Право граждан на проведение мирных публичных мероприятий (Мамонтов Н.И., судья Верховного Суда Казахстана в почетной отставке)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 28.06.2019 22:38 Фото: zakon.kz

Право граждан на проведение мирных публичных мероприятий

 

Мамонтов Н.И.

судья Верховного Суда Казахстана

 в почетной отставке

 

Совершенствование правой системы Казахстана о соблюдении конституционных прав и свобод человека и гражданина нуждается не только в модернизации отраслей, институтов права, но и конкретных законодательных актов. При этом необходимо приведение норм закона в соответствие с нормами Конституции Казахстана, устранение правовых коллизий.

Наиболее актуальной является реализация правовой политики о расширении общения власти с гражданами в целях выявления проблемных вопросов и выработки наиболее оптимальных вариантов их решения. Одной из таких актуальных проблем является обеспечение права граждан на свободу проведения мирных публичных мероприятий. Через институт мирных публичных мероприятий граждане будут приобретать уверенность в том что назревавшие в прошлом социальные проблемы станут доступными власти и получат реальную решаемость вместо обещаний. Такая надежда получает жизнеспособность посредством позиции Президента Токаева К.К.

Пактом о гражданских и политических правах за гражданами государств-участников Пакта, признается право на мирные собрания. Это право не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом государства и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. [2. ст. 21]

Граждане Казахстана вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествие и пикетирование, голодовки в общественных местах, возведение юрт, палаток, иных легкомонтируемых конструкций. [1. ст. 32]

Реализация гражданами названного конституционного права регулируется Законом, принимаемым Парламентом Казахстана. [3. пп 1) п. 3 ст. 61; 4.]

Законом предусмотрено, что формами выражения общественных, групповых или личных интересов и протеста являются собрания, митинги, шествия, демонстрации, голодовка в общественных местах, возведение юрт, палаток, иных временных сооружений, а также пикетирование. [6. ст. 1]

Для удобства пользования терминами, употребленными Законом, и краткости текста будет использован единый термин «мирное публичное мероприятие».

Представляется, что существенным недостатком Закона является отсутствие раскрытия содержания дефиниций, посредством которых граждане реализуют конституционное право на свободу выражения мнения во время мирнных пуьличных мероприятий.

Под митингом понимается массовое собрание граждан для обсуждения политических и других неотложных вопросов текущей жизни. [11. С. 346]

Под собранием понимается присутствие где-нибудь людей, чем-нибудь объединенных, заседание членов какой-нибудь организации для обсуждения чего-нибудь (собрание сотрудников, собрание избирателей). [11. С. 726] Но собрания, проводимые в закрытых помещениях под действие Закона «О митингах» не подпадают, а их совестка и порядок проведения регулируются уставом и регламентом соответствующего коммерческого либо некоммерческого (общественного объединения, ассоциации юридических лиц) юридического лица.

Под шествием понимается торжественное прохождение, процессия; [11. С. 873] мирное движение, передвижение, прохождение по улицам и дорогам с использованием технических и визуальных средств с целью привлечения внимания к определенным проблемам и вопросам, имеющих большое значение для общества. [7. ст. 32]

Под пикетом (пикетированием) понимается небольшой сторожевой отряд, пост, группа бастующих рабочих, патрулирующая в районе забастовки; [11. С. 506] мирный сбор у конкретного объекта немногочисленной группы (возможно одного человека) с использованием технических и визуальных средств с целью выражения мнения по общественным вопросам. [7. ст. 32]

Под демонстрацией понимается массовое организованное шествие людей для выражения общественно-политических настроений. [11. С. 156]

Под голодовкой в общественном месте, понимается отказ человека или группы лиц от пищи в знак протеста. [11. С. 135] Проведение голодовки как акции индивидуального или коллективного протеста в изолированном помещении (квартира, офис, место содержания под стражей) не регулируется Законом «О митингах».

Под протестом понимается решительное возражение против чего-нибудь, заявление о несогласии с каким-нибудь решением. [11. С. 613] Протест как акт внешнего волоизъявления человека или группы лиц против принятого органом управления, правоохранительным или судебным органом решения, совершенного действия может проходить с использованием средств наглядной агитации, отражающей существо требования протестующего лица (протестующих лиц) и не свидетельствовать о создании препятствий для его проведения.

Под организатором [11. С. 446] публичного мирного мероприятия в названных в законе формах понимается субъект, который организует, устраивает такое мероприятие.

В качестве организатора может быть как дееспособное физическое лицо, достигщее возраста восемнадцати лет, так и государственный орган, юридическое лицо, общественное объединение, политическая партия.

В качестве организатора могут рассматриваться и физические лица, извещающие посредством различных средств связи других лиц о тематике, месте и времени проведения мирного публичного мероприятия и приглашающие иных лиц принять участие в таком мероприятии.

В качестве организатора мирного публичного мероприятия не может рассматриваться лицо, которое сообщало другому лицу тему, место и время такого мероприятия, но не приглашало другое лицо принять участие в названном мероприятии.

Все формы выражения общественных, групповых или личных интересов и протеста обладают одним существенным признаком - они должны быть мирными, то есть без наличия оружия и применения насилия, сохранения общественной безопасности и общественного порядка.

Особенностью разрешенного местным исполнительным органом мирного публичного мероприятия является то, что оно может проводиться только в том месте и в течение того времени, которые указаны в решении местного исполнительного органа. Проведение мирного публичного мероприятия с нарушением содержания разрешения, в том числе и после истечения срока (времени) его проведения, трансформирует разрешенное (законное) мирное публичное мероприятие в незаконное со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями для организатора (организаторов) и участников, оставивших без внимания разъяснение представителя местного исполнительного органа о том, что законное (разрешенное) мероприятие «переросло» в незаконное.

Поскольку диспозиция ч. 1 ст. 488 Кодекса Казахстана «Об административных правонарушениях» предусматривает наступление административной ответственности за разные формы публичного выражения общественных, групповых или личных интересов и протеста, то в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о привлечении лица к административной ответственности должна быть указана конкретная форма выражения мирного публичного мероприятия с изложением конкретно совершенных лицом умышленно действий, свидетельствующих о нарушении закона при организации или участия в мирном публичном мероприятии. [5. ст. ст. 26, 27, пп 4) ч. 2 ст. 803, пп 6) ч. 1 ст. 822]

Диспозиция названной нормы содержит три вида деяния:

1) нарушение порядка или проведения мирного публичного мероприятия;

2) воспрепятсвование проведению мирного публичного мероприятия;

3) участие в незаконном мирном публичном мероприятии. [5. ст. 488]

Административная ответственность будет наступать только в том случае, если в указанных действиях отсутствуют признаки уголовного правонарушения. [4. ст. 400]

Под существенным вредом как элементом объективной стороны состава уголовного правонарушения понимаются те виды вреда, которые указаны в уголовном законе. [4. пп 14) ст. 3]

Законодатель в качестве субъектов, привлекаемых к административной ответственности по ч. 1 ст. 488 КоАП, выделяет:

1) лиц, участвующих в незаконном мирном публичном мероприятии, но не яляющихся его организатором;

2) физических или должностных лиц, препятствующих проведению не запрещенного законом мирного публичного мероприятия.

Указанные субъекты, впервые совершившие административное правонарушение, подлежат привлечению в судебном порядке к административной ответственности в виде предупреждений или административного штрафа в размере двадцати месячных расчетных показателей либо административного ареста на срок до десяти суток. [5. ст. ст. 43, 44, ч. 1 ст. 50]

Участвующие в незаконном мирном публичном мероприятии граждане привлекаются к административной ответственности, если они до дня участия в таком мероприяти достигли возраста шестнадцати лет и не относятся к категории невменяемых независимо от возраста. [5. ст. ст. 28, 29]

При наличии смягчающих ответственность участника незаконного мирного публичного мероприятия обстоятельств и отсутствия отягчающих его административную ответственность обстоятельств суд обязан назначить административное наказание в виде предупреждения. [5. ч. 2 ст. 43, ст. ст. 56, 57]

Если оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения не усматривается, то суд назначает административное наказание в виде административного штрафа от одного месячного расчетного показателя до двадцати месячных расчетных показателей. При этом суд обязан сократить размер наложенного на лицо административного штрафа от одного до тридцати процентов и эта сокращенная сумма назначенного административного штрафа подлежит уплате лицом, привлеченным к административной ответственности. [5. ч. 1 ст. 44, ч. 1 ст. 488, ч. 2 ст. 819]

Административный арест является исключительным видом административного наказания и назначается судом только в том случае, если назначение предусмотренных санкцией статьи более мягких видов административного наказания не будет способствовать целям административного наказания. Административный арест за участие в незаконном митинге может быть назначен от одних суток до десяти суток. [5. ч. 2 ст. 40, ст. ст. 60, 61, ч. 1 ст. 488, ст.ст. 913, 914]

Административный арест не может применяться к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, инвалидам 1 и 2 групп, а также мужчинам и женщинам, достигшим установленного законодательством о пенсионном обеспечении пенсионного возраста, и мужчинам, в одиночку воспитывающим детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста. В срок административного ареста включается срок административного задержания участника незаконного митинга. [5. ч. ч. 2 и 3 ст. 50, ч. ч. с 1 по 4 ст. 739, ч. 1 ст. 789]

Если руководители или другие лица организаций, выполняющие управленческие функции, предоставят участникам незаконного мирного публичного мероприятия помещение, средства связи, множительную технику, транспорт или создадут иные условия для такого мероприятия, то подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 488 КоАП в виде административного штрафа в размере двадцати месячных расчетных показателей. Размер административного штрафа является императивным, но в соответствии с законом может быть уменьшен в размере от одного до тридцати процентов. [5. ч. 2 ст. 819]

Если участник незаконного мирного публичного мероприятия или лицо, представившее помещение, имущество или создавшее иные условия для такого незаконного мероприятия, было привлечено к административной ответственности и постановление суда вступило в законную силу, повторно не позднее одного года совершит такое же административное правонарушение, то подлежит привлечению к административной ответственности в виде административного штрафа в размере пятидесяти месячных расчетных показателей либо административного ареста на срок от одних суток до пятнадцати суток.

Если лицо несколько раз участвовало в незаконном мирном публичном мероприятии и не было привлечено к административной ответственности за предыдущее участие в таком мероприятии, то признак повторности совершения административного правонарушения отсутствует.

Важно учитывать, что лицо считается повторно совершившим административное правонарушение, если в течение одного года после вступления в законную силу постановления за ранее совершенное аналогичное правонарушение совершит новое аналогичное административное правонарушение.

При наличии смягчающих обстоятельств суд обязан уменьшить размер административного штрафа по своему усмотрению от одного до тридцати процентов от императивного размера штрафа, предусмотрненного санкцией статьи, и не вправе назначить административный арест тем категориям граждан, которые перечислены в законе. [5. ч. 2 ст. 819, ч. 2 ст. 50]

Специфика правовой природы организатора незаконного мирного публичного мероприятия выражается в том, что он несет административную ответственность только по ч. 3 ст. 488 КоАП, независимо от количества совершаемых им административных правонарушений в виде незаконной организации такого мероприятия.. Организатор мирного публичного незаконного мероприятия несет юридическую ответственность за каждый факт организации такого незаконного мероприятия.

К организатору не относится лицо, проводящее персонально голодовку в общественном месте, индивидуально возведшее юрту, палатку, иное сооружение или индивидуально проводящее пикетирование.

Но если лицо склонило других лиц к таким формам выражения общественного несогласия с какими-либо решениями органов государственной власти, общественных объединений, результатами проведенных общественно-политических мероприятий (выборы, референдум), то такое лицо как организатор привлекается к административной ответственности только за незаконную организацию мирного публичного мероприятия, независимо от того, что принимало ли лично участие в таком мероприятии.

Под организатором как законного (разрешенного), так и незаконного мирного публичного мероприятия понимается тот, кто организует, устраивает что-нибудь. [11. С. 446]

Организатором может быть конкретное физическое лицо или группа физических лиц, которые достигли совершеннолетия и выступают от своего имени или в качестве представителя (представителей) трудовых коллективов, общественных объединений или группы граждан. [6. ч. вторая ст. 2]

Организатор мирного публичного мероприятия в местный исполнительный орган должен подать заявление о разрешении на проведение конкретного вида мирного публичного мероприятия не позднее чем за десять дней до намеченной даты его проведения. Заявление подается в акимат города республиканского значения, столицы, района (города областного значения). [6. ст. 3]

В систему административно-территориального устройства Республики Казахстан входят административно-территориальные единицы: село, поселок, сельский округ, район в городе, город, район, область. [8. ст. 1]

Важно учитывать, что заявление о проведении мирного публичного мероприятия подается и его рассмотрение производится местным исполнительным органом, под которым понимается не аким, а коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый акимом области, города республиканского значения и столицы, района (города областного значения). Состав коллегиального исполнительного органа формируется акимом из заместителей акима, руководителя аппарата акима, первых руководителей исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета. [9. пп 1) ст. 1, п. 3 ст. 26]

Если аким по отнесенному к его компетенции вопросу выносит постановление, то местный исполнительный орган - решение, которое подписывается акимом.

Важно помнить, что в Законе «О митингах» дан исчерпывающий перечень субъектов - местных исполнительных органов,- которые правомочны рассматривать заявления о разрешении на проведение мирных публичных мероприятий и принимать по таким заявлениям решения, независимо от места проведения таких мероприятий на территории соответствующей административно-территориальной единицы. Иные местные исполнительные органы (районные в городе республиканского значения (столице), городские районного значения, поселковые, сельские, сельские окружные акиматы) таким правом не наделены.

В полномочия акима поселка, села, сельского округа не входит рассмотрение заявлений о проведении мирного публичного мероприятия. [8. ст. 14; 6. ст. 2]

Если организатором подано заявление о разрешении проведения мирного публичного мероприятия на территории, например, поселка, то оно должно адресоваться соответствующему местному исполнительному органу, к компетенции которого отнесено принятие решения по существу заявления.

Требования к содержанию заявления и срок принятия по нему решения соответствующим местным исполнительным органом (не позднее чем за пять дней до времени проведения мероприятия) предусмотрены Законом «О митингах». [6. ст. ст. 3, 4]

Законодатель не уточнил, исчисляется ли этот срок в календарных либо в рабочих днях. Представляется, что срок подачи заявления о проведении митинга и срок его рассмотрения разумно исчислять в рабочих днях, поскольку принимается во внимание официальный график работы местного исполнительного органа.

Подача заявление и его рассмотрение с принятием решения о проведении или запрещении проведения мирного публичного мероприятия свидетельствует об использовании законодателем разрешительного порядка, основанного на усмотрении местного исполнительного органа о целесообразности проведения предполагаемого организатором мирного публичного мероприятия.

Представляется, что разрешительный порядок проведения мирного публичного мероприятия не вытекает из положений Международного пакта и Конституции Казахстана о праве на свободное проведение таких мероприятий в удобные для граждан время и месте, за исключением необходимости соблюдения государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. [2. ст. 21; 1. ст. 32; 6. ст.ст. 2,3, 4, 7]

Право на свободу проведения мирных публичных мероприятий является конституционным правом, которое может быть ограничено при наличии оснований, предусмотренных как Конституцией Казахстана, так и законом.

Уведомительный порядок проведения мирного публичного мероприятия порождает несколько правовых последствий:

а) организатор мирного публичного или индивидуального мероприятия обязан в заявлении указать свои анкетные данные, тематику, место, время (начала и окончания) такого мероприятия, примерное количество участников;

б) местный исполнительный орган обязан не позднее пяти календарных дней до объявленной даты проведения мирного публичного мероприятия уведомить (вручить) организатору решение о запрете на проведение мероприятия с указанием правовых оснований;

в) организатор обязан обеспечить соблюдение участниками мирного или индивидуального публичного мероприятия требований общественной безопасности и общественного порядка;

г) при несоблюдении мирного характера мероприятия (обнаружение хотя бы у одного участника предметов, относимых к категории оружия, нарушение общественной безопасности, высказывание угроз в адрес других граждан или представителей власти и т.д.), организатор обязан объявить о его прекращении и предложить участникам покинуть место проведения мероприятия;

д) сотрудники правоохранительных органов, присутствующие в месте проведения мирного публичного мероприятия, не вправе препятствовать мирному характеру публичного мероприятия, пока такое мероприятие не будет представителем местного исполнительного органа объявлено незаконным по предусмотренным законом основаниям;

ж) при признании публичного или индивидуального мирного мероприятия незаконным его организатор привлечается по предусмотренным законом основаниям к административной либо уголовной ответственности. [5. ст. 488; 4. ст. 400]

Поскольку законодатель предусмотрел разрешительный порядок проведения мирного публичного мероприятия, естественно, возникает вопрос о том, какие правовые последствия будут наступать, если в установленный законом срок по заявлению не принято ни отрицательного, ни положительного решения местным исполнительным органом, а принятое решение не доведено до сведения организатора?

Представляется, что если по заявлению организатора мирного публичного мероприятия местный исполнительный орган не принял решения о запрещении проведения заявленного мирного публичного мероприятия, то в силу презумпции толкования любых неразрешимых сомнений в пользу заявителя будет считаться, что проведение мирного публичного мероприятия в заявленных месте, времени и тематике разрешено.

В порядке приведения Закона «О митингах» в соответствие с конституционным принципом на свободу мирных публичных мероприятий вместо разрешительного порядка реализации такого права было бы разумным закрепить уведомительный порядок, то есть организатор мирного публичного мероприятия должен только уведомить соответствующий местный исполнительный орган о дате проведения такого мероприятия, о его теме, месте и продолжительности проведения.

Положения настоящего Закона «О митингах» в части проведения мирного публичного мероприятия без решения местного исполнительного органа о его разрешении с заявленной тематикой, в заявленном месте и времени, независимо от количества принявших участие в таком мероприятии граждан, а равно проведение мирного публичного мероприятия с иной тематикой или в ином месте, не указанных в решении местного исполнительного органа на его проведение, расценивается как нарушение законодательства о порядке организации и проведения мирного публичного мероприятия. При указанных обстоятельствах такое мероприятие автоматически признается незаконным, а его организатор (организаторы) привлекаются к административной ответственности.

Сейчас же отсутствие решения местного исполнительного органа о проведении мирного публичного мероприятия наделяет это мероприятие статусом незаконного. И данный факт свидетельствует о совершении организатором мирного публичного мероприятия административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 488 КоАП.

А вот участники такого мероприятия привлекаются к административной ответственности, если после уведомления представителя местного исполнительного органа о незаконности мирного публичного мероприятия они не покинут место его проведения.

Под участником незаконного мирного публичного мероприятия понимается не лицо, которое физически присутствует в месте проведения такого мероприятия, а то лицо, которое осуществляет деятельность по совместному выполнению темы мероприятия, поддерживает заявленную тематику такого мероприятия своими действиями (своим голосом поддерживает лозунги, взмахами рук выражает одобрение тезисам выступающих, осуществляет в составе других участников движение, несет наглядную агитацию и т.д.).

Принципиально важно то, что только представитель местного исполнительного органа, а не прокурор или начальник соответствующего органа внутренних дел, дает привлеченным к месту проведения незаконного мирного публичного мероприятия сотрудникам органов внутренних дел указание принимать необходимые меры, предусмотренные законом, к прекращению такого мероприятия. [6. п. 2 ст. 8]

Необходимыми мерами прекращения незаконного мирного публичного мероприятия являются доставление или задержание участников такого незаконного мероприятия в орган внутренних дел в порядке, предусмотренном законом. [5. ст. ст. 785, 786, 786]

Названные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде незаконного мирного публичного мероприятия применяются только к тем участникам незаконного митинга, которые добровольно не покидают (не оставляют) место проведения публичного мероприятия.

Ранее было отмечно, что ограничение конституционного права граждан на свободу мирных публичных мероприятий может быть ограничено только по основаниям, предусмотренным законом. [1. п. 1 ст. 39]

Местный исполнительный орган своим решением может при рассмотрении заявления организатора отказать в проведении мирного публичного мероприятия в конкретном месте и в конкретное время, то есть ограничить названное право граждан:

1) в интересах государственной безопасности, общественного порядка;

2) в целях охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц; [1. ст. 32]

3) если целью мирного публичного мероприятия является: [6. п. 1 ст. 7]

а) разжигание расовой, национальной, смоциальной, религиозной нетерпимости, сословной исключительности;

б) насильственное свержение конституционного строя;

в) посягательство на территориальную целостность Казахстана;

4) если в заявлении местом проведения мирного публичного мероприятия указаны:

а) объекты железнодорожного, водного и воздушного транспорта;

б) у организаций, обеспечивающих обороноспособность, безопасность государства и жизнедеятельность населения;

в) около учреждений здравоохранения и образования указание. [6. ст.7]

По иным основаниям, не конкретизированным в законе, конституционное право граждан на проведение мирных публичных мероприятий, формы которых предусмотрены Конституцией и законом, не может быть ограничено.

Право на свободное проведение мирных публичных мероприятий в предусмотренных законом формах основано на конституционной норме о том, что гражданские права и свободы конкретизируются законом, который принимает Парламент Казахстана. [1. пп 1) п. 3 ст. 61]

Однако в законе содержится неопределенное, не конкретизированное положение о том, что конституционное право граждан на проведение мирных публичных мероприятий может быть ограничено при нарушении других положений Конституции, законов и иных нормативных актов Казахстана. При этом предусмотрено, что местные представительные органы могут дополнительно регламентировать порядок проведения мирных публичных мероприятий с учетом местных условий и в соответствии с требованиями настоящего Закона. [6. п. 1 ст. 7, ст. 10]

Относительно положения о том, что конституционное право граждан на свободу проведения мирных публичных мероприятий может быть ограничено при нарушении других положений Конституции и законов, а также иных нормативных правовых актов следует учитывать, что любые запреты и ограничения должны быть с исчерпывающей полнотой предусмотрены законом. Каждый закон регулирует общественные отношения с учетом предмета регулирования. Поэтому Закон «О митингах» является «базовым», отраслевым законом, регулирующим общественные отношения в сфере организации и проведения мирных публичных мероприятий. Отступление от установленных этим законом требований и процедур означает нарушение иных общественных отношений, регулируемых иными законами.

Законом предусмотрено, что местные представительные органы могут дополнительно регламентировать порядок проведения мирных публичных мероприятий с учетом местных условий.

Право на свободу мирных публичных мероприятий является правом гражданина, которое регулируется только нормами закона, принимаемого Парламентом Казахстана. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. [1. пп 1) п. 3 ст. 61, п. 1 ст. 39; 10. пп 4) ст. 1]

Местный представительный орган (маслихат) в пределах своей компетенции принимает подзаконные правовые акты в форме постановлений, решений, которыми не могут регулироваться права и свободы человека и гражданина, эти акты не могут противоречить закону и обладать самостоятельным правовым значением. [10. пп 9) п. 2 ст. 7, пп 10) п. 2 и п. 3 ст. 10]

Фактически местному представительному органу предоставлено право на основании субъективного усмотрения устанавливать такие запреты на разрешение проведения мирного публичного мероприятия, которые законом не предусмотрены.

Законом «О митингах» предусмотрен порядок возмещения материального ущерба, причиненного участником публичного мероприятия, заявленного как мирного, гражданам, общественным объединениям, юридическим лицам в соответствии с гражданским законом. [6. п. второй ст. 9; 3. ч. вторая п. 1 ст. 917, ст. 932, ст. ст. 937, 938]

Участники пуличного мероприятия, заявленного организатором как мирного, за совершенные в процессе такого мероприятия индивидуальные или коллективные уголовные правонарушения, причинившие существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, подлежат привлечению к уголовной ответственности. [4. пп 14) ст. 3, ст. ст. 10-15, 27, 31, 400]

Важно помнить, что организатор (организаторы) мирного публичного мероприятия, несут персональную или солидарную имущественную ответственность по возмещению затрат на охрану такого мероприятия, санитарной очистке территории, на которой мероприятие проходило, ее освещению и радиофикации. Иск о взыскании указанных затрат может подавать местный исполнительный орган, который судом будет рассматриваться по правилам искового производства.

Представляется, что в Закон «О митингах» следовало бы внести необходимые юридические уточнения, обеспечив конституционное право граждан на свободу высказывания своего мнения по вопросам, имеющим персональное или общественное и государственное значение. Одновременно модернизация закона будет обеспечивать свободу конституционных прав граждан, законности и развития гражданского общества.

 

PS. Может быть, кто-то из судей, в производстве которых находится судебное дело об обжаловании отказа местного исполнительного органа о проведении мирного публичного мероприятия по основаниям, не предусмотренным Конституцией и Законом «О митингах», обратится в Конституционный Совет Казахстана с представлением в порядке статьи 78 Конституции Казахстана. Это единственный правовой механизм проверки подлежащего применению судом закона нормам Конституции, введенного в действие.

 

 

Список использованных источников

 

[1.] Конституция Казахстана. Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, в редакции от 10 марта 2017 года

[2.] Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года. Пакт ратифицирован Законом Казахстана от 28 ноября 2005 года № 91-III и вступил в силу с 24 апреля 2006 года

[3.] Гражданский кодекс Казахстана (Особенная часть) от 1 июля 1999 года, в редакции от 24 апреля 2019 года

[4.] Уголовный кодекс Казахстана от 3 июля 2014 года, в редакции от 19 апреля 2019 года

[5.] Кодекс Казахстана «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года, в редакции от 1 июля 2019 года

[6.] Закон «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан» от 17 марта 1995 года, в редакции от 20 декабря 2004 года

[7.] Сабитова А.А. Комментарий статьи 32 Конституции Конституция Республики Казахстан. Научно-практический комментарий. Астана 2018

[8.] Закон «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан» от 8 декабря 1993 года, в редакции от 28 декабря 2018 года

[9.] Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» от 23 яеваря 2001 года, в редакции от 3 апреля 2019 года

[10.] Закон Казахстана «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года, в редакции от 11 апреля 2019 года

[11.] Словарь русского языка /С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005.

 

 

zkadm
Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: