Проект "Jastar isi Akademɪasy": с молодежью должны работать не самоучки, а профи
В мае 2019 года в Атырауской области стартовал проект "Jastar isi Akademɪasy" (Академия молодежной работы), который направлен на поддержку процесса трансформации молодежных ресурсных центров (МРЦ) Атырауской области посредством реализации программы подготовки работников по делам молодежи, или говоря проще – молодежных работников. Более подробно об этом проекте в беседе с журналистом Zakon.kz рассказал руководитель управления по вопросам молодежной политики Атырауской области Роллан Куспан.
- Как возникла идея проекта "Jastar isi Akademɪasy", и какие надежды вы возлагаете на ее реализацию?
- В настоящее время в Казахстане работает сеть из 209 молодежных ресурсных центров (МРЦ), которые работают на уровне областей, городов и районных центров. Открытие МРЦ в Казахстане началось в 2014 году. Их основной задачей является оказание услуг для молодежи и молодежных организаций. То, есть МРЦ – государственная организация, осуществляющая непосредственную работу с молодежью через информационное и консультационное сопровождение, обучение жизненно важным навыкам, поддержку молодежных инициатив и реализацию проектов и программ на основе потребностей молодежи. Тем самым, МРЦ содействуют социализации и социальной интеграции в общество молодежи, в том числе ее уязвимых категорий.
В районах Атырауской области и в самом Атырау сейчас работает восемь МРЦ, и сейчас идет их полная трансформация. Для всех МРЦ мы, можно сказать, "выбили" отдельные здания площадью от 500-до 1000 квадратных метров и постоянно улучшаем их материально-техническую базу. То есть, мы создаем все условия для их эффективной работы. Однако, мы видим, что несмотря на определенные положительные результаты, все еще имеются факторы, которые препятствуют эффективной работе МРЦ.
Так, зачастую при работе с молодыми людьми у нас возникают проблемы недопонимания в целом проблем молодежи, так как местами не хватает компетенции молодежных работников. Причем, как сотрудников МРЦ, так и в самом Управлении по вопросам молодежной политики. Учитывая эти моменты, мы постоянно обмениваемся опытом с различными международными организациями. В прошлом году у нас появилась возможность посетить Эстонию и Финляндию, где работа с молодежью уже хорошо поставлена, есть конкретные результаты и разработаны различные индикаторы, критерии и направления по работе с разными целевыми группами молодежи.
Например, в Эстонии при высших учебных заведениях существует отдельная специальность молодежного работника. Причем не только на уровне бакалавра, но и магистра. А в Казахстане, такая профессиональная классификация, как молодежный работник, добавилась только в прошлом году. Но при высших учебных заведениях такой специальности не имеется. Соответственно специалистов данного направления в Казахстане не готовят. В этой сфере, то есть в МРЦ и в Управлении по вопросам молодежной политики по всему Казахстану, в основном работают молодые активные люди, которые еще со времен школы или вуза состояли в каких-то молодежных организациях и получили определенный опыт.
В итоге из-за отсутствия должной квалификации многие молодые сотрудники МРЦ попросту не могут решать возложенные на них задачи. И чтобы они могли реально помогать, и решать проблемы и вопросы молодежи охватив все ее целевые группы, мы плотно взялись за эту работу. В прошлом году обсудив все эти моменты с Национальным научно-исследовательским центром "Молодежь" и с нашими коллегами из ОО "Сообщество молодежных работников", мы решили создать свою Академию молодежной работы, для обучения сотрудников МРЦ и Управления по вопросам молодежной политики.
- То есть, раз у нас никто этой специальности целенаправленно не обучает, и работают в этой сфере так сказать самоучки, вы решили сами заняться их обучением?
- Да. Эта работа заключается в том, что мы обучаем сотрудников и руководителей МРЦ и сотрудников Управления по вопросам молодежной политики различным полезным навыкам, в том числе, и по трансформации работы в целом их организаций. Мы разработали и реализуем программу подготовки работников именно по делам молодежи, и определили отдельные ее направления. Ведь у молодежи существует целый спектр проблем – нехватка жилья, проблемы с качественным и доступным образованием, со здоровьем, с трудоустройством, и т.д. И мы постарались учесть все эти моменты, чтобы пройдя курс Академии молодежной работы, сотрудники МРЦ и Управления по вопросам молодежной политики смогли работать более эффективно. Данную работу реализует ОО "Сообщество молодежных работников" при поддержке нашего Управления, и финансируем все это мы.
Сейчас в рамках Академии молодежной работы ребята уже оканчивают второй курс обучения. А первый курс они окончили два месяца назад, и на практике выполняли домашние задания, рассчитанные на полтора месяца. В рамках второго курса они уже становятся тренерами и будут работать с молодежью в своих районах. Как я уже говорил, главная цель проекта – это, прежде всего, трансформация молодежных ресурсных центров. Ведь сейчас, когда объявляется конкурс, в основном туда набираются люди с образованием гуманитарного, технического и других направлений, и не все они понимают специфику работы МРЦ. А мы хотим сделать так, чтобы их сотрудники, прежде всего, сами понимали, чем именно они должны заниматься. Ведь только тогда они смогут реально помогать молодежи.
- Кто выступает в качестве преподавателей в Академии молодежной работы?
- В проекте "Jastar isi Akademɪasy" принимают участие представители Детского фонда ООН ЮНИСЕФ в Казахстане, председатель Сообщества молодежных работников Нурлыбай Наурызбаев, главным тренером является член пула тренеров Совета Европы и член правления Национального пула тренеров Армении Зара Лавчиян, а также другие члены национального пула тренеров по работе с молодежью. Пока мы отобрали для обучения в Академии 30 сотрудников МРЦ и Управления по вопросам молодежной политики. То есть, проводим обучение с частичным охватом сотрудников, кто-то ведь должен оставаться на рабочих местах.
- Сколько курсов обучения они должны пройти?
- Обучение проходит в четыре курса. Как я уже сказал, первый курс слушатели окончили, и сейчас идет второй курс – консультация молодежного развития. Третий курс предназначен только для руководителей молодежных ресурсных центров и больше касается руководства и менеджмента МРЦ. Однако четвертый курс – управление молодежными проектами, как и первые два курса, предназначен для всех участников проекта. Это уже более углубленный курс. Сюда входит развитие лидерских качеств, умение находить общий язык с представителями разных целевых групп молодежи, понимать интересующие их вопросы, потребности и уметь решать их проблемы. То есть выпускник Академии должен быть и тренером, и психологом и аналитиком, чтобы он мог социологические исследования проводить и на основе их результатов выстраивать свою работу, помогая молодым людям в рамках своих компетенций.
Кроме того, по окончании третьего курса, для слушателей Академии молодежной работы планируется поездка в ближайшее зарубежье, чтобы ознакомиться с работой их Молодежных центров. То есть они ознакомятся с тем, как работают их зарубежные коллеги, какие слои и группы молодежи они охватывают, какие используют методы, какие разрабатывают и реализуют проекты. При этом они будут изучать работу молодежных центров, как республиканского, так и регионального уровня. Следовательно, полученный опыт нашим сотрудникам можно будет использовать на практике.
Также хочу отметить, что сейчас казахстанские МРЦ полностью находятся на гособеспечении, как подведомственные организации госструктур. То есть являются Коммунальными госучреждниями. Однако во многих странах, данные организации являются общественными. То есть молодежь сама создает эти организации и работает в тесном сотрудничестве с муниципалитетами, аналогами наших акиматов. Государство предоставляет им здание, технику и другие ресурсы на льготных условиях, а финансируются они от различных общественных и международных фондов. У нас тоже есть такие фонды, например Фонд Первого Президента, Фонд SAMRUK-KAZYNA TRUST и другие. И мы хотим, чтобы наши сотрудники тоже ознакомились с практикой, как привлечь финансирование отечественных и международных фондов для развития молодежи того или иного района. То есть, могли не только "сидеть на шее" у государства используя бюджетные деньги, но и учились дополнительно привлекать средства на свое развитие.
А по окончании обучения в Академии, то есть в конце текущего года, мы планируем провести республиканскую конференцию, куда мы пригласим своих коллег из МРЦ, Управлений по вопросам молодежной политики, Комитета молодежи и семьи и других заинтересованных молодежных организаций со всех регионов страны. Там мы хотим подвести итоги данного проекта. Те, кто окончил Академию, смогут, поделился результатами своей работы (ведь к тому времени у них уже будет два месяца на практику), и лучшие моменты этой работы мы хотели бы имплементировать уже на весь Казахстан.
Владимир Демидов