«Он азиатский Бекхэм – нравится всем». Как бросить футбол в 29 и стать круче

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 18.04.2016 21:57 Zakon.kz
Владислав Воронин – о Хидетоси Накате, который теперь производит саке и принципиально не пользуется смартфонами.
Хидетоси Накате было всего двадцать девять, когда он понял, что футбол окончательно достал. Главное увлечение трансформировалось в будничное, отстраненное пинание мяча за деньги, и это расстраивало сильнее всего. «Я мог бы играть и дальше, но приходилось бы себя заставлять. Мое правило: жить надо в удовольствие и делать только то, от чего ты реально загораешься. В команде важно чувствовать себя как в семье, а не как в надоевшем офисе», – рассказывал Наката.

Он выплеснул последние эмоции на ЧМ-2006, где сборная Японии промучилась три матча, став последней в группе, и сразу отправился в длительное путешествие. Новыми эмоциями и впечатлениями Хидетоси пропитывался два года: наблюдал за сезонной миграцией гну в северной Танзании, пинал мяч с детьми на пыльных африканских равнинах, любовался северным сиянием, был даже в Казахстане, Киргизии, Узбекистане и Туркмении – в целом получилось свыше 100 стран. «Я ездил по миру, чтобы понять, что вообще есть вокруг, ведь когда играешь, видишь только самолеты и отели», – приводит слова Хидетоси sports.ru.

Все это время Наката практически не работал – хватало накопленного. Только раз в пару месяцев, в перерывах между перелетами, он снимался для обложек журналов и брендов одежды. На азиатском рынке Хидетоси и по окончании карьеры оставался главной целью маркетологов: за несколько лет никто не сравнился с ним не только по трансферной стоимости (больше 20 млн евро при переходе в «Парму»), но и по известности. То, что Наката был в полном порядке даже для Европы, лучше всего подчеркнул великий ролик Nike «The Secret Tournament», снятый Терри Гиллиамом накануне ЧМ-2002. Там японец играл в клетке в компании Роналдо, Роналдиньо, Луиша Фигу, Тьерри Анри, Роберто Карлоса, Эрика Кантона и других достойных мужчин, имена которых заставят прослезиться любого человека старше 18 лет.


«Он азиатский Дэвид Бекхэм, потому что одинаково нравится всем – молодым и пожилым, мужчинам, женщинам и детям. Он настоящая икона стиля – очень элегантный, воспитанный», – говорил Мелвин Чуа, организатор модных показов, выставок, вечеринок и презентаций брендов.

Портфолио Накаты и правда ничуть не слабее, чем у Криштиану Роналду – все те же обложки GQ, фотосессия для Esquire, съемка для статусного магазина Mr Porter и даже работа приглашенным редактором в мужском журнале Monocle, где он рецензировал пару немецких отелей и баров. Уже потом Наката рекламировал коллекцию нижнего белья Calvin Klein.

Это как раз история страсти, о которой говорил Наката при уходе из футбола. Стиль Хидетоси начинался с вызова и вычурности (сильно осветлил волосы до соломенно-рыжего цвета на ЧМ-1998, чтобы выделиться перед европейскими скаутами), пережил фанатичное увлечение трендами («Я смотрел все коллекции и хотел быть именно модным»), а в итоге пришел к гармонии: «Сейчас я понимаю, что стиль – это умение выглядеть элегантно. Я ни за кем не повторяю, одежда стала настоящей частью моей жизни, правильно одеться – это такая же необходимость, как поесть или помыться. Но к этому надо прийти».

Первое правило Накаты: не покупать вещи с большими логотипами и кричащими названиями, идеально – чтобы бренд не упоминался совсем. Второе: всегда брать с собой пиджак. Даже если на улице +35 и ни намека на вечернюю прохладу, Наката настоятельно советует прихватить его хотя бы в качестве бумажника: «Если положить вещи в карманы брюк, все будет торчать, и это ужасно. Вы можете не надевать пиджак, а просто нести его в руках, закинув все вещи во внутренние карманы. Кроме того, никогда не знаешь, кого встретишь на улице, так что надо выглядеть хорошо в любой ситуации».



В каждой стране Накату забрасывали вопросами по двум темам – футбол и Япония. Практически для всех японская культура остается таинственной и неизведанной, но бывший футболист не мог рассказать что-либо интересное: «Да, это моя родная страна, но я знал о ней очень мало. Когда я в сотый раз не смог ничего рассказать, понял, что пора узнавать Японию».

С 2009 по 2015 год Хидетоси без спешки изучил все 47 японских префектур: он посещал мастерские, дома ремесленников, фермы, винокурни, в которых делают саке, храмы, замки, рестораны и так далее. «Конечно, я не думал, что это растянется на шесть с половиной лет, рассчитывал уложиться в полгода, – признавался Наката. – Но сейчас мне мало даже трех недель в префектуре Аомори. Для познания Японии просто нет конечной точки».

На основе этой углубленной поездки запустилась полноценная телевизионная карьера: Наката ездит по провинциям и снимает документальные фильмы о ремесленниках – например, о семье, уже пятнадцать поколений которой делают керамические изделия по древней технологии. Но это не главное, поскольку 6-летний тур сделал Накату едва ли не самым ярким послом японской культуры на Западе.



Сначала бывший футболист открыл фонд, организующий выставки народного творчества и продвигаюший керамику, изделия из бамбука и так далее. Потом Хидетоси страшно увлекся производством саке и создал собственную марку. Перед выходом на рынок традиционного алкоголя он посетил 250 винокурен из 1300, работающих в Японии, и провел десятки сложных переговоров с людьми, которые поначалу совсем ему не доверяли: «В этой индустрии невероятно мощная сила традиций, тут работают только лицом к лицу. Если будешь писать имэйлы или звонить, с тобой не будут иметь никаких дел. Так что я в разъездах по 20 дней в месяц».

Наката подружился с мастером саке Акитсуной Такаги, который руководит семейной винокурней, работающей с 1615 года. Первая партия под маркой «N» появилась в 2013 году, при этом Хидетоси не собирается выходить на огромные мощности – достаточно производить всего 1000 бутылок в год.

Напиток выпускается в минималистичных черных бутылках без яркой этикетки и логотипа – здесь у Накаты действует то же правило сдержанности, что и в одежде. При этом вы не найдете ни одной такой бутылки в Японии, так как саке бывшего футболиста продается только в 10 зарубежных странах, включая Францию, Южную Корею, Индонезию и Сингапур. Бутылка объемом 750 мл оценивается в 2-3 тысячи долларов и включена в меню нескольких ресторанов премиум-сегмента.



«Сейчас мир стремится ко всему быстрому, простому и более дешевому. Это легко объяснить, но надо знать меру, потому что в этой суете можно потерять культуру комфортной жизни, культуру потребления качественных вещей. Нужен баланс. Благодаря известности своего имени я могу привлечь внимание людей к саке. Вы, конечно, можете отправить самих производителей для продвижения, но люди вряд ли обратят на них какое-либо внимание, это правда жизни», – отмечает Наката.

По его словам, сейчас в Японии резко растет рынок пива, винокурен становится все меньше, а молодое поколение практически ничего не знает о саке и больше интересуется вином. Потенциал напитка за границей даже выше, потому что люди стали ценить японские продукты из-за популярности азиатских ресторанов. Росту продаж саке мешает только недостаток информации, уверен Наката.

Чтобы спровоцировать усиление спроса, Хидетоси создал «гугл для саке» – мобильное приложение Sakenomy, в котором есть базовая информация о выборе и употреблении напитка, а также данные о более чем 6000 марок. Достаточно сфотографировать бутылку – система распознает производителя и выдаст всю информацию на итальянском, английском и японском языках: крепость, ингредиенты, оттенки вкуса, соотношение с вашими предпочтениями, с чем лучше пить.

Хотя Наката и понимает, как удобны такие приложения, сам он все равно не пользуется смартфоном – для звонков и смс есть обычная кнопочная Nokia 3720. «Смартфоны делают людей глупее. Они слишком полезные и удобные, поэтому делают вас неумелыми, бесполезными. Если смартфон может быть лучше вас, как вам дальше использовать свои способности? Зачем тогда быть собой?» – философствует Хидетоси.



В ближайшее время Наката планирует создать новые бокалы для саке – должно получиться что-то среднее между стаканом под бренди и бокалом для белого вина. Среди более долгосрочных планов – производство игристого саке, более легкого и менее крепкого (около 7 градусов). Кроме того, уже сейчас японец занимается рестораном KOKO в Гонконге, где раз в два месяца проводятся дегустации около 30 видов саке. Особенность заведения в том, что там нельзя забронировать столик – даже самым статусным гостям иногда приходится стоять в очереди.

Так что по футболу Наката совсем не скучает.

«Мне нравится футбол, но «любовь» тут будет слишком сильным словом. Я никогда не был фанатом футбола, не смотрел игры по телевизору, не хранил записи и все такое. Я и сейчас не смотрю матчи, и ничего не изменится, когда я завершу карьеру, – признался Хидетоси весной 2006-го. – Если честно, я вообще не понимаю, почему люди становятся футбольными болельщиками. Не люблю смотреть спорт. Мне гораздо больше хочется играть, создавать что-то самостоятельно, чем наблюдать за другими».

Спустя 10 лет после ухода Накаты из футбола очевидно: его история – идеальный пример того, как можно можно делать только то, что нравится, и при этом не облажаться.

Фото: mrporter.com/Angelo Pennetta; instagram.com/nakata_hidetoshi
Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: