Как Аблязов убедил Токмади убить Татишева

total.kz, фото - Новости Zakon.kz от 26.10.2018 19:31 total.kz
Продолжается судебный процесс против Аблязова.

В специализированном межрегиональном суде по уголовным делам Жамбылской области продолжается главное судебное разбирательство по уголовному делу в отношении Мухтара Аблязова, передает МИА "Казинформ".

В феврале 2018 года в Таразе, в этом же суде, проходил судебный процесс по уголовному делу в отношении бизнесмена Муратхана Токмади, лидера ОПГ "Депутатский корпус", обвиненного в совершении в 2004 году убийства бывшего главы АО "Банк ТуранАлем" (ныне "БТА Банк") Ержана Татишева. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что МТокмади, попав под влияние и поддавшись уговорам Аблязова, согласился за денежное вознаграждение в размере $4 млн выполнить заказ на убийство. По приговору суда от 16 марта 2018 года М. Токмади, обвиняемый в убийстве Татишева, был приговорен к 10 годам заключения в условиях максимальной безопасности.

Нынешний судебный процесс по обвинению Аблязова в заказном убийстве проходит под председательством судьи специализированного межрайонного суда по уголовным делам Жамбылской области Кенжегали Кенжебекова. Государственным обвинителем выступает прокурор Асхат Нурлыбаев. Всего по этому уголовному делу проходят более 100 свидетелей, объем дела составляет 15 томов.

Согласно обвинительному акту по уголовному делу, Аблязову инкриминируется совершение уголовного правонарушения, предусмотренного статьями 28 ч. 3 - 96 ч. 2 п.п. "ж,з" (организация убийства, то есть противоправного умышленного причинения смерти другому человеку, совершенное группой лиц по предварительному сговору, из корыстных побуждений, а равно по найму) УК РК в редакции 1997 года.

26 октября в очном режиме был допрошен Мухтар Токмади, доставленный на процесс из мест заключения, в сопровождении личного адвоката. Отвечая на вопросы прокурора, он рассказал, как в 2000 году познакомился с Татишевым, как сложились дружеские отношения на почве общего увлечения охотой.

"Первая охота была удачной, - рассказывал еле слышно Мухтар Токмади. - Потом выезжали на охоту и рыбалку, начали общаться".

Однако, как выяснилось, эта дружба не была бескорыстной. К тому времени он реализовывал совместный с Сергеем Непропекиным проект ТОО "КазСтройСтекло" по строительству стекольного завода в Алматы и обратился к Татишеву с просьбой профинансировать проект.

В материалах уголовного дела фигурирует блокнот, обнаруженный в ходе осмотра сейфа Токмади, в котором имеется любопытная запись о знакомстве с Татишевым, сделанная собственноручно Муратханом Токмади:

"В бизнесе удалось завершить I этап большого дела. Хронология событий: звонок Е.Т. (Ержану Татишеву). Предложение поехать вместе на охоту. Пару совместных поездок. После поездки в Аягуз, Абай на обратной дороге откровенная беседа - рассказ о себе. Думаю, что он остался под впечатлением. С.А. (Непропекин) - проект вопрос кредитования положительно решен Е.Т. (Ержаном Татишевым)".

То есть глава банка "ТуранАлем" поддержал проект и способствовал в выдаче кредитного лимита на льготных условиях.

"Сумма кредита - 4,2 миллиона евро, вторая половина - от Евразийского банка, до 2004 года релизовывали", - сказал Токмади.

Говоря о знакомстве с Аблязовым, Токмади указал, что первая встреча произошла летом или осенью (он точно не помнит) 2003 года в гостинице "Анкара" по инициативе самого Аблязова, который, явно проявляя интерес к его отношениям с Татишевым и его кредитной зависимости от банка, в ходе разговора заметил, что их знакомство является взаимовыгодным.

"Аблязов рассказал, что Татишев с ним неправильно поступил, присвоил долю банка, подчеркивал, что Татишев поступал "не по понятиям" и не придерживался кодекса чести. После у нас было еще несколько встреч в парках и скверах Алматы, и на каждой Аблязов предлагал физически устранить Татишева. Потом сказал, что своими дружескими отношениями с Татишевым я ставлю под угрозу собственную жизнь и жизнь моей семьи. Я это воспринял как прямую угрозу в адрес семьи. Было известно, что за Аблязовым стоят высокопоставленные лица, о которых он говорил. На одной из встреч он сказал, что это должно произойти как несчастный случай. А он потом поможет со следствием и судом".

На вопрос адвоката Аблязова Жанар Кисыковой, почему он не рассказал все Татишеву, с которым тогда поддерживал дружеские отношения, и не отказался от преступного умысла, Токмади, помолчав, сказал: "Не знаю...". Потом добавил:

"Аблязов говорил, что знает все мои дела, и в случае отказа от совершения убийства может меня посадить. А в случае согласия заплатит четыре миллиона долларов".

В конечном итоге, под давлением и уговорами Аблязова, Токмади согласился совершить убийство.

"Осенью 2004 года домой мне привезли спортивную сумку с 2 млн долларов в качестве аванса", - сказал Токмади.

Большую часть полученных денежных средств в размере 1,2 млн долларов он тут же внес в счет погашения кредита "КазСтройСтекло" в АО "Банк ТуранАлем".

Это подтверждается материалами уголовного дела, в котором имеются документы бизнес-деятельности самого Токмади и аффилированных с ним физических и юридических лиц, показывающие, как с 2004 по 2009 года у Токмади вдруг наблюдается резкое повышение доходов.

Результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности ТОО "КазСтройСтекло" показали, что за 2003-2005 годы С. Непропекин внес сумму в размере 67 млн тенге. Токмади за 2003-2017 годы вложил 1,2 млрд тенге, наибольшую часть из которых - 664 млн тенге - в 2009-2010 годы.

И это при том, что на деле ТОО "КазСтройСтекло" в 2005-2008 годы являлось убыточным. Анализ исчисления налогов в бюджет показал, что общий убыток составлял 1,054 млрд тенге.

"Банк ТуранАлем" предоставил ТОО "КазСтройСтекло" банковский заем на сумму 4,2 млн евро на льготных условиях. И уже в июне 2004 года компания погасила перед банком задолженность в 175 млн тенге. Примечательно, что эта сумма по текущим счетам предприятия не проходила, так что установить источник погашения не представилось возможным. Да и свидетель С. Непропекин в своих показаниях не смог назвать происхождение этой суммы, внесенной в счет погашения кредита перед АО "Банк ТуранАлем".

После смерти Татишева "Банк ТуранАлем" прекратил финансирование предприятия Токмади. И другие финансово-кредитные учреждения Казахстана также отказывали в финансировании, видимо, в связи со смертью Татишева. Летом 2005 года "Банк ТуранАлем" потребовал в судебном порядке погашения кредитной задолженности, и Токмади путем давления и угроз заставили переписать его долю предприятия в счет погашения кредита. Однако в дальнейшем, по указанию Аблязова, банк отказался от иска, что, в сущности, противоречило интересам банка.

Из показаний свидетеля Садвакаса Мамеш следует, что, после прихода Аблязова в мае 2005 года к управлению банком, Токмади искал с ним встречи по поводу финансирования его компании, однако Аблязов сторонился и не желал с ним встречаться. Тем не менее, после прихода Аблязова к руководству банком оказывалось покровительство Токмади и его предприятиям "КазСтройСтекло" и "СемурЮжком", которые являлись заемщиками в банке, и для них были созданы особые условия обслуживания. На суде Токмади подтвердил, что после исполнения заказного убийства более с Аблязовым не встречался.

Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: