвержены подростки в возрасте от 15 до 17 лет (328 или 71,9%). При этом, оконченные суициды в основном совершаются мальчиками (96 или 68,5%), попытки суицида преобладают среди девочек (258 или 81,6%).

А в большинстве случаев суициды совершают дети из благополучных семей, нежели оставшиеся без попечения родителей либо сироты.

 

Справочно:

Совершили суицид 205 несовершеннолетних из полных семей, 74 - из неполных, 7 - дети, оставшиеся без попечения родителей либо сироты. Причинами совершения суицида являются:

- конфликты с родственниками и ссоры с родителями (98 или 21,4%);

- чувство одиночества и отверженности (14 или 3%);

- конфликтные отношения по месту учебы (4 или 8,4%);

- состояние опьянения (7 или 1,5%);

- иного болезненного состояния психики (8 или 1,8%);

- утрата близких, страх позора (по 3 факта или 0,6%);

- неблагоприятные жилищные условия (1 или 0,2%).

В 60% случаев установить причины суицидов не представилось возможным даже в ходе досудебных расследований.

Более того, основная масса уголовных дел, зарегистрированных по ст.105 УК (доведение до самоубийства) по фактам суицидов (и попыток) несовершеннолетних, прекращены в связи с отсутствием события или состава уголовного правонарушения (388 или 85,1%).

За 2015 год произошло 3 806 дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с участием несовершеннолетних, в которых погибло 220 детей и ранено - 4 192.

В сравнении с 2014 годом количество таких ДТП уменьшилось на 5,3% (2014г.-4017), количество раненых на 4,8% (2014г.- 4404), при этом отмечен рост погибших детей на 4,3% (2014г.-211).

В текущем году с участием детей произошло 2 794 ДТП, что на 3% меньше показателя аналогичного периода прошлого года (2015г.-2 893), где погибло 159 (-6%, 2015г.-169) и ранено 3 096 детей (-2%, 2015г.-3159).

Несмотря на проводимую работу и тенденцию снижения количества ДТП с участием детей, основными причинами их совершения продолжают оставаться неразвитость инфраструктуры по обеспечению безопасности пешеходов, увеличение автопарка страны, а также низкий уровень дисциплины несовершеннолетних на дорогах и их детская беспечность.

 

Справочно:

Только за последние 5 лет число автомобилей в республике увеличилось на 22% и уже достигло 4,5 млн. единиц.

За 9 месяцев 2016 года на водоемах страны утонули 147 детей, что на 27% больше чем за аналогичный период прошлого года (на 40 детей).

Наибольшее количество детей утонуло в водоемах Южно-Казахстанской - 38 и Жамбылской областей - 19 детей.

Как правило, гибель детей на водоемах происходит по причине купания в запрещенных для этого местах и беспечности их родителей (взрослых), оставляющих детей без присмотра.

В целом, наиболее характерными причинами гибели детей являются социальные факторы, такие как бытовое неустройство, пьянство, ссоры между супругами, родственниками и другие трудные жизненные ситуации.

Не редки случаи убийств детей своими родителями на почве тяжелой депрессии, возникшей в связи с отсутствием средств к существованию.

К примеру, в феврале т.г. в Илийском районе Алматинской области гр. Гермаш О.Н. (1987 г.р.), жительница г. Алматы, имевшая на иждивении шестилетнюю дочь, ввиду отсутствия собственного жилья и трудовой неустроенности, перестала выполнять свои родительские обязанности и впоследствии нанесла своему ребенку телесные повреждения не совместимые с жизнью.

В мае т.г. в Восточно-Казахстанской области гр. Джансаринова Т. (1970 г.р.), на почве постоянных ссор со своей свекровью совершила убийство 12-летней дочери и покончила с жизнью через повешение.

В г. Семей 24 октября т.г. Мейрамбаева А.К. (1994 г.р.) после ссоры с мужем, на фоне послеродовой депрессии, утопила свою полуторагодовалую дочь в реке Иртыш.

На наш взгляд, своевременное оказание комплексной социальной помощи по трудоустройству, решению бытовых проблем, а также получению медико-психологических услуг способствовало бы снижению фактов совершения насилия в отношении детей и эффективной реабилитации семей «группы риска».

Согласно Закона Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» (ст.6), в систему профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних входят органы внутренних дел, образования, здравоохранения, в сфере занятости населения, местные представительные и исполнительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и иные государственные органы в пределах своей компетенции.

В соответствии с указанным Законом, координация деятельности заинтересованных государственных органов в этой сфере осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при акиматах (ст.9).

Однако, данная комиссия является коллегиальным органом, заседания которой проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц (Постановление Правительства РК от 11.06.2001 года № 789 «Об утверждении типового положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав»).

Полагаем, что этого недостаточно, в связи с чем предлагается рассмотреть возможность создания в регионах отдельных органов по защите прав детей, с прямой подчиненностью Комитету по охране прав детей Министерства образования и науки, с возложением на них широкого спектра вопросов, в т.ч. по социальному сопровождению «неблагополучных» семей.

Богатый опыт социальной поддержки указанных категорий лиц накоплен в Германии, Великобритании, США, скандинавских странах и других развитых государствах.

К примеру, в Германии с детьми находящимися в конфликте с законом и «неблагополучными» родителями параллельно с полицией работает Комитет по делам молодежи, который осуществляет их социально-психологическую поддержку и сопровождение.

Вместе с тем, в Казахстане официальный учет, проведение комплекса профилактических мероприятий с «неблагополучными» семьями ведется только подразделениями ювенальной полиции территориальных органов внутренних дел.

В этой связи, а также учитывая основное предназначение органов внутренних дел, все существующие механизмы профилактического воздействия на социальное неблагополучие в семье, к сожалению носят исключительно репрессивный характер (привлечение к административной, уголовной ответственности или лишение родительских прав).

Так, за последние годы значительно увеличены санкции за правонарушения в сфере защиты материнства и детства, в том числе путем перевода ряда статей Административного кодекса в разряд уголовных проступков и преступлений.

 

Справочно:

Статьи 140 УК «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» (111 часть 2 КоАП), 133 УК «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий» (112 КоАП), 137 УК «Незаконная деятельность по усыновлению» (117 КоАП).

Введена ответственность владельцев развлекательных заведений за посещение таких мест несовершеннолетними в ночное время (вплоть до приостановления деятельности), родителей - за нахождение их детей в ночное время вне жилых помещений, а также увеличен возрастной ценз на продажу алкогольной продукции лицам до 21 года и введен запрет на продажу алкоголя в ночное время (с 21.00 до 12.00 часов в зависимости от крепости напитка).

Немаловажный вклад в обеспечение защиты прав ребенка внес институт «школьных» инспекторов полиции, которые впервые были введены в 2000 году в школах Кызылординской области.

Необходимость введения сотрудников полиции в школах была обусловлена всплеском подростковой преступности в 90-2000-х годах, в связи с нестабильной экономической ситуацией, отсутствием идеологии, должной воспитательной работы, разрушением семейных ценностей, уходом квалифицированных педагогов из школ (вследствие низкой оплаты труда) и пропагандой в СМИ культа насилия, вседозволенности.

Сейчас, на участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних, являющихся представителями правоохранительных органов по сути возложены несвойственные функции, связанные с обеспечением дисциплины и порядка в школе, приводом на урок проспавшего ученика, с вопросами лишения родительских прав родителей и т.п.

Хотя, зачастую причинами, способствующими совершению насилия в отношении детей, являются семейные проблемы социально-бытового и медицинского характера, а привлечение к ответственности «нерадивых» родителей еще больше усугубляет положение их детей.

В этой связи, возникла необходимость разграничения зон ответственности полиции и социальных служб. Для этого местным исполнительным органам следовало бы завести на несовершеннолетних и неблагополучные семьи, состоящие на учетах в полиции учетно-профилактические дела для их социального сопровождения (оказание медицинской, психологической, бытовой, материальной помощи, обучения, трудоустройства и т.д.).

При этом, данная мера позволит создать действенную систему социального учета этой категории лиц, при непосредственной координации региональных межведомственных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Кроме того, по нашему мнению, важное значение в профилактике суицидального поведения, несчастных случаев, ДТП, правонарушений среди несовершеннолетних должно уделяться правильной организации учебного и воспитательного процессов в школах и других учреждениях образования.

Так, проблема усугубляется ослаблением роли педагога в качестве важнейшего звена в профилактике правонарушений несовершеннолетних, связанного с воспитательным воздействием на становление личности учащихся, а также отсутствием форм общественного порицания их асоциального поведения.

Одновременно возникает проблема, связанная с ослаблением ключевых ориентиров семейных отношений, падением морально-этических и духовно-нравственных ценностей.

Сегодня, родители сами не обладают навыками воспитания. Им необходимо помочь и подсказать.

Полагаем необходимым совместными усилиями создать целостную систему семейного просвещения при школах, для группового обсуждения родителями актуальных проблем в воспитании детей, обмена жизненным опытом и получения консультаций от специалистов.

Другой проблемой является занятость самих родителей. Не секрет, что на сегодняшний день, большинство родителей постоянно задерживаются на работе, в результате у них не остается времени на воспитание детей, особо актуален этот вопрос среди госслужащих, основную массу которых составляют молодые родители.

В этой связи, нами поддерживается инициатива Министерства образования и науки о необходимости обязать руководителей государственных и других органов, частных структур соблюдать трудовое законодательство, в части обеспечения своевременного ухода родителей домой.

Немаловажным в вопросах обеспечения безопасности детей, является организация их досуга.

В настоящее время в стране явно недостаточно досуговых учреждений. Многие из них недоступны для большинства малообеспеченных и «неблагополучных» семей. Поэтому органам образования совместно с местными исполнительными органами необходимо развивать сеть этих учреждений.

Одновременно предлагаем решить данный вопрос путем создания в школах бесплатных (доступных) спортивных секций, творческих кружков, клубов и т.д.

Кроме того, необходимо положительно решить вопрос по обязательному определению детей из семей групп «риска» в дошкольные учреждения. Данная мера позволит избежать значительного отставания детей в развитии от сверстников и подготовить их к школе.

Также необходимо отметить, что в системе общего образования отсутствуют подростковые движения, носящие всеохватывающий государственный характер и ставящие своей целью воспитание детей в качестве граждан, преданных народу и государству.

Подобные институты, как эффективный государственный инструмент формирования законопослушного и патриотически настроенного подрастающего поколения имеются в большинстве развитых стран мира и успешно они функционируют только при мощной поддержке государства.

Наряду с этим, необходимо кардинальное изменение структуры подготовки педагогов и социальных работников по работе с несовершеннолетними, в рамках которой представляется необходимым развивать обучение специальным методикам психолого-педагогического воздействия и поддержки несовершеннолетних, а также развивать альтернативные формы обучения и семейного воспитания детей.

В этой связи, снижение уровня смертности среди детей невозможно без принятия соответствующих мер по защите социально уязвимых слоев населения, организационно-управленческих мер, направленных на устранение ошибок и упущений в управлении экономикой, социальной сферой, правоохранительной деятельностью, а также на совершенствование нормативного, информационного, методического и ресурсного обеспечения профилактики правонарушений, идеологических мер, устраняющих или ограничивающих криминогенные факторы путем формирования у граждан нравственных качеств, ориентированных на общечеловеческие ценности, законопослушное поведение, нетерпимость к противоправному поведению, повышающих общую, бытовую и правовую культуру.

Достижение указанных целей невозможно без участия всех субъектов профилактики правонарушений, к которым помимо органов внутренних дел относятся местные исполнительные и представительные органы, органы по делам государственной службы и противодействия коррупции, юстиции, прокуратуры, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, средства массовой информации, организации и граждане Республики Казахстан.

При рассмотрении вышеуказанных вопросов на заседании Координационного совета по соблюдению законности при Генеральной прокуратуре, Министерство внутренних дел готово принять активное участие в их обсуждении.

 

С уважением, Министр К. Касымов

  

Оглашен

Министру внутренних дел

Республики Казахстан

Касымову К.Н.

 

 

Депутатский запрос от 6 октября 2016 года № ДЗ-124
«О защите прав детей»


Уважаемые Калмуханбет Нурмуханбетович!

 

В Казахстане проживают 5 млн. 460 тыс. 449 детей. Их права закреплены в Конституции Республики Казахстан и согласно статьи 27 - детство находятся под защитой государства.

Как Уполномоченный по правам ребенка в Республике Казахстан я бы хотела привлечь Ваше внимание к следующим вопросам, которые говорят о том, что есть в этом вопросе серьезные проблемы.

Перове: Речь идет об уровне смертности среди детей. По данным статистики РК 6 месяцев 2016 года число умерших составило 2 905 ребенка, в том числе: по болезни - 2 418, в результате дорожно-транспортных происшествий - 95, гибель на водоемах - 78, суицид - 80, убийств - 11, по другим причинам - 223.

Второе: Глубочайшую озабоченность вызывают вопросы защиты детей от насилия и жестокого обращения. По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуре РК число правонарушений, совершенных в отношении несовершеннолетних, за 6 месяцев 2016 года составило 1 548, в том числе: убийство - 11, доведения до самоубийства - 79, умышленное причинения тяжкого вреда здоровью - 19, изнасилование - 61, насильственные действия сексуального характера - 58.

Хочу привести некоторые примеры:

«Страшное преступление взбудоражило один из аулов Жамбылской области. Там изнасиловали и повесили на дереве второклассника».

«19 августа на трассе Актау-Жетыбай-Жанаозен в дорожно-транспортном происшествии пострадали юные спортсмены, направлявшиеся для участия в республиканских соревнованиях по дзюдо. От полученных травм на месте аварии скончался водитель и 13-летний пассажир этой автомашины. Еще 7 человек с различными телесными повреждениями были госпитализированы. В больнице умер еще один ребенок».

«20 августа в Актау похитили и изнасиловали шестилетнюю девочку. Ребенка в тяжелом состоянии с сильным кровотечением и тепловым ударом полицейские обнаружили спустя несколько часов.

В настоящее время состояние девочки крайне тяжелое». «Житель Приозерска Карагандинской области после семейного скандала с женой поджег 8-летнего сына». «В Восточно-Казахстанской области пьяный мужчина избил сына до полусмерти и сломал дочери ключицу».

«21 сентября т.г. в алматинской детской больнице 6-летняя девочка скончалась на операционном столе. Со слов матери, ребенку был поставлен неверный диагноз. Ребенок, которого лечили от ангины, умер от двусторонней пневмонии и отека легких, а по последним данным от онкологии».

Это только часть из тех трагичных случаев, которые получили широкую огласку в средствах массовой информации, в реальности таких фактов больше.

В сравнении в предыдущими годами есть снижение.

В целом количество правонарушений, совершенных в отношении несовершеннолетних за 6 месяцев 2016 года уменьшилось на 44,6 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Тем не менее, когда речь идет о потере детской жизни сравнение цифр в данном случае является совершенно некорректным.

 

Уважаемые Калмуханбет Нурмуханбетович

 

В целях обеспечения и защиты прав казахстанских детей, а также в рамках заключенного между Уполномоченным по правам ребенка и Генеральным прокурором меморандума о сотрудничестве я хотела попросить вас о том, чтобы региональные органы прокуратуры и внутренних дел провели следующую работу:

- детально проверили каждый факт детской смертности и каждый факт правонарушений и преступлений в отношении детей, в том числе причины, соблюдения законности, полноты и объективности при рассмотрении этих фактов.

- глубоко проанализировали ситуацию со смертностью детей и правонарушений в отношении несовершеннолетних в разрезе каждого региона (какова тенденция в целом в этом вопросе, достаточно ли существующих мер по обеспечению безопасности детей, необходимо ли усиление законодательства, наличие специалистов, необходимых учреждений и т.д.).

В целях предотвращения смертности детей и профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних результаты данной работы прошу вынести на рассмотрение Координационного Совета по соблюдению законности при Генеральной Прокуратуре и совместно с государственными органами и неправительственными организациями выработать предложения по внесению изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам охраны прав ребенка в части ужесточения наказания за преступления против несовершеннолетних, повышения ответственности всех членов общества за судьбу и безопасность юных граждан республики.

Мы должны ответить перед обществом на многие вопросы, когда государством очень много делается, а результаты в вопросе защиты прав детей неутешительны. Где у нас системные ошибки и упущения и что мы вместе должны сделать, чтобы защита прав детей стала реальной? Почему Норвегия может добиться того, что за 2015 год ни один ребенок не погиб на дороге.

Почему на очень высоком уровне диагностика во многих государствах по заболеваемости и т.д. Что у нас не так?

Результатом нашей с Вами работы будет предложения по изменению в действующее законодательство, рекомендации Правительству РК и всему обществу. Все это должно обеспечить соблюдение прав ребенка в полном объеме. Такую работу начала Прокуратура Алматинской области и 14 октября т.г. у них будет коллегия по данному вопросу.

 

Уважаемые Калмуханбет Нурмуханбетович

 

Надеюсь на понимание и совместную работу. Каждый случай смерти ребенка, преступления и правонарушения в отношении него должны расцениваться как чрезвычайное происшествие и должен быть на особом контроле.

О результатах рассмотрения настоящего запроса прошу информировать письменно в установленные законодательством сроки.

 

С уважением,

Депутат Мажилиса Парламента

Республики Казахстан,

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Казахстан

З. Балиева

 

 

Поделитесь новостью
Поделитесь новостью:
zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: