Механика добра: как проект Makeathon “TOM:Kazakhstan” меняет жизни людей с особыми потребностями
Фото: Satbayev University
В КазНИТУ имени К.И. Сатпаева в Алматы состоялся очередной финал уникального проекта Makeathon “TOM:Kazakhstan”, где команды молодых изобретателей представили свои инновационные решения, призванные сделать повседневную жизнь детей с особенными потребностями проще и комфортнее.
От идеи до реального устройства: как это работает?
В основе Makeathon “TOM:Kazakhstan” (Tikkun Olam Makers в переводе с иврита – "меняющие мир", Makeathon – слово, обозначающее мероприятие, на котором участники за ограниченное время создают или конструируют какие-либо проекты, прототипы или изобретения. – Прим. ред.) лежит глубокая и очень человечная идея: помочь тем, кто сталкивается с повседневными трудностями из-за своих физических особенностей, создавая для них индивидуальные, а главное – доступные устройства.
Как объясняет Сания Арапова, вице-президент Ассоциации развития социальных технологий (АРСТ), которая является реализатором проекта в Казахстане, это важная общественная инициатива, где студенты в режиме марафона решают проблемы людей с ограниченными возможностями.
"Мы ищем возможность помочь конкретному человеку, чтобы, прежде всего, облегчить его бытовые нужды".Сания Арапова
Зачастую решения, созданные на мейкатоне, могут показаться низкотехнологичными или даже простыми, но их уникальность в том, что аналогов на рынке просто нет.
"Например, обычные стандартные ходунки могут не подходить ребенку с ДЦП из-за асимметрии тела. На мейкатоне же команды адаптируют существующие устройства или создают совершенно новые, учитывая все индивидуальные особенности человека. Это не массовое производство, а точечная, адресная помощь".Сания Арапова
Процесс создания изобретений на Makeathon “TOM:Kazakhstan” – это целая история взаимодействия и творчества, растянутая на месяц, кульминацией которой становится 72-часовой марафон. Все начинается с Need Knower – человека, у которого есть потребность в решении бытовой проблемы. За месяц до марафона студенческие команды встречаются с ним, знакомятся, узнают о трудностях, с которыми сталкивается человек.
"Допустим, ребенок не хочет реабилитироваться – ему неинтересно, скучно. И тогда ребята придумывают разные креативные идеи, чтобы "геймифицировать" этот процесс. Так, например, родилась игра "Асыки" для детей с аутизмом".Сания Арапова
После встречи с детьми, нуждающимися в жизненных лайфхаках, команды, состоящие из студентов, будущих инженеров, дизайнеров, программистов, презентуют свои идеи. Затем начинается активная фаза разработки. Организаторы помогают командам с закупкой необходимых материалов – от датчиков и швейных машинок до сварочного оборудования и труб. Все это делается для того, чтобы за 72 часа непрерывной работы над прототипом команды могли воплотить свои идеи в жизнь.
И вот 26 мая 7 команд из разных вузов страны представили свои прототипы, большая часть из которых направлена на решение проблем детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Каждой команде отводилось 10 минут на презентацию: 5 минут на выступление и 5 минут на вопросы от жюри и гостей.

Фото: Satbayev University
Герои, меняющие мир
Участники мейкатона – это студенты из разных городов Казахстана. Сания Арапова отмечает, что за время существования проекта сформировалось целое сообщество из учащихся вузов.
Сегодня были представлены следующие проекты:
- Команда "Unimates" из Алматы презентовала усовершенствование реабилитационных средств передвижения для ребенка с ДЦП.
- Команда "Неискусственные интеллекты" из Алматы разработала адаптивный стул с функциями коляски для детей с ДЦП в возрасте от 3 до 12 лет.
- Команда "JoyMotion" из Алматы создала велотренажер с геймификацией для укрепления опорно-двигательного аппарата у детей.
- Команда "ЦАИУ" из Шымкента представила адаптивные ходунки для ребенка с ДЦП с регулируемыми элементами, учитывающими индивидуальные особенности ребенка и возможность использования по мере его роста.
- Команда "LightWay" из Алматы показала "умные" ходунки для реабилитации детей с ДЦП, оснащенные датчиками и электродвигателем для активной стимуляции движений и помощи в передвижении.
- Команда "CyberBricks" из Шымкента разработала интерактивные ходунки для реабилитации ребенка с ДЦП, оснащенные датчиками и микроконтроллером, интегрированным с игровой системой.
- Команда "Верста" из Алматы провела модернизацию вертикализатора – устройства, предназначенного для помощи людям с ограниченной подвижностью принимать вертикальное положение.

Фото: Satbayev University
Важность поддержки: роль бизнеса и университетов
Проект такого масштаба был бы невозможен без мощной поддержки высших учебных заведений страны и бизнеса, в частности, компании Eurasian Resources Group (ERG).
"Уже в далеком 2017 году старт проекту дал один из основателей ERG Александр Антонович Машкевич. Очень символично, что у компании есть преемственность и компания продолжает поддерживать такие инициативы. Именно спонсоры финансируют закупку материалов, оплачивают организационные расходы и обеспечивают логистику".Сания Арапова
Спикер особо подчеркивает участие КазНИТУ имени К.И. Сатпаева и его ректора Мейрама Бегентаева, который с самого начала проекта является его преданным сторонником и участником.
"Университет – это важнейшая часть проекта. Вуз предоставляет не только площадки для самого мейкатона, но и доступ к цехам, специализированному оборудованию, а также выделяет экспертов, которые консультируют и помогают командам в процессе работы".Сания Арапова
Также важно отметить деятельность компании "ДОС Ортопедия" и ее руководителя Туремурата Тулегенова. "ДОС Ортопедия" активно сотрудничает с проектом: в прошлом году одна из студенческих разработок, представленных на мейкатоне, была взята компанией в промышленное производство. Это является ярким примером того, как идеи, рожденные в рамках Makeathon “TOM:Kazakhstan”, находят реальное применение и помогают улучшить жизни людей.

Фото: Satbayev University
Будущее прототипов: от идеи до доступности
Судьба прототипов, созданных на мейкатоне, тоже продумана. Изначально была идея создавать социальные предприятия, но, как показала практика, потребности людей с особыми потребностями настолько индивидуальны, что потоковое производство таких устройств нецелесообразно. Поэтому основная цель мейкатона – точечная помощь.
Однако это не значит, что изобретения остаются пылиться на полках.
"Все идеи и решения публикуются на общем сайте, чтобы любой человек из любой точки мира мог ознакомиться с ними и при необходимости воспроизвести. Кроме того, Makeathon “TOM:Kazakhstan” становится площадкой для сотрудничества с компаниями, которые занимаются производством реабилитационных средств".Сания Арапова
Фото: Satbayev University
Победители и их прорывные решения
Итоги мейкатона выявили самые инновационные и востребованные проекты, которые получили заслуженное признание жюри.
1-е место – команда "Неискусственные интеллекты", капитан Адилет Саду.
Их адаптивный стул был разработан по прямому запросу реабилитационного центра. Особенность стула – наличие фиксации головы и стоп, а также автоматическая регулировка, что значительно упрощает работу специалистов и позволяет максимально адаптировать стул под нужды каждого ребенка. Этот проект обещает стать незаменимым помощником в реабилитационных учреждениях.
2-е место – команда "Unimates" (Алматы), капитан Сардор Юлдашов.
Изобретение команды – ходунки с геймификацией. Их уникальность в том, что движения ребенка, идущего в ходунках, синхронизированы с персонажем в разработанной авторами компьютерной игре. Как только колесо ходунка крутится, персонаж на планшете передвигается, превращая процесс реабилитации в увлекательную игру. Счастливый пользователь забрал ходунки сразу после презентации.
3-е место – команда "Верста", капитан Равиль Рагозин.
Команда представила модернизацию вертикализатора. Этот проект был создан по запросу мамы Амира, которая ранее безуспешно пыталась самостоятельно улучшить существующий домашний вертикализатор. Благодаря умельцам с мейкатона вертикализатор мальчика стал более устойчивым и функциональным, позволяя ребенку проводить больше времени в вертикальном положении и эффективно реабилитироваться.

Фото: Satbayev University
Рассказывают победители
Капитан команды "Верста" Равиль Рагозин:
"Честно говоря, мы вообще не ожидали, что займем призовое место. Мы приехали на мейкатон с одной целью – помочь. И когда ты видишь реальный результат своей работы, когда на лице ребенка появляется улыбка... вот это по-настоящему победа. Наш проект родился из запроса мамы 13-летнего Амира. Она пыталась улучшить вертикализатор для сына, но, к сожалению, безрезультатно. Амир просто вырос из прежнего устройства – оно стало тесным, неудобным, нестабильным. И тогда мы сказали себе: мы должны это изменить. Мы провели модернизацию вертикализатора: усилили конструкцию, сделали его более устойчивым, добавили элементы регулировки и комфорта. Теперь Амир может проводить больше времени в вертикальном положении, а значит – эффективнее реабилитироваться. Мы искренне благодарны организаторам этого мероприятия за шанс поработать над чем-то действительно важным. И самое главное – мы не собираемся останавливаться. Наша команда готова помогать и дальше".Равиль Рагозин
Капитан команды "Unimates" Сардор Юлдашов:
"В нашей команде три парня и две девушки. Все мы учимся на робототехников, и этот мейкатон стал для нас шансом применить знания ради реального дела. Мы разработали специальные костыли и ходунки для 11-летнего мальчика из реабилитационного центра для детей с особыми потребностями. Что особенно в наших ходунках? Они гейминизированы – внутри встроен планшет, и пока ребенок идет, на экране вместе с ним шагает мультяшный персонаж. Это добавляет мотивации, превращает процесс реабилитации в игру. И знаете что? Эти ходунки уже в центре. Ребенок с такой радостью бегает на них – это просто невозможно передать словами. Мы очень рады, что смогли подарить человеку частичку радости и свободы".Сардор Юлдашов
Фото: Satbayev University
Впечатляющая статистика
С момента своего запуска в 2017 году Makeathon “TOM:Kazakhstan” продемонстрировал впечатляющие результаты.
- Проведено 17 мейкатонов, что говорит о системности и непрерывности работы проекта.
- Привлечено более 100 команд, включающих студентов, инженеров и волонтеров.
- Участвовало более 500 изобретателей, которые вложили свои знания и талант в создание уникальных решений.
- Создано более 100 изобретений, каждое из которых стало ответом на конкретную потребность человека.
- 22 команды продолжают дорабатывать свои изобретения, что свидетельствует о долгосрочной перспективе и потенциале для дальнейшего развития прототипов.
Эти цифры подчеркивают масштаб и эффективность проекта Makeathon “TOM:Kazakhstan”, а также его значимость для развития инклюзивного общества в Казахстане.

