Квалификационный отбор поставщиков как драйвер развития бизнеса

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 09.11.2016 19:06 Фото: zakon.kz
С 25 июля 2016 года ТОО «Самрук-Казына Контракт» приступило к проведению процедуры предварительного квалификационного отбора потенциальных поставщиков (или ПКО), для группы компаний АО «Самрук-Казына».
Внедрение этого инструмента предусмотрено в новой модели закупок. О первых итогах внедрения нового механизма и его преимуществах рассказал Эльдар Доскенов, директор Департамента предварительного квалификационного отбора ТОО «Самрук-Казына Контракт».

- Эльдар Талгатович, расскажите, что собой представляет Предварительный квалификационный отбор поставщиков?

- Предварительный квалификационный отбор – это процедура оценки потенциальных поставщиков, для последующего участия в конкурентных закупках. Прохождение отбора подтверждает способность предпринимателя выполнять определенные виды работ, услуг, осуществлять поставку или производство определенных товаров, в соответствии с установленными квалификационными требованиями.

Кроме того, предварительный квалификационный отбор - передовая международная практика, которая успешно применяется ведущими зарубежными компаниями, фондами и холдингами. В то же время, как показывает практика, этот отбор стимулирует развитие предпринимателей и соответственно повышает их конкурентоспособность. Применительно к закупкам Холдинга - проведение предварительного квалификационного отбора позволит повысить качество, эффективность и оперативность проведения закупок. В дальнейшем все конкурентные закупки будут проводиться среди предпринимателей, включенных в Перечень предварительно квалифицированных поставщиков для компаний Фонда.

- Что даст предпринимателям прохождение этой процедуры?

Предприниматели, прошедшие предварительный квалификационный отбор получат целый ряд преимуществ: исчезнет условие о необходимости внесения обеспечения заявки, что составляет 1% от стоимости тендера, к примеру, для крупных компаний, прошедших технический аудит, эта цифра составит порядка 5,3 млн тенге. Также по итогам проведения аудитов, предприниматели получат рекомендации по развитию и улучшению деятельности, которые помогут повысить конкурентоспособность компании.

А после интеграции ПКО с информационными системами государственных органов, планируется значительное сокращение списка необходимых документов для участия в закупках, Кроме того, предприниматели, включенные в Перечень, не будут подтверждать свою квалификацию перед каждым участием в закупках.

Необходимо отметить, что прохождение процедуры отбора и включение в Перечень даст предпринимателям возможность участвовать в закупках на основе добросовестной конкуренции - проведение ПКО позволит отсечь недобросовестные компании и «лжепредприятия», неспособные поставлять качественные товары, работы и услуги.

К примеру, на прохождение ПКО подал заявку поставщик, заявляя о том, что осуществляет деятельность «работы по возведению (строительству) жилых зданий/сооружений», имея лицензию на СМР 1-й категории, при этом, подтвердить согласно условиям указанной лицензии наличие необходимого материально-технического оснащения, оборудования, опыта работы, а это не менее 10-ти лет, наличие в штате аттестованных работников и пр. поставщик не смог, ввиду чего за отсутствием подтверждения минимального соответствия, поставщик не прошел ПКО, еще на стадии рассмотрения его заявления.

- Вы затронули вопрос выведения «лжепредприятий» «на чистую воду». Каким образом вы планируете этого достичь?

- Процедура проведения ПКО представляет собой детальный анализ деятельности каждого поставщика, призванный оценить реальную способность предпринимателей поставлять качественные товары, работы и услуги. Квалификационные критерии, учитываемые при проведении предварительного квалификационного отбора, включают в себя проверку на наличие лицензий, сертификатов, соответствующих производственных мощностей, обеспеченность необходимыми ресурсами, осуществление качественного менеджмента и риск-менеджмента предприятия, соблюдение экологических требований, норм производственной безопасности и другие.

Также мы установили ответственность компаний-аудиторов, для того чтобы избежать возможность включения в Перечень тех поставщиков, которые не соответствуют заявленным критериям. При выявлении и подтверждении факта предоставления недостоверной информации, компания, осуществившая аудит, выплачивает страховую сумму в размере 40 тыс МРП, это порядка 85 млн тенге для выездного верификационного аудита и 200 тыс МРП или 424 млн тенге для технического аудита.

Кроме того, очень важно, что все выездные аудиты будут проводиться крупными международными и казахстанскими компаниями, с привлечением представителей НПП РК «Атамекен», отечественных предприятий и заказчиков в лице компаний Фонда. Это все заинтересованные стороны, а кто будет наиболее внимателен и объективен при проведении отбора, если не те, чья деятельность и успешность напрямую зависит от эффективности закупок?

- Какие виды аудитов должен пройти предприниматель для того, что бы попасть в Перечень предварительно квалифицированных поставщиков?
И сколько поставщикам необходимо заплатить аудиторским компаниям?

- В принятом Стандарте по проведению ПКО для поставщиков предусмотрено 3 вида аудитов: настольный, верификационный и технический. Сроки рассмотрения заявок нашей компанией составляют от 5 до 10 дней при настольном аудите и от 10 до 15 дней при верификационном и техническом аудитах. Последние два являются выездными и проводятся непосредственно на производственных площадках поставщиков. Как я уже отмечал, для осуществления технических аудитов привлекаются крупные зарубежные и казахстанские компании.

Выездные аудиты не применяются для субъектов малого и среднего бизнеса, претендующих на участие в закупках до 100 млн тенге. Для них предусмотрен настольный аудит, который предприниматели могут пройти удаленно в онлайн-режиме.

Что касается выездных аудитов, то они будут проводиться аудиторскими компаниями на платной основе для поставщиков, претендующих на участие в закупках стоимостью от 100 до 500 млн тенге. Максимальная стоимость 1 такого аудито-дня составляет 144 тыс тенге с учетом НДС. Что касается, проведения технического аудита, то верхняя пороговая стоимость его составляет в день - 207 тыс тенге, также с учетом НДС, данный аудит будет проводиться для предприятий, участвующих в закупках стоимостью свыше 500 млн тенге. Стоимость 1 аудито-дня для зарубежных поставщиков с учетом НДС определена на уровне 312 682 тенге для выездного верификационного аудита и 761 432 тенге для технического аудита.

Хочу подчеркнуть, что общая цена складывается из количества дней аудита, а поставщики в процессе переговоров с аудиторскими компаниями совместно определяют приемлемый уровень стоимости 1 аудито-дня.
Между тем, Руководство по проведению аудита предусматривает, что срок проведения аудита на площадке потенциального поставщика не превышает 3 аудито-дней по выездному верификационному аудиту и 5 аудито-дней по техническому аудиту.

К примеру, максимальное количество в 5 технических аудито-дней может быть применено лишь к большим предприятиям, способным принять участие в наиболее крупных тендерах, и чья штатная численность превышает 1 000 сотрудников.

Стоит отметить, что при получении различных сертификатов происхождения и соответствия РК, поставщик вносит оплату за каждую номенклатурную позицию, указанную в сертификате, тогда как, при прохождении ПКО рассматривается предприятие в целом. А если говорить о времени действия сертификатов происхождения и соответствия, действующих в РК, то они выдаются сроком на один год, либо требуют ежегодного подтверждения. Тогда как ПКО проходят раз в 2 или 3 года в зависимости от того, какой из аудитов был пройден.

- Эльдар Талгатович, можно ли сейчас подвести какие-либо промежуточные итоги внедрения процедуры ПКО?

-Да, конечно. Разработана и утверждена нормативная база для проведения отбора, создана и действует информационная система, проведен отбор компаний-аудиторов для проведения верификационного и технического аудитов в Казахстане и за рубежом, на корпоративных сайтах нашей компании размещена полная информация и видео лекции о процедуре прохождения отбора, функционирует колл-центр для оперативной помощи предпринимателям по номеру 8 (7172) 55-22-66 а также создан электронный адрес, по которому можно направить свои вопросы и обращения - pko.support@skc.kz.

Сейчас основное направление нашей работы – формирование базы квалифицированных поставщиков. На данный момент в информационной системе ПКО зарегистрировано более 2000 пользователей.
Прохождение ПКО потенциальными поставщиками заблаговременно, направлено на формирование развитой базы квалифицированных поставщиков, что в свою очередь позволит обеспечить развитие добросовестной конкуренции в закупках, осуществления закупа в необходимые сроки, тем самым обеспечивая бесперебойный производственный процесс в организациях Холдинга, что в конечном счете влияет на удовлетворенность всех потребителей рынка.

Поделитесь новостью
Поделитесь новостью:
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: