Действовать добросовестно и разумно (Мария Шарипова, судья СМЭС Актюбинской области)
Действовать добросовестно и разумно
Мария Шарипова,
судья СМЭС Актюбинской области
Договорные споры - это самые распространенные виды споров между юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями, возникающие из договорных отношений.
Наиболее часто споры между участниками договорных отношений возникают из следующих видов договоров:
- купли-продажи, поставки (взыскание задолженности по договору, взыскание неустойки за просрочку платежей, просрочку поставки, просрочку осуществления гарантийного ремонта, устранение недостатков переданного в собственность имущества, замена некачественного товара, а также признание договора поставки недействительным);
- аренды, лизинга (взыскание задолженности по арендной плате, применение санкций за неуплату, возврат арендованного помещения собственнику, устранение недостатков сданного в аренду имущества, признание преимущественного права на заключение договора на новый срок, а также признание договора аренды недействительным);
- страхования (взыскание страхового возмещения, оспаривание страховой стоимости имущества, расторжение договора страхования в случае отказа страхователя от изменения условий договора страхования или уплаты дополнительной страховой премии соразмерно увеличению риска);
- подряда (взыскание задолженности по оплате за проведенные подрядные работы, возмещение неустойки за нарушение обязательств по срокам и объемам работ, устранение недостатков, возникших вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядной организацией принятых на себя договорных обязательств);
- перевозки (применение штрафных санкций за нарушение сроков перевозки, взыскание стоимости перевозки при ненадлежащем исполнении обязательств, возмещение ущерба в случае утраты или недостачи, повреждения груза во время перевозки);
- комиссии (о взыскании комиссионного вознаграждения, возмещение убытков при отмене поручения, возмещение убытков при утрате, недостаче или повреждении находящегося у комиссионера имущества);
- хранения (возмещение ущерба за утрату, недостачу или повреждение вещи, взыскание вознаграждения за хранение);
- займа (это споры, основанные на отказе заемщика от возврата долга, нарушения сроков возврата суммы займа).
Договорные споры возникают, как правило, из-за неполного, нечеткого и неграмотного составления договоров, вызывающих узкое, буквальное или расширительное, т.е. неоднозначное толкование тех или иных положений договора или дополнительных соглашений к нему.
Предупреждать такие споры лучше всего на стадии заключения соглашения (договора, контракта). Но стороны Договора не всегда могут предусмотреть наступление тех или иных обстоятельств, в связи с которыми может возникнуть спор.
Предпринимательская деятельность юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей предусматривает необходимость заключения различных договоров, регулирующих те или иные правоотношения. Однако часто не все условия договоров соблюдаются участниками договорных правоотношений в полном объеме.
Таким образом, договорные споры - это множество различных спорных ситуаций правового характера, которые возникли из договора и которые требуют справедливого и быстрого разрешения, нередко сопровождающегося обращением в суд.
В практике экономического суда договорные споры занимают значительное место, в том числе и споры в сфере государственных закупок.
Договор подряда регламентируется как общими положениями Гражданского кодекса Республики Казахстан об обязательстве, о договоре, так и специальными нормами о подряде, строительном подряде, Законом РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», другими правовыми актами, в частности, строительными нормами и правилами, техническими регламентами и т.д.
Эффективность судебной защиты нарушенных прав по договорам подряда зачастую зависит от качества составленного договора, который становится обязательным для сторон после его заключения, от надлежащего составления документации в ходе исполнения договора.
Однако, как показывает судебная практика, в условиях увеличения общего числа заключаемых договоров подряда, их качество оставляет желать лучшего. Игнорирование надлежащего порядка составления документации, невнимательное отношение к нюансам процедуры, невключение в документ важных условий, - все это неизбежно приводит к неоднозначной трактовке содержания договора, разногласиям между заказчиком и подрядчиком/ исполнителем, мошенническим злоупотреблениям и, как следствие, судебным разбирательствам.
Подавляющее большинство подрядных споров касается качества выполненных работ, оплаты выполненных работ, своевременности выполнения работ/ оказания услуг и другие.
Согласно ст. 633 ГК в случае, когда законодательными актами или договором предусмотрено предоставление подрядчиком заказчику гарантии качества работы, подрядчик обязан передать заказчику результат работы, который должен соответствовать требованиям ст. 632 настоящего Кодекса в течение всего гарантийного срока. Гарантия качества результата работ, если иное не предусмотрено договором, распространяется на все элементы, составляющие результат работы).
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы). Работа выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором).
Если из законодательных актов или договора не вытекает иное, подрядчик вправе привлечь к исполнению договора других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает перед заказчиком в качестве генерального подрядчика, а перед субподрядчиком - в качестве заказчика).
Согласно п. 1 ст. 632 ГК выполненная подрядчиком работа должна соответствовать условиям договора, а при их отсутствии или неполноте - требованиям, обычно предъявляемым к работе соответствующего рода.
По договорам строительного подряда доказательствами выполнения работ являются акт приемки выполненных строительных работ, справка о стоимости выполненных строительных работ и затрат - приложения 3 и 4 к Правилам организации деятельности и осуществления функций заказчика (застройщика), утвержденным приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 марта 2015 года № 229, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 апреля 2015 года № 10795.
Стороны договора подряда при исполнении обязательств должны действовать добросовестно, разумно и справедливо, как предписано ст. 8 Гражданского кодекса, принимать меры к разрешению возникших споров и конфликтов путем переговоров либо обратившись к медиаторам, поскольку судебные тяжбы негативно сказываются на деловой репутации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, влекут разрыв возникших и устоявшихся деловых, партнерских отношений, нарушение прав третьих лиц (работников, контрагентов сторон договора подряда), мешают нормальной хозяйственной деятельности, причиняют убытки.