Азат ПЕРУАШЕВ: Растаможка на Хоргосе парализована
Эксклюзивное интервью
Азат ПЕРУАШЕВ: Растаможка на Хоргосе парализована
Что сегодня изменилось на казахстанско-китайской границе после скандала вокруг коррупции на таможне Хоргос? По словам председателя правления национальной экономической палаты «Союз «Атамекен» Азата ПЕРУАШЕВА, сейчас здесь таможенное оформление товаров (растаможка) очень сильно сократилось и грузы в нормальном режиме не идут.
Zakon.kz: - Азат Турлыбекович, почему действующий годами криминальный беспредел на таможенном посту Хоргос был вскрыт и обнародован именно сейчас? Или вся эта история - хорошо спланированная политическая акция?
А. П.: - Согласен, преступные действия на Хоргосе длились долго. И хотя новый председатель Таможенного комитета Серик Баймагамбетов на встрече с нами высказался в том смысле, что причиной коррупции на таможне стали «плохие» предприниматели, которые «предлагали» взятки честным таможенникам - не все так просто.
Именно контролирующие органы и связанные с ними лица годами вынуждали бизнесменов платить за провоз груза в той форме, как это было удобно им для получения незаконных доходов. У коммерсантов просто не было выбора - или подчиняйся и плати, сколько скажут, или не лезь в этот бизнес.
Именно предприниматели неоднократно поднимали вопрос о коррумпированности Хоргосской таможни. Но все те, кто пытался противостоять криминальному беспределу, в итоге пострадали за свое правдолюбие, некоторые осуждены к лишению свободы, у других отобрали товар и так далее. «Атамекен» также на протяжении ряда лет неоднократно обращался в правоохранительные органы по таким делам, но, как правило, безуспешно.
То, что этот гнойник, в конце концов, вскрылся, конечно, факт положительный. Но почему это произошло только теперь - вопрос не к нам.
Zakon.kz: - Изменит ли ситуацию на таможне арест высокопоставленных чиновников, удастся ли покончить со здешним криминалом раз и навсегда?
А. П.: - Этот вопрос опять же больше не ко мне, а к правоохранительным структурам, хотя, я считаю, что… Ну, посадили одного высокопоставленного чиновника, придет другой, третий, у которых аппетит может оказаться не меньше, а даже больше. Считать, что все таможенники будут способны выдержать искушение огромными деньгами, наделяя их при этом неограниченными правами и оставляя один на один с бесправным коммерсантом, значит, провоцировать новые и новые рецидивы «хоргосского синдрома». Поэтому воров и казнокрадов наказывать, конечно, надо, но надо и создавать такие условия, при которых риск коррупции становился бы минимальным.
Zakon.kz: - Что изменилось на казахстанско-китайской границе после скандала вокруг таможенной коррупции? На нашем сайте есть любопытный комментарий: «вся контрабанда сейчас переместилась с Хоргоса в Кыргызстан, если проходить приграничные районы Ак Жол и Мерке, можно увидеть огромные вереницы баулов ширпотреба с Китая. Перевозят без проверки все, можно перевезти оружие, наркотики. Замешаны все чиновники. Видел, как они сопровождали груз». Есть доля правды в этих словах?
А. П.: - На хоргосской встрече с новым председателем Таможенного комитета я обратил внимание г-на Баймагамбетова на то, что та видимость, будто на нашей стороне нет очередей, заторов, чем сейчас гордятся хоргосские таможенники, - все это, по сути, фикция. По различным данным от наших коллег-предпринимателей, на китайской стороне в эти дни находится до несколько сотен автомобилей с грузом. Китайской стороне это выгодно, так как простой на их территории каждого авто обходится нашим предпринимателям около 50 долларов в сутки. Но на нашей стороне никто этими расходами не озабочен.
Zakon.kz: - Почему?
А. П.: - Тут есть две основные проблемы. Первая: когда из Китая автомобили выпускают, но на территорию нашей таможни просто не запускают, и эти грузы стоят в огромной очереди на нейтральной полосе. Это связано с тем, что в конце апреля таможня изменила порядок прохождения процедуры оформления грузов, так называемой растаможки, запретив проводить ее на территории склада временного хранения (СВХ). Теперь полностью вся процедура должна проводиться непосредственно на таможенном грузовом переходе. Данная процедура, по уверениям самих таможенников, занимает от получаса до полутора часов, а по нашим сведениям - около пяти часов на каждую (!) машину.
Просто посчитайте: таможенники очень гордятся, что перешли на 12-часовой рабочий день, но даже по их норме они могут оформить от 8 до 24 автомашин с грузом в день. Опять-таки, по данным «Атамекена», сегодня оформляется не более 5 машин в день. При норме веса одного авто 44 тонны, полезная загрузка не может превышать 25-30 тонн. Значит, по данным таможенников, в день они пропускают от 200 до 720 тонн груза, а в год при таких темпах этот показатель (при 220 рабочих дней в году) составит от 44 тысяч тонн до 158 тысяч тонн.
Представьте, мы говорим про международный транспортный потенциал Казахстана, гигантские суммы затрачиваются на строительство транспортного коридора Западная Европа - Западный Китай, ожидаем, что через страну потекут все те миллионы и миллионы тонн грузов из Азии в Европу, которые сегодня идут морем. Но все усилия будут тщетными, если наша таможня будет стоять заслоном на пути этого потока и выпускать из него жалкие 150 тысяч тонн в год.
Исходя из этих оценок понятно, что в настоящее время на Хоргосе прохождение грузов в значительной части парализовано, объемы очень сильно сократилась и товары в нормальном режиме не идут. Поэтому сказать, что ситуация там нормализовалась и все замечательно, будет неправдой.
Вторая причина несколько прозаичнее и прямо связана с прежней коррумпированной системой таможенного оформления, когда практически все виды грузов - и электроника, и бытовая техника, и стройматериалы и т.п., оформлялись как товары массового потребления (ТНП), что позволяло искусственно занижать их таможенную стоимость и уходить от уплаты реальных платежей.
Когда в результате проведенной антикоррупционной операции эта схема вскрылась, весь груз, оформленный под видом ТНП, но на деле ТНП не являющийся, одномоментно стал незаконным. Не случайно сегодня на арестованных СВХ находятся десятки автомобилей с товарами, получатели которых не спешат объявляться и приступать к процедуре растаможки.
Но в этой вроде бы понятной ситуации есть очень важная деталь: сами владельцы товара никогда не оформляли свой груз при его вывозе из Китая. В 90 процентов случаев коммерсанты обращались для этого к услугам транспортно-логистических фирм на территории КНР, связанных с нашими таможенниками и брокерами. Эти компании формировали грузы, оформляли их, как уже было сказано, как ТНП и полностью брали на себя ответственность не только за перевозку, но и прохождение таможни. Коммерсанту оставалось лишь оплатить эти услуги по так называемому кубовому тарифу, когда основой для определения стоимости всей услуги по перевозке и таможенному оформлению служила не законодательно установленная в Казахстане цена за вес груза, в зависимости от вида товара, а объем товара в кубометрах, независимо от его вида.
Zakon.kz: - А разве предприниматели не пытались самостоятельно оформлять свой груз?
А. П.: - Хочу особо подчеркнуть, что такие попытки предпринимателей жестко пресекались, и у этих предпринимателей затем возникали проблемы при прохождении таможенного оформления. Все широко освещавшиеся ранее в СМИ обращения бизнесменов по поводу бесчинств на таможне были связаны именно с такими попытками.
В итоге сегодня сложилась тупиковая ситуация, когда эти предприниматели не могут растаможить свой груз, потому что знают, что у них не тот товар, который заявлен в документах. Поэтому они не могут должным образом получить свой товар с арестованных СВХ здесь, в Казахстане, и не рискуют вывозить из КНР товар, оформленный ранее по прежней преступной схеме. Притом, что прямой личной вины самих предпринимателей в сложившейся ситуации, на мой взгляд, нет. Предприниматели в данном случае не виновники, а жертвы произвола со стороны около-таможенного криминального круга.
В свою очередь, и китайская сторона, насколько нам известно, не позволяет сегодня переоформить ранее «затаможенные» товары по их реальному содержанию. В результате, данные автомобили также составляют значительное число простаивающих на границе машин, поскольку в Казахстан по подложным документам они уже въехать не могут, а привести документы в соответствие к реальному содержанию груза после того, как он уже был ранее оформлен, не разрешает китайская таможенная служба.
Этот вопрос я также поднял на встрече с председателем Таможенного комитета, и я рад, что г-н Баймагамбетов проявил понимание и готовность искать пути выхода из сложившейся коллизии, в том числе выразил готовность обратиться в случае необходимости к коллегам в КНР с предложением разрешить переоформление грузов. Правда, при этом Серик Нуртаевич особо отметил, что этот шаг будет возможен после подробного изучения вопроса, в тех случаях, когда действительно отсутствует вина бизнеса в незаконном оформлении товара. И обратил внимание, что впредь предпринимателям нужно быть готовыми оформлять и выплачивать реальную таможенную стоимость грузов, с чем, естественно, все наши коллеги согласились.
Мы, конечно, будем поддерживать стремление нового руководства Таможенного комитета быстрее навести порядок и сделать деятельность таможни прозрачной в интересах и государства, и бизнеса.
Zakon.kz: - Правда ли, что контрабанда на Хоргосе выгодна не только коррумпированным казахстанским чиновникам, но и Китаю, который благодаря этому пропихивает в Казахстан самый низкосортный ширпотреб?
А. П.: - Относительно низкосортного ширпотреба - я бы так не сказал. Наши предприниматели, которые ввозят китайскую продукцию, ориентируются на казахстанского потребителя, который сегодня уже умеет отличить плохой товар от хорошего. Кроме того, для разного уровня спроса существует и разный ценовой сегмент.
Другое дело, что прежняя криминальная схема на таможне была выгодна и коррумпированным чиновникам, и предпринимателям за счет того, что через описанное выше занижение стоимости, товары уводились от реального налогового и таможенного обременения. Но такая торговля была выгодна и потребителям.
Однако из-за неоправданной дешевизны ввозимых товаров, мы убили тем самым собственное производство товаров - легкую, текстильную, кожевенную промышленность, выпуск детских изделий и так далее. Даже на селе люди перестали выращивать собственные помидоры, огурцы, потому что становилось дешевле купить китайские по бросовым ценам. Сегодня, когда начали наводить порядок, вдруг выясняется, что, оказывается, и сельское хозяйство может быть у нас прибыльным, и легкая промышленность, оказывается, может иметь перспективы, и целые сектора экономики у нас могут быть востребованы и там могут работать люди. Это интереснее, стабильнее, надежнее и это создает еще рабочие места.
Zakon.kz: - Некоторые пользователи нашего сайта полагают, что хоргосскую ОПГ не зря прихлопнули перед 1 июля, когда на полную катушку начнет действовать Таможенный союз - сокращают потоки контрабанды из Китая в интересах России, что таким образом наши северные соседи берут под контроль таможенную границу ТС. Каково Ваше мнение на этот счет?
А. П.: - Это не в интересах России, а в интересах Таможенного союза. Мы с Россией и Беларусью создали Таможенный союз, который будет работать на интересы нашего отечественного товаропроизводителя и на интересы производителей нашего Таможенного союза, поэтому понятно, что все страны заинтересованы в том, чтобы наши внешние границы обеспечили надежность выполнения таможенных процедур, которые позволили бы оказывать поддержку нашему собственному товаропроизводству. Поэтому, думаю, элемент влияния фактора Таможенного союза присутствует.
Кроме того, с 1 июля снимаются таможенные посты на российской границе и будут усиливаться южные таможенные рубежи, и с этим тоже, наверное, может быть связана ликвидация хоргосской ОПГ. Но в любом случае то, что Россия проявила обеспокоенность работой наших таможенных органов, имеет место быть. Хотя те меры, которые приняты у нас по реформированию таможни, объединению и передаче контрольных функций, по переходу на систему управления рисками гораздо более продвинуты, чем российские, и российским таможенникам, думаю, есть чему поучиться у казахстанских. Разумеется, не в отношении преступной деятельности и коррупции - здесь у них самих проблем с избытком.
Zakon.kz: - Как Вы думаете, должна ли быть проведена тотальная проверка на предмет выявления коррупционных преступлений на других таможенных постах и контрольно-пропускных пунктах, расположенных на казахстанско-китайской границе?
А. П.: - Таможенные и вообще любые контролирующие органы, связанные с осуществлением функций контроля над деятельностью бизнеса, всегда имеют риск коррупциогенности. И с этой точки зрения дополнительные меры предосторожности здесь, наверное, тоже действуют, но я бы, пожалуй, предостерег от охоты на ведьм, среди таможенников тоже немало честных, добросовестных сотрудников. Думаю, будет гораздо правильнее не создавать что-то в пожарном порядке, срочно тушить какие-то очаги, а своевременно и планомерно вести работу, исключающую коррупционные схемы в принципе.
Zakon.kz: - Люди считают, что на таможне как воровали, так и будут воровать и для решения этой проблемы предлагают в рамках электронного правительства разработать и создать автоматизированную госуслугу по приему таможенных пошлин. Как Вы на это смотрите?
А. П.: - До тех пор, пока у нас будет возможность прямого контакта контрольных органов с проверяемыми предпринимателями, такие риски будут иметь место. Конечно, любые методы, направленные на автоматизацию и усовершенствование технологических процессов, нужно приветствовать, но в данном случае речь идет не только о внедрении информационной системы по приему платежей. В этом отношении в мире широко используется метод так называемого Единого окна при выполнении таможенных операций, в котором существуют и предварительное таможенное декларирование, и прием платежей, и гармонизация системы таможенных баз данных с налоговыми. Это очень важно, поскольку все эти процессы взаимосвязаны.
Для примера: через систему Единого окна в Швеции, если не ошибаюсь, на обработку таможенной декларации уходит меньше минуты. Наши показатели даже озвучивать не хочется. Мы уже не раз ставили этот вопрос, направляли специалистов и даже парламентариев в Малайзию и другие страны для изучения опыта внедрения, реализации Единого таможенного окна. Я твердо убежден, что такая система необходима, и она должна быть реализована и чем скорей, тем лучше. Как подчеркивают международные эксперты, в том числе привлеченные со стороны ЮСАИД, внедрение такой системы не потребует больших затрат и времени, нужна лишь государственная воля.
Zakon.kz: - Какие кардинальные структурные изменения необходимо ввести в таможню с учетом всех этих преступлений, уголовщины, новых условий Таможенного союза, чтобы деятельность таможенных органов стала более прозрачной, предсказуемой, чтобы не было контрабанды, чтобы статистика по импортируемым товарам была объективной, чтобы чиновникам невыгодно было заниматься теневым и криминальным бизнесом на границе?
А. П.: - Думаю, прежде всего, таможенные органы должны действовать в соответствии с нормативными требованиями, которые необходимо детально регламентировать.
С другой стороны, соблазн максимальной регламентации может привести к тому, что увеличится время прохождения таможенных процедур, таможня станет практически непроходимой и Казахстан, имеющий огромный транзитный потенциал, может его так и не использовать. Нынешняя ситуация на Хоргосе - весьма тревожный звонок.
Китай сегодня - крупнейший мировой экспортер, свой груз он отправляет морским путем, хотя у него под боком Казахстан. Необходимо максимальную часть этих грузов перетянуть на себя, именно с таким расчетом реализуются такие транспортные мега-проекты, как «Западная Европа - Западный Китай», «Морпорт Актау», «Хоргос - Жетыген» и так далее. В результате мы могли бы, во-первых, сократить время прохождения этих грузов, во-вторых, значительно удешевить их, в-третьих, обеспечить огромные притоки прибыли в страну.
Но все эти планы будут сведены на нет, если мы не обеспечим скорость и четкость прохождения таможенных процедур.
Торгын НУРСЕИТОВА