Лента новостей
0

Нетрадиционные культы становятся прибежищем для людей, выбитых из жизненной колеи – эксперт

Представлено Заремой Абдуллиной Представлено Заремой Абдуллиной
Тенденция роста религиозных настроений на всем пространстве СНГ уже давно стала очевидной.

Предлагаем вашему вниманию цикл интервью кандидата философских наук, доцента, профессора кафедры социальных дисциплин Алматинского университета энергетики и связи, члена Информационно-разъяснительной группы акимата г. Алматы Заремы Абдуллиной на тему "Нетрадиционные религиозные культы: опасность и основные способы воздействия на личность". Они посвящены истории возникновения нетрадиционных религиозных культов, типологии данных образований и методам обработки, используемым в этих сектах. Сегодня Zakon.kz публикует первую часть.

- Зарема Альфредовна, насколько, по-вашему, угрожают Казахстану радикальные исламские организации?

- После развала СССР, в связи с произошедшей ломкой жизненных стереотипов, не востребованностью личности, отсутствием других возможностей самореализации, отсутствием работы, разрушением института семьи (нарушение нормального семейного микроклимата), способствовало возникновению ситуации, предрасполагающей личность к поискам психологического комфорта в системе нетрадиционных религий. Спасительным островком выглядят как раз различные религиозные движения.

В свое время в Алматы был распространен доклад "Центральная Азия-2020: взгляд изнутри". Доклад был создан по итогам экспертного обсуждения интеллектуального клуба "Алатау", в котором приняли участие ведущие политологи и аналитики Казахстана, России и специалисты из стран Центральной Азии. По мнению экспертов, на волне увеличения сторонников исламского фундаментализма в странах региона может сформироваться политическая организация — оппозиция правящим режимам. Имея под собой прочную социальную базу и поддержку из других стран, радикальные исламские организации могут вступить в открытое противостояние с действующими режимами. В документе подчеркнуто, что наибольшую угрозу исламизация представляет для Казахстана и Кыргызстана, где у населения низкий уровень религиозных знаний и отсутствует иммунитет к фанатизму.

- Почему? Как им удается завоевывать доверие граждан? Чем они их привлекают?

- Человек, находящийся в сложной жизненной ситуации, особенно остро нуждается в поддержке любого рода, зачастую эмоциональной и психологической, прежде всего, а в деструктивных религиозных течениях обычно царит особая атмосфера взаимной любви и доверия.

Как правило, все новые культовые образования первоначально декларируют общечеловеческие позитивные ценности, в чем и состоит их главная привлекательность. Они известны многочисленными судебными процессами в связи с нанесением психического и физического ущерба адептам. Тоталитарные культовые организации, претендуя на роль заменителей традиционных религий, предлагают свою псевдоэзотерическую концепцию всего происходящего в мире и претендуют на право определять истинность того или иного события.

Каждая такая группа имеет свою символику, свою ритуалистику, свой свод нравственных правил, свою систему наказаний и поощрений. Тенденция роста религиозных настроений на всем пространстве СНГ уже давно стала очевидной. Причем, на территории среднеазиатских государств достаточно активно распространяются не только исламские фундаменталистские течения, но и несвойственные традиционному менталитету восточного человека католические и протестантские, а также ряд других. Толерантное отношение казахстанцев к различным взглядам и вероучениям в данном случае, на мой взгляд, автора, может сыграть с нами злую шутку.

- Расскажите, пожалуйста, в связи с этим историю возникновения нетрадиционных религиозных культов, основные типы и методы обработки.

- Следует отметить, что, с одной стороны, фундаментализм присутствует в каждой религиозной системе, а, с другой, именно такие настроения зачастую приводят к появлению новых пророков, несущих "свет истины". Разумеется, необходимо проводить грань между фундаментализмом в любой мировой или национальной религии и сектами, претендующими на роль нового учения о спасении.

Нельзя также забывать и о том, что невысокий уровень религиозной культуры граждан Казахстана не позволяет зачастую увидеть разницу между известным и общепризнанным вероучением и сектантскими взглядами, что усиливает опасность расшатывания духовных и интеллектуальных традиций казахстанского общества новыми "мессиями", независимо от того, с какой религиозной системой соотносит себя это направление.

Терминами "нетрадиционные культы", "религии Нового века", "альтернативные культы", "молодежные религии" обозначают ряд религиозных явлений, получивших распространение в Европе и США в 60-70-е годы ХХ в. Эти годы характеризовались кризисом традиционных, исторически сложившихся форм религиозного сознания, и, прежде всего, христианства, являвшегося существенным элементом западноевропейской и американской систем ценностей. Органически вписанные в социальные структуры, традиционные религии оказались "ответственными" за социальные недуги. Разочарование в официальных ценностях потребительского, технократического общества, чувство одиночества, бесцельность жизни – все это явилось социально – психологическим фактором поиска новой системы ценностей, новой "науки жизни". Лидеры новых движений чутко реагировали на перепады в общественных настроениях, резко обличали пороки "греховного" мира, рекламировали себя в качестве уникальных спасителей, глашатаев высшей мудрости и морали.

- Кто является последователями нетрадиционных культов?

- В основном молодежь из среднего класса, без образования, материально обеспеченная, но с нарушенными социальными связями. Кроме разочаровавшихся участников различных форм социального протеста, "нетрадиционные культы" становились прибежищем для людей, выбитых из привычной жизненной колеи. В религиях "нового века" их манила твердая организация, жесткие нравственные и поведенческие правила жизни, авторитаризм лидера, претендующего на роль духовного пастыря.

"Нетрадиционные культы" на территории Казахстана появились примерно 20 лет назад, в результате деятельности зарубежных миссионеров. Они привлекают к себе внимание неординарностью своих вероучений и небезуспешной работой с представителями интеллигенции. Основные причины ухода людей в секты лежат в социально-экономической сфере - кризис экономики, безработица, низкий уровень жизни, смена ценностей и т.д, а также психологической (безысходность, личные невзгоды и т.д.).

- Какие бы характерные особенности нетрадиционных религий вы бы выделили?

- Их много. Первое - во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, что он является живым Богом или же его посланником. Второе - лидер создает особую "семью" или коммуну, в которой его называют "отцом". Нередко вступающие в нее принимают новые имена. Третье - лидер устанавливает обязательные для всех абсолютные правила поведения, но при этом не обязательно следует им сам. Четвертое - группа придерживается катастрофически-апокалипсического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от своего имущества, меняют место жительства. Пятое - используется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира. Шестое - культ в этих организациях предпочтительно коллективный, используется "техника" психического манипулирования, психотерапия. Особое внимание уделяется новообращенным, их адаптации к группе. Седьмое - нетрадиционные религии действуют как мощные межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом, имеют филиалы во многих странах мира. Восьмое - для нетрадиционных культов характерна оппозиционность к официальным ценностям и идеалам и к отстаивающим их церковным организациям.

(Продолжение следует)

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления