Пример конструктивного сотрудничества (Линара Сактаганова)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 05.10.2018 14:44 Фото: zakon.kz

Пример конструктивного сотрудничества

 

Линара Сактаганова

 

Масштабные программы Проекта Европейского Союза «Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане» внесли свой значимый вклад в развитие судебно-правовой реформы Казахстана, предусмотренной Концепцией правовой политики на 2010-2020 годы.

Об основных итогах реализации трехлетнего проекта Европейского Союза «Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане» (EUCJ) проинформировали глава отдела сотрудничества Представительства Европейского Союза в Республике Казахстан Йоханнес Стен-бек Мадсен, руководители проекта EUCJ Сауле Мектепбаева и Билл Мейзер, а также профессор виктимологии Тилбургского университета Ян Ван Дайк в ходе пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций.

Как отмечалось, цель проекта EUCJ заключалась в содействии правительству Казахстана в проведении реформ в области уголовного правосудия в соответствии с международными стандартами.

На протяжении трех лет Европейским Союзом велась конструктивная совместная работа с Верховным Судом, МВД, Генеральной прокуратурой, Академией правоохранительных органов и Костанайской Академией МВД.

Стратегический руководитель проекта EUCJ Билл Мейзер, в частности, отметил, что все поставленные задачи проекта, согласованные с казахстанскими партнерами, выполнены раньше срока.

-  Помимо запланированных задач в рамках проекта мы помогали партнерам внедрить методологию и систему эффективного управления изменениями для развития, - подчеркнул Билл Мейзер.

По словам операционного руководителя проекта Сауле Мектепбаевой, EUCJ является первым проектом, предложившим Верховному Суду, Генеральной прокуратуре, МВД и профильным академиям свою экспертную поддержку в области институциональных изменений.

- По-видимому, необходимость трансформации к тому моменту была настолько очевидна, что все госорганы помимо обычных «легких» задач, которые ставят перед международными проектами, обозначили такие очень сложные институциональные проблемы, как функциональный анализ, объективная оценка эффективности, администрирование, система оценки рисков и оптимизация рабочих процессов. Это было очень необычно: от госорганов, которых интересует обычно сугубо правовой контекст, получить запрос экономического и даже где-то управленческого характера. Наверное, впервые за весь мой опыт работы в области развития систему правосудия заинтересовал вопрос: «А сколько это стоит?». К счастью, проект обладал доступом к большому количеству действующих сотрудников аналогичных госорганов в Евросоюзе и Великобритании, а также обладал большим пулом экспертов в области сравнительного анализа, развития и трансформации, поэтому мы смогли построить работу таким образом, чтобы с профессионалами работали профессионалы, и вопрос эффективности рассматривался не с точки зрения абстракций, а конкретных работающих механизмов в странах с наилучшими моделями правосудия, - подчеркнула С. Мектепбаева.

При этом она считает, что особенностью проекта также стало то, что эксперты проекта не навязывали свою точку зрения или страновые примеры, а больше содействовали процессу обсуждений и выработки собственных, казахстанских примеров реформ.

-  Сегодня благодаря тренду трансформации в бизнесе идея больших перемен стала популярна и в госсекторе, особенно в области правосудия. Начавшись с программы перемен Генеральной прокуратуры, идея пересмотра философии работы госоргана, его процедур, процессов и алгоритмов стала развиваться в судебной системе, антикоррупционной службе и МВД. И это понятно: очень долгое время изменения происходили в области права, но не организационного развития субъектов уголовного правосудия. Хотя институционально все эти госорганы усиливались, прирастая определенными технологическими новинками и специализацией, на самом деле объем полномочий и порядок работы не менялся, хотя изменился экономический уклад, изменилась преступность и даже все остальные госорганы вокруг. В секторе правосудия и правоохранительной системе с организационной точки зрения все оставалось по-прежнему, этот сектор традиционный, и отсутствие гибкости - это важный компонент его устойчивости и объективности, - отметила спикер.

Говоря о достижениях проекта, эксперты в целом отмечают, что результатом работы с Верховным Судом стала совместная разработка семи программ по развитию судебной системы, а также коммуникационной стратегии.

- Верховный Суд пошел по несколько другому пути проектирования и введения перемен. В силу того, что в судебной системе организационные инновации к началу проекта вводились неоднократно, Верховный Суд заказал серию больших аналитических и эмпирических исследований, которые доказательно обозначили слабые зоны. В целом модальность формулирования проектов изменений и управления ими была выбрана такая же, как и в прокуратуре, с возможностью использования проектного менеджмента, управления изменениями и системой постоянного совершенствования. Однако, в отличие от прокуратуры, проекты изменений в судебной системе были более институционны и направлены вовнутрь, что тоже понятно, так как за судом не стоят функции координации правоохранительных органов и задач, - добавила С. Мектепбаева.

В результате Программы перемен с целью создания прокуратуры нового формата в 2017 году произошла серия больших изменений, закрепленных в новом Законе «О прокуратуре». Были реализованы совместные проекты «Центр правоохранительных услуг», исследование «Оценка уровня безопасности населения и доверия к правоохранительным органам», «К обществу без пыток», кадровые и коммуникационные изменения и др.

По линии реформирования органов внутренних дел С. Мектепбаева рассказала о совместной с МВД разработке стратегии модернизации полиции, в которой определены 27 приоритетных проектов.

- В работе с Министерством внутренних дел основной акцент в начале проекта был сделан на построении эффективной модели службы пробации. Это существенно сузило область работы проекта, однако дало возможность для создания точек роста внутри системы. В результате служба пробации была не просто создана в полном объеме на уровне законодательного регулирования, но даже начала работать в абсолютно новых областях. Впервые в уголовном процессе появилась фигура офицера пробации, докладывающего судье о его оценке правонарушителя и результатах системы оценки рисков. Для традиционного уголовного процесса - это из разряда революционных изменений, когда помимо всех прочих условий мы, наконец-то, смотрим на социальный контекст и делаем казахстанское правосудие более объективным, - считает она. К слову, эксперты проекта не ограничилась реформированием службы пробации, им предстояла работа по глубокой трансформации всей системы МВД по теме модернизации их деятельности с точки зрения организационного развития.

- Задача была непростая, потому как система МВД значительно превышает масштабы всех остальных госорганов, с которыми работал проект: полиция почти в 30 раз многочисленнее прокуратуры и отягощена большим количеством функций и госуслуг, - признается операционный руководитель EUCJ.

Так, проектным офисом ведомства выработано 27 проектов изменений, затрагивающих кадровые реформы, оптимизацию рабочих процессов и технологизацию работы. Однако здесь, как подчеркнула Сауле Мектепбаева, в отличие от других госорганов на повестке более актуально стоял вопрос функционального анализа и рационального использования полиции. То есть необходимо было вычленить, чем функционально должны заниматься полицейские, а чем не должны, а затем рационально использовать имеющиеся ресурсы.

В результате в число проектов, разработанных проектным офисом МВД, вошли проекты по созданию фронт-офисов, введению удобного для граждан графика работы, пилотированию нового регламента работы, при котором сокращается количество ненужной отчетности и налажен документооборот, введению новых алгоритмов работы, взаимоотношений, совершенствованию системы бюджетирования расходов, пересмотру системы отбора кадров, совершенствованию коммуникаций, улучшению работы ЦОУ и построению «социально ориентированной полиции».

Немаловажным результатом партнерства с EUCJ стало создание тремя организациями своих проектных офисов. В разработке программ и проектов перемен государственных органов приняли участие более 60 высококвалифицированных экспертов EUCJ. Были проведены большие социологические и эмпирические исследования в сфере уголовного правосудия. Также было приобретено новейшее оборудование для использования новых методик работы и обучения для КУИС, Академии правоохранительных органов и Костанайской академии МВД.

- Для любой страны такой проект - это огромный успех, но для уголовного правосудия Казахстана это означало гораздо больше: то, что изменения возможны, они могут быть результативны и устойчивы, - резюмировала Сауле Мектепбаева.

Несмотря на завершение проекта, стратегия дальнейшего развития судебной и правоохранительной систем Казахстана получила свое дальнейшее обсуждение в рамках международной конференции «Будущее уголовного правосудия в Казахстане: от гуманизации к управлению переменами», посвященной закрытию проекта Европейского Союза «Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане». В его работе приняли участие первые руководители и курирующие должностные лица Парламента, Администрации Президента, а также председатель Верховного Суда Жакип Асанов, министр внутренних дел Калмуханбет Касымов, заместитель Генерального прокурора Марат Ахметжанов и ключевые партнеры проекта EUCJ. Подробнее о ходе и итогах конференции мы расскажем в следующем номере «ЮГ».

Главы посольств и международных организаций дали высокую оценку итогам трехлетнего проекта Европейского Союза. Участники выразили заинтересованность в дальнейшем укреплении международного сотрудничества по совершенствованию правовой системы Казахстана.

 

 

Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: