Комплаенс-офицеры Казахстана объединяются для совместной борьбы с коррупцией
Сегодня в Нур-Султане Агентством РК по противодействию коррупции совместно с компанией KPMG Kazakhstan впервые в стране организован Форум комплаенс-офицеров, сообщает Zakon.kz, со ссылкой на пресс-службу агентства по противодействию коррупции.
Мероприятие собрало комплаенс-офицеров со всей республики. Спикерами выступили председатель агентства Алик Шпекбаев, депутат Мажилиса Парламента Гулнар Бижанова, а также представители международных и некоммерческих организаций.
Понятие комплаенс контроля достаточно развито в европейских странах. Для иностранных компаний комплаенс – это набор критериев, по которым оценивают, насколько компания соответствует антикоррупционным международным требованиям. По развитию данного института в стране оцениваются страновые риски. Комплаенс служба является серьезным инструментом в формировании добропорядочной среды среди корпоративного сектора. При выборе партнёра для ведения общего бизнеса предпочтение отдается сотрудничеству с теми, кто придерживается общепринятых в международной бизнес среде ценностей.
Выход отечественных предприятий на мировой рынок и заинтересованность иностранных компаний в заключении контракта напрямую зависит от их доверия к компании и стране в частности. То есть, правильно построенный комплаенс контроль у компании говорит об осознанном подходе в построении бизнеса. Его цель состоит в противостоянии имеющихся как внутренних, так и внешних коррупционных рисков.
Задачами комплаенса является защита интересов компании, инвесторов, клиентов, сотрудников путем соблюдения коммерческими организациями действующих законов, правил и стандартов, направленных в том числе на предотвращение коррупции.
В своем выступлении председатель Агентства Алик Шпекбаев отметил: "Самая главная задача комплаенса – это профилактика коррупции на местах".
Контроль в обеспечении справедливости, открытости при приеме на работу, проведении закупок в корпоративном секторе – неотъемлемая часть искоренения бытовой коррупции в стране.
В зону ответственности комплаенс офицеров обязательно должно входить исключение всех имеющихся рисков, связанных с возможностью совершения их сотрудниками коррупционных правонарушений при взаимодействии с государственными органами.
Ежегодно в отношении работников квазигосударственных компаний регистрируется более сотни коррупционных преступлений. Только за последние 5 лет ущерб от таких правонарушений составил порядка 16 млрд. тенге, зарегистрировано 660 преступлений, 337 лиц привлечены к уголовной ответственности, 175 осуждено.
С учетом этого агентство усилило работу по выявлению коррупции в квазигоссекторе.
В настоящее время ведется системная работа по подготовке нового пакета антикоррупционных реформ, нацеленных на кардинальное снижение уровня коррупции.
Одним из прогрессивных инициатив является введение института комплаенс-офицеров, ответственных за соблюдение корпоративных стандартов добропорядочности в компаниях, регулирующих вопросы выявления и искоренения коррупционных рисков.
По инициативе агентства главой государства и всеми госорганами поддержано внесение в законодательство необходимых поправок для полноценного функционирования системы антикоррупционного комплаенса в Казахстане.
Современная антикоррупционная политика страны "делает ставку" на превенцию и выстраивает ясный образ главного партнера – институт гражданского общества, в том числе ответственный бизнес.
Проведение Форума является очередным шагом в формировании добропорядочного бизнеса. На форуме было предложено создать whatsapp чат с целью объединения комплаенс-офицеров для обмена информацией, модератором которого попросили выступить Антикоррупционную службу. Делегаты форума высоко оценили усилия "Антикора" по формированию антикоррупционной среды в корпоративном секторе.
Теперь в Казахстане комплаенс офицеры будут совместно с Антикоррупционной службой страны работать над повышением этических стандартов ведения бизнеса, социальной ответственности и снижения коррупционных рисков в бизнес среде.
Добросовестное участие бизнеса в противодействии коррупции определяет успешность принимаемых мер.
В завершении мероприятия были разработаны рекомендации по усилению роли комплаенс-офицера в превенции и противодействии коррупции в рамках реализации Антикоррупционной стратегии 2015-2025 г.г.