Марат Когамов: Пытки не становятся предметом расследований и судебных разбирательств
Zakon.kz
Уголовные дела, связанные с пытками, практически не доходят до суда.
В Казахстане предлагают уголовные дела по пыткам вывести из компетенции органов уголовного преследования и передать прокуратуре, сообщает Zakon.kz.
Пытки – первый шаг к тому, чтобы осужденные, после выхода на свободу, пополняли ряды экстремистских и террористических организаций, - заявил на конференции «Места лишения и ограничения свободы: в будущее без пыток!» председатель общественного совета по вопросам деятельности органов внутренних дел, директор НИИ уголовно-процессуальных исследований и противодействия коррупции КазГЮУ Марат Когамов. Тем не менее, по его словам, до суда доходит очень мало уголовных дел по преступлениям, связанным с пытками.
Говоря о сфере уголовного правосудия, уголовного процесса, профессор отметил, что по статистике количество сигналов о пытках, как и количество дел о пытках уменьшилось. С одной стороны, это хорошо, с другой стороны, это латентные труднодоказуемые преступления, поэтому малое количество сигналов и дел указывает на то, что эти преступления по разным причинам не становятся предметом расследований и судебных разбирательств. По его мнению, в ЕРДР (Единый реестр досудебных расследований – Т.Н.) регистрируется одно количество сигналов, а по принятым к производству делам – совсем другое. Разница большая, говорит он, уголовных дел возникает намного меньше.
- То есть на этом этапе возникают проблемы, когда, возможно, определенные круги или лица не очень заинтересованы в том, чтобы такие дела дальше расследовались и доходили до суда, - предполагает спикер. - Сегодня подследственность уголовных дел построена так, что каждое правоохранительное ведомство может заниматься делами о пытках, совершаемых сотрудниками другого ведомства. И, учитывая очень тесные связи между руководителями правоохранительных органов, в том числе человеческие, наверное, очень сложно рассчитывать на то, что эти ведомства все сигналы будут превращать в уголовные дела. Очень мало таких дел доходит до суда. Это результат того, что не очень четко отрегулированы компетенция и полномочия органов в сфере уголовного процесса по этой категории уголовных дел. Можно сказать об определенной некомпетенции следователей, нет совершенных методик по расследованию этого вида преступлений. В целом все расследования носят, я бы сказал, неэффективный характер, потому что мало дел доходит до суда.
По наблюдению Когамова, главным образом доводит дела до суда прокуратура в лице специального департамента. «Это еще раз указывает на то, что сегодня надо выводить эту последственность, возможно, из компетенции органов уголовного преследования и максимально сосредоточиться на этой работе органам прокуратуры. В этом плане у них есть и база, и возможности, и мощная компетенция, и полномочия.
- По официальным данным, которыми я располагаю, Алматы лидирует по количеству дел о пытках, - подчеркнул Когамов.
В своем выступлении сотрудник прокуратуры г. Алматы Дуйсембай Адильбек подтвердил слова профессора.
- В Казахстане в целом наблюдается рост зарегистрированных сообщений и заявлений о пытках, что предопределило рост количества возбужденных уголовных дел, но фактически расследовалось не более 4% от всех заявлений о пытках, - сказал он. - По остальным принимались решения об отказе в возбуждении уголовного дела, что не обеспечивало выполнение в Казахстане принципа Конвенции о том, что государство обязано принимать меры к незамедлительному производству быстрого и беспристрастного расследования сообщений о пытках.
По его словам, число сообщений о пытках не уменьшается, такие факты выявляется во всех регионах страны.
Торгын Нурсеитова
Поделиться новостью
Читайте также
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript