Об актуальных вопросах предпринимательства (А.Тулекбаева)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 26.08.2019 19:06 Фото: zakon.kz

Об актуальных вопросах предпринимательства

 

Айгуль Тулекбаева

 

В минувшую среду состоялось заседание Политсовета партии Nur Otan, где ее председатель, Елбасы, Нурсултан Назарбаев озадачил однопартийцев.

Своим видением и восприятием от состоявшегося мероприятия в интервью с inbusiness.kz поделился член Политсовета партии и глава Национальной палаты предпринимателей (НПП) «Атамекен», Аблай Мырзахметов.

 

- Аблай Исабекович, очень много внимания в преддверии заседания было сфокусировано на возможных досрочных выборах в Парламент. Однако первый президент ясно заявил, что выборы состоятся в положенный срок, и призвал коллег усилить работу. Что ждет Казахстан на партийном поле, и какой видится Вам в новом свете роль партии Nur Otan?

- Будет повышена активность фракции партии Nur Otan в Мажилисе. Правительство будет предварительно обсуждать с фракцией ключевые законопроекты и бюджет, которые будут приниматься только после дебатов и дискуссий. Таким образом, будет усилена система сдержек и противовесов между ветвями власти.

 

- Что более всего Вам запомнилось из выступления Нурсултана Назарбаева в сфере экономики?

- Первый президент сказал, что мы должны поставить более амбициозную задачу - добиться роста экономики в 7,5%. Выполнимо ли это? Конечно, очень сложная задача, высокая планка. Это потребует от всех ветвей власти, в первую очередь от Правительства, слаженную и эффективную работу.

 

- Международный валютный фонд в текущем году неоднократно понижал прогноз роста мировой экономики, мотивируя это обострившиеся торговые конфликты. Какие цели и задачи должен ставить перед собой Казахстан на «торговом фронте»?

- Сейчас два ключевых вопроса, которые беспокоят бизнес - рынки сбыта и доступность кредитных ресурсов. Дешевых и длинных. Нам нужно расти. Страна большая по территории, но емкость рынка маленькая. У большинства населения низкая покупательская способность.

Чтобы поднять свое производство, надо защищать свой внутренний рынок от контрафакта, от недобросовестной конкуренции, изучить меры господдержки в соседних странах (Россия, Беларусь, Узбекистан) и сопоставлять их с мерами господдержки у нас.

Никто не просит тепличных условий, но мы должны защищать свой рынок всеми допустимыми мерами, которые есть. Это изъятия, антидемпинговые расследования, техническое регулирование. Посмотрите, как тот же Роспотребнадзор постоянно ставит запреты на импорт той или иной продукции, обнаруживая несоответствие техрегламентам.

Я недавно был в поездке с Премьер-Министром в Костанае. Руководитель известной в стране фабрики «Баян-Сулу» рассказал, что в рамках ЕАЭС жёстко отслеживается применение трансжиров в кондитерских изделиях. А с Узбекистаном у нас нет соответствующего соглашения, у которых наличие трансжиров в кондитерских изделиях доходит до 80%. Но кто-то же должен за этим следить?!

Оправдает ли новое Министерство торговли возлагаемые задачи? У них нет выбора. Это сегодняшняя повестка дня.

Второе. Нам нужно идти на экспорт. Тут не нужно ничего изобретать, у нас есть понятные рынки. Нам надо четко определиться, где мы сильны, что мы производим. Важно нарастить объем несырьевой продукции. Например, Китай, который на 125 млрд. долларов США в год импортирует продовольствие. Мы подсчитали, из этих 125 млрд. долларов, 15 млрд. - это та продукция, которую Казахстан производит и может поставлять. Нам нужна скоординированная работа всех причастных министерств, институтов развития и бизнеса. Надо пробиваться на китайский рынок. Из 15 млрд, экспортировать 3-4 млрд. долларов США переработанной сельхозпродукции в Китай вполне реально! Это в 2 раза увеличит валовый продукт сельского хозяйства.

 

- Нурсултан Назарбаев в рамках заседания Политсовета партии Nur Otan поручил проработать вопросы поддержки МСБ. Можете ли Вы поделится деталями этой инициативы?

- Елбасы на заседании политсовета Nur Otan предложил налоговое стимулирование для бизнеса. Нам нужно снижать налоги на фонд оплаты труда. Если подсчитать все налоги и отчисления, у нас получается довольно высокая нагрузка на ФОТ - 31%. Это подоходный налог, пенсионные и социальные отчисления, ФСМС. Если добавить еще планируемые 5% пенсионных отчислений и дальнейшее увеличение взносов в ФСМС - выйдет 38%. Работодатели уйдут в «серую» зону, а работники - будут получать зарплату в конвертах. Мы поддерживаем предложение Центра Talap, о том что нужно по опыту Грузии и других стран, объединить все эти налоги и отчисления в единый социальный налог в размере 20-25%. Тогда у бизнеса появится больше стимула. Выиграют все.

Это серьёзный вопрос. Конечно будут выпадающие доходы бюджета, но эффекта будет больше. Доверяя бизнесу и создавая стимулы мы получим большей отдачи.

 

- Бизнес поднимает вопрос касательно внедрения 5% ОПВР, Атамекен позицию по этому вопросу тоже озвучил, какая ситуация?

- Поправки были предложены Правительством в 2015 году. И то, что бизнес не платит 5% с 2018 года, как этого хотели разработчики, - заслуга и «Атамекена». Я, как участник тех переговоров, могу смело это сказать. Норма была отложена до 1 января 2020 года. В свое время были дискуссии по этому вопросу, «Атамекен» дал отрицательное заключение указав, что это будет существенная нагрузка на бизнес.

С властью мы работаем конструктивно, мы не можем предъявлять ультиматумы, грозить митингами. Была критика в соцсетях, почему «Атамекен» не митингует. Скажу однозначно: это не наш стиль. «Атамекен» - не политическая организация, мы работаем в конструктивном поле. У нас нет права вето. Месяц назад мы напомнили Правительству нашу позицию об этой проблеме. Мы были услышаны, и в начале сентября ждем позитивного ответа по этому вопросу. Давайте наберемся немного терпения.

 

- К слову, о митингах в соцсетях. В очередной раз участилась критика в адрес НПП в отношении уплаты членских взносов. Могли бы назвать контраргументы?

- По закону взносы обязательны, но по сути их платят те, кто считает нужным. Это не налог. Мы специально отказались от того, чтобы налоговая администрировала наши взносы. Нужно время, чтобы сформировать культуру доверия бизнеса, чтобы они понимали, за что платят и какие услуги получают.

За все эти 6 лет мы ни на кого не подавали в суд, не было никаких взысканий. Уплаченный взнос берется на вычет: если вы уплатили взнос, эту сумму у вас вычтут при уплате корпоративного налога.

Кроме того, платит только 2% из более 1,2 млн. субъектов, а это 23-24 тысячи. Это те предприятия, чей годовой оборот превышает 144 млн тенге. То есть малый бизнес, индивидуальные предприниматели, фермеры - 98% предпринимателей не являются плательщиками, для них нагрузки нет, но при этом бесплатно получают весь спектр услуг, от защиты своих прав до консультаций.

В прошлом году из этих 2% внесли оплату 65%, а в этом году мы ставим себе планку достичь 70%. Все эти годы мы идем методом убеждения. В первый год обязательные членские взносы внесли 40%, то есть каждый год мы повышали лояльность наших плательщиков. И мы им благодарны. И самое главное, решение о взносах принимают не чиновники, не сотрудники НПП, а Съезд «Атамекена».

Поэтому разговоры о принудительной уплате - досужие. В прошлом году были предложения, чтобы платили все по чуть-чуть, но большинство на Съезде «Атамекена» приняло решение, что нужно оставить, как есть.

 

- Что делается в части роста доверия к НПП со стороны бизнеса? Есть идея внести выборные процедуры и механизмы в руководящий состав «Атамекена».

- Я часто слышу этот вопрос. Чтобы провести выборы, мы должны обеспечить участие 1,2 млн предпринимателей. Это серьезный процесс. Думаю, что здесь не должно быть спешки.

Сейчас мы обходим каждого предпринимателя, устанавливаем контакт с ними. Планируем к концу года эту работу завершить. Важно, чтобы каждый предприниматель знал о своем праве, что он может проголосовать, а может и быть избранным. Тогда это будет реально демократия. А голословно объявить выборы без подготовительной работы — это просто популизм.

На сегодня 600-700 тыс. предпринимателей мы уже обошли. Когда база будет актуализирована, мы начнем со следующего года процесс выборов. Полагаю, что это будет как «primaries», регистрация и голосование в интернете. Процедуры готовятся. У нас в октябре пройдет Съезд и этот вопрос будет вынесен на повестку дня.

Второе. На предстоящем Съезде обсудим вопрос по ассоциациям. Сейчас есть консенсус между регионами и отраслями, половина делегатов Съезда выбирается из числа членов региональных советов, а другая половина - от аккредитованных отраслевых ассоциаций. У них равные голоса. Бизнес в регионах поднимает вопрос, они не знают большинства аккредитованных ассоциаций, нет филиалов ассоциаций в регионах, какая членская база в этих ассоциациях. Поэтому думаю, вопросы квалификационных требований к аккредитованным отраслевым ассоциациям будут также обсуждаться на предстоящем Съезде.

 

- Тем не менее, у определенной части общества периодически возникает вопрос о целесообразности такого института, как НПП «Атамекен»…

- «Атамекен», как институт, состоялся. За 5-6 лет мы быстро выросли, дошли до районов, правительство делегировало нам многие функции. «Атамекен» выдает сертификаты, обучает предпринимательству. Все что касается сервисной поддержки бизнеса по госпрограммам передано Палате. Это большая честь и большая ответственность. У нас нет излишней самоуверенности. Мы видим свои слабые места, недостатки и находимся на связи с бизнесом, понимаем, что нам нужно постоянно совершенствовать свою работу. В тоже время хотелось, чтобы предприниматели объективно оценивали нашу деятельность.

Наличие критики говорит о том, что «Атамекен» стал серьезной силой. Люди хотят быть избранными в органы управления. Они понимают, что мы партнеры власти, с нами считаются.

 

- Что предпринимает НПП для налаживания полноформатного диалога не только властью, но и, прежде всего, с бизнесом?

- Мы серьезно готовимся к цифровому формату, он даст эффективную обратную связь с нашими членами. Большая работа проводится, хотим все сервисы, все наше общение построить через мобильное приложение. Мы сделаем так, чтобы каждый предприниматель по своей отрасли получал информацию и услуги, которые ему нужны. Он не может читать, например, весь Налоговый кодекс.

Наш проект Digital Atameken будет презентован делегатам Съезда в октябре. Сейчас эта система активно тестируется. На съезде мы послушаем замечания и предложения наших членов, после чего доработаем систему, и в 2020 году полномасштабно запустим цифровой формат работы.

 

zkadm
Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: