Рейдерство в казахстанской букмекерской индустрии
Интересные дела творятся в букмекерском бизнесе. С 2017 года в недрах Министерства культуры и спорта Казахстана разрабатывался законопроект по вопросам внесения изменений в Закон "Об игорном бизнесе", одним из новшеств в этом документе является положение, по которому все ставки на спорт и иные события (а ставить можно даже на результаты выборов, погоду и сериалы) должны проводиться только одним Оператором пари, причем частным, а также должен проводится сбор информации по ставкам и их участникам Центром учета ставок, также предположительно частным.
Такой Оператор будет выбран с помощью конкурса - тендера и на длительный срок получит эксклюзивную лицензию на прием ставок по всей стране, и по сути выходит, что частная компания станет монополистом на данном рынке, утверждают сами букмекеры. Кроме того, планируется, чтобы все ставки дублировались и проходили через искусственную надстройку - Центр учета, предполагается, что это тоже будет частная организация, выбранная по тому же тендерному принципу. Букмекеры не сомневаются, что и кормиться Центр будет за счет букмекеров и их клиентов, а еще и собирать о них конфиденциальные данные.
Осенью 2018 года новшество по Оператору пари не поддержали в Министерстве национальной экономики, в НПП "Атамекен", не прошла идея и несколько экспертных комиссий. Однако разработчики законопроекта проигнорировали, например, в отношении Центра учета ставок - необходимость получения анализа регуляторного воздействия (АРВ), требуемого Предпринимательским Кодексом. Поправки ведь касаются деятельности 45-ти букмекеров и 20 тотализаторов, а это тысячи рабочих мест и миллиарды налогов.
Сейчас законопроект находится в Мажилисе.
- Уничтожение рыночной конкуренции, мелкого и среднего бизнеса и формирование олигархического с большими административными и финансовыми ресурсами, еще большее развитие теневой экономики и коррупции, вот с чем казахстанцы могут столкнуться в ближайшее время, - отметил член дирекции Ассоциации Букмекеров Казахстана Николай Искендиров. - В Казахстане есть только один прецедент создания единого оператора - в лотерейной индустрии, там одной частной компании дали право эксклюзивно проводить розыгрыши на территории страны в течение 15 лет. При этом она в дополнение к "отсутствию конкуренции" имеет "очень привлекательное налогообложение" по сравнению с букмекерами, тотализаторами и казино, а также ей не запрещено находится на "первых этажах жилых домов". Пока оценить все плюсы и минусы данного оператора невозможно, система работает всего несколько лет.
- Поясните для несведущих, что такое оператор пари и центр учета ставок и как они могут быть частными?
- Согласно законопроекту, под "Оператором пари" подразумевается юридическое лицо, причем его акционерами могут быть как резиденты, так и нерезиденты. Выбирать его будут с помощью тендера, победитель получит эксклюзивную лицензию на занятие букмекерской и тотализаторной деятельностью, предположительно сроком от 10 до 15 лет. Следовательно, всем остальным букмекерам придется прекратить свою работу, потому что их готовый бизнес перейдет к частному Оператору пари. В итоге, произойдет легальный передел собственности, а точнее легальное рейдерство.
Если этот вариант не пройдет, то существует запасной, но такой же "коррупционный" вариант – это Центр учета ставок, куда вместо легального отъема бизнеса, предположительно будут собираться "сборы" с букмекеров, например, за регистрацию и учет ставок. Такой Центр изначально планировалось создать при министерстве культуры и спорта, возможно с дальнейшей передачей в доверительное управление в частные руки, но сейчас, видимо, чтобы не затягивать кульминацию, решили сразу назначить его через тендер.
Данный Центр должен хранить большой поток информации в дорогостоящих дата-центрах, очевидно, чтобы потом можно было обосновать, что у государства нет средств закупать сервера, а вот частник сможет оснастить и взять в управление, но взамен получит новый источник заработка, искусственно созданный через принятие нужных законов.
- Как раз хотела спросить об этом, и вы сами назвали уже давно подзабытое в нашем бизнесе слово – рейдерство.
- Создается легальный инструмент "рейдерства", а также "искусственных поборов". По сути, если концепции "Оператора пари" и "Центра учета ставок" будут приняты, то заинтересованные лица смогут поучаствовать в двух тендерах: "кто хочет забрать букмекерский бизнес" и "кто хочет стричь комиссию с букмекеров". Ну все мы ведь знаем, как на самом деле проводятся тендеры в Казахстане.
Вся эта ситуация говорит, что в стране есть силы, которые не заинтересованы в существовании рыночной экономики и они подставляют политику руководства страны, подрывают конституционные устои, душат средний бизнес.
- Есть ли подобные прецеденты в мировой практике игорного бизнеса? Откуда- то ведь пришла идея инициаторам законопроекта?
- В 193 странах, где развит игорный бизнес, только в 3-х странах присутствует модель единого частного оператора: в Азербайджане, Турции и Парагвае. В 5-ти странах принята модель единого государственного оператора в сфере букмекерства – в Финляндии, Норвегии, Венгрии, Греции и Новой Зеландии. Возникает резонный вопрос – с каких пор Казахстан равняется на Парагвай?
Кроме того, согласно отчетам международных компаний, как Price Waterhouse Coopers в тех странах, где есть единые операторы пари, будь то государственные или частные, сразу начинается бурный рост ставок местных граждан у иностранных букмекеров, нежели чем у таких операторов-монополистов, мгновенно начинается переток денег из страны в зарубежные юрисдикции. Почитайте в новостях, что в Азербайджане и Турции постоянно открываются или закрываются подпольные игорные заведения. Выходит, что наличие Оператора пари может создать благоприятную среду для развития криминального рынка и ухода от оплаты налогов.
- Недавно я была в казахстанском Лас-Вегасе – Капчагае и увидела, сколько казино там закрылось, то есть отрасль то особыми успехами похвастаться не может? Не понятно такое внимание именно к вашему бизнесу, разве он относится к передовым?
- За почти тридцать лет независимости Казахстана все интересные отрасли давно уже "поделены", видимо, теперь взялись за оставшиеся, - подключилась к разговору исполнительный директор Ассоциации Букмекеров Казахстана Айнур Смагулова, - Поэтому нас не удивляет, что в рамках законопроекта появились такие предложения, как создание Оператора пари в области букмекерства и тотализаторов, а также Центра учета ставок. По факту сейчас идет уничтожение среднего бизнеса крупным, а ведь везде говорят, начиная с Президента, что МСБ должен быть основным драйвером экономики, а на местах получается, что поручения руководства страны саботируются.
- Как эти нововведения могут коснуться обычных казахстанцев?
- Я думаю, что законопроект приведет к еще большему развитию коррупции, теневой экономики, безработице и социальному недовольству. Все сегодняшние букмекеры уйдут в интернет, его невозможно заблокировать эффективно, по сути, каждую минуту можно создавать сайты-зеркала. Прекратится и поддержка спорта со стороны букмекеров, казахстанцы будут делать ставки у иностранных букмекеров.
Может возникнуть и социальная проблема. По состоянию на март 2019 года в букмекерских компаниях работают, включая кассиров, административный и руководящий персонал – более 4.5 тысяч человек, в том числе 3 тысячи женщин.
Но букмекеры против таких последствий и готовы вступать в диалог с Министерством культуры и спорта – конкретно они предлагают и дальше ему регулировать отрасль – выдавать, приостанавливать, отзывать лицензии, усиливать меры наказания за незаконную работу, вводить механизм самоограничения от участия в пари, бороться таким образом с лудоманией. Не против предприниматели и государственного регулирования по примеру Национального Банка в отношении брокерских компаний, говорят, что букмекерские ставки напоминают работу на фондовой бирже, но если министерство культуры и спорта не готово регулировать данную отрасль, то возможно ее стоит передать другим регуляторам, считают предприниматели. Очень надеемся, что в Правительстве и Парламенте букмекеров услышат.