Предоставить справедливую компенсацию (Аягоз Тажина, судья СМЭС Карагандинской области)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 20.06.2017 19:17 Фото: zakon.kz

Предоставить справедливую компенсацию

 

Аягоз Тажина,

судья СМЭС Карагандинской области

 

Профессионалы сферы туризма обязаны обеспечивать ясность положений договоров, предлагаемых их клиентам, надлежащие системы страхования и помощи и предоставлять справедливую компенсацию при невыполнении своих договорных обязательств.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента» страховой случай считается наступившим с момента признания страхователем требований туриста о возмещении вреда обоснованными и согласия страховщика с признанием требований страхователем. В случае непризнания страхователем требований туриста о возмещении вреда обоснованными, страховой случай считается наступившим с момента вступления в законную силу решения суда о возмещении вреда, причиненного страхователем.

Ст. 18 Закона регулирует условия и порядок осуществления страховой выплаты. Требование о страховой выплате к страховщику предъявляется страхователем либо туристом в письменной форме с приложением документов, необходимых для осуществления страховой выплаты, в том числе документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и размер вреда, причиненного выгодоприобретателю.

В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона выгодоприобретателем, наряду с туристом, которому причинен вред страхователем в связи с оказанием туристских услуг, может являться также страхователь или иное лицо, возместившие туристу (его правопреемнику) причиненный вред в пределах объема ответственности страховщика, установленного Законом, и получившие право на возмещение своих расходов от страховщика.

К страховщику, осуществившему страховую выплату, переходит в пределах выплаченной суммы право обратного требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные страховщиком в результате страхования (п. 2 ст. 19 Закона).

Данное положение соответствует положениям пп. 1 ч. 1 ст. 828 ГК, которые обязывают страховщика в связи с наступлением страхового случая произвести страховую выплату в размере, порядке и сроки, установленные в договоре страхования или законодательных актах.

Требования, установленные ст. 18 Закона о необходимости предварительного письменного обращения страхователя к страховщику с приложением документов, необходимых для осуществления страховой выплаты, распространяются и на отношения выгодоприобретателя (турагента) и страховщика (страховую компанию) о возмещении убытков, возмещенных туристу во исполнение решения суда.

При обращении выгодоприобретателя в порядке обратного требования документом, подтверждающим момент наступления страхового случая, считается вступление в законную силу решения суда о возмещении им вреда, причиненного туристу.

На практике имеют место случаи, когда выгодоприобретатель подает исковое заявление страховой компании без предварительного письменного обращения к страховщику о взыскании страховых выплат с приложением к обращению документов, подтверждающих наступление страхового случая (в том числе вступившего в законную силу решения о взыскании с него страховых выплат).

Вместе с тем законодательством не урегулирован вопрос, какое процессуальное решение подлежит принятию в этом случае: об отказе в удовлетворении исковых требований или оставлении требований без рассмотрения по основанию несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

В этой связи, чтобы сформировать единую судебную практику, представляется правильным на законодательном уровне (или в нормативном постановлении Верховного Суда) дать разъяснение по указанному вопросу.

Со своей стороны, полагаю, что в таких случаях представляется правильным оставлять исковые требования без рассмотрения с разъяснением выгодоприобретателю права на подачу искового заявления по результатам обращения к ответчику с сообщением о наступлении страхового случая, подтвержденного решением суда, и с требованием о возмещении страховой выплаты.

Принятие именно такого процессуального решения обосновывается необходимостью обеспечения судебной защиты интересов турагента, которому могут быть причинены убытки, превышающие размер страховых выплат по агентскому договору на реализацию туристского продукта, заключенного с туроператором.

Общеизвестны случаи, когда ряд авиакомпаний прекратили полеты, объявив себя банкротом, а туроператоры, не исполнив своих обязательств по агентскому договору, аннулировали заявки турагентов, вследствие чего причиненный туристам ущерб, связанный с несостоявшимися турами, судебными решениями взыскан с турагентов.

Представляется, что в случае отказа в исковых требованиях турагента (выгодоприобретателя) по основанию необращения в страховую компанию до подачи иска в суд у турагента могут возникнуть определенные препятствия для взыскания страховых выплат в случае повторного обращения с таким же иском.

Споры по страхованию включены в Пилотный проект по внедрению досудебного урегулирования споров в порядке медиации. По итогам международного регионального семинара «Судебная практика рассмотрения споров с применением законодательства о страховании», проведенного Верховным Судом РК на базе Учебного центра Восточно-Казахстанского областного суда совместно с Проектом GIZ, были выработаны следующие рекомендации:

- разрешить вопрос об обязательном досудебном урегулировании споров, связанных со страхованием;

- принять нормативное постановление «О практике рассмотрения споров с применением законодательства о страховании».

Второй вопрос, на который хочу обратить внимание, касается существенных условий договора на туристское обслуживание.

По итогам международного регионального семинара разработаны рекомендации и в адрес уполномоченных органов. В частности, уполномоченному органу (центральный исполнительный орган, осуществляющий функции государственного управления в области туристской деятельности) рекомендовано разъяснять страхователям (турагентам и туроператорам) при заключении договоров страхования суть и положения объема ответственности страховщика.

Ст. 27 Закона «О туристской деятельности в Республике Казахстан» предусмотрена обязанность туроператора и турагента застраховать гражданско-правовую ответственность, возникающую при заключении договоров. Целью обязательного страхования туроператора или турагента является обеспечение защиты имущественных и (или) иных интересов туристов при осуществлении деятельности туроператора или турагента по оказанию туристских услуг посредством осуществления страховых выплат (п. 1 ст. 3 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора или турагента»).

Соответственно, предметом договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента является имущественный интерес туроператора и турагента, связанный с их обязанностью возместить вред, причиненный имущественным и (или) иным интересам туриста при осуществлении деятельности по реализации туристского продукта.

Ст. 17 Закона «О туристской деятельности в Республике Казахстан» в части существенных условий договора на туристское обслуживание отсылает к типовому договору (утвержден приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 30 января 2015 года № 81). Вместе с тем типовой договор не содержит сведений о порядке и сроках предъявления туристами претензий к турагенту или туроператору в случае одностороннего нарушения туроператором договорных обязательств, а также сведений о порядке и сроках предъявления туристами требований о выплате страхового возмещения.

В этой связи в целях защиты прав туриста как потребителя туристских услуг представляется правильным расширить перечень существенных условий посредством внесения дополнений в Типовой договор на туристское обслуживание, что возможно по аналогии с положениями пп. 3) ст. 12 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора или турагента», в соответствии с которым страхователь обязан в срок не позднее десяти рабочих дней, когда ему стало известно о наступлении страхового случая, уведомить об этом страховщика.

Внесение таких дополнений в полной мере вытекает из положений итогового Глобального этического кодекса туризма, принятого 1 октября 1999 года Всемирной туристской организацией на Генеральной ассамблее в Сантьяго (Чили).

В ст. 6 Кодекса «Обязанности участников туристского процесса» предусмотрено, что профессионалы сферы туризма обязаны:

- обеспечивать ясность положений договоров, предлагаемых их клиентам, как в плане характера, цены и качества услуг, которые они обязуются предоставить, так и в плане финансовых обязательств в случае одностороннего нарушения договорных обязательств с их стороны;

- обеспечивать надлежащие системы страхования и помощи;

- брать обязательство отчитываться в соответствии с условиями, предусмотренными в их национальном законодательстве, и предоставлять справедливую компенсацию при невыполнении своих договорных обязательств.

В ст. 7 «Право на туризм» право на туризм определено как возможность напрямую и лично открывать для себя и наслаждаться достопримечательностями нашей планеты, которым в равной степени обладают все жители Земли; все более активное участие во внутреннем и международном туризме должно рассматриваться как одно из наилучших возможных проявлений увеличения свободного времени, и этому явлению нельзя чинить никаких препятствий.

zkadm
Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: