Лента новостей
0

Виктор ЯМБАЕВ: Бизнесу достается кнут и лишь изредка - сухой пряник

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 09.09.2010 22:59 Zakon.kz

- По мнению главы Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» Кайрата Келимбетова, в ближайшие пять лет национальным компаниям предпочтительнее было бы сосредоточиться на инвестициях в важные проекты внутри страны. В каких приоритетных направлениях необходимо больше работать с инвесторами? Какие инвестиции сегодня более востребованы?

- К слову, на днях министр финансов Болат Жамишев сообщил, что Казахстан с 2011 года вводит прогрессивную шкалу по индивидуальному подоходному налогу. Сейчас у нас налог составляет 10 процентов. Министр предлагает ввести еще шкалу 15 и 20 процентов в зависимости от размера зарплаты. Например, начиная с 250 тысяч тенге, ИПН будет 15 процентов, свыше 500 тысяч тенге - 20. Мнения пользователей нашего сайта разные. Одни считают, что это тихий оброк, другие думают, что нас вводят в кабалу, третьи говорят, что это нагрузка на средний класс, которого почти нет, что богатые будут продолжать богатеть, а бедные будут еще беднее. А Вы как расцениваете такую идею?

Виктор ЯМБАЕВ: Бизнесу достается кнут и лишь изредка - сухой пряник

 

Виктор ЯМБАЕВ: Бизнесу достается кнут и лишь изредка - сухой пряник, фото - Новости Zakon.kz от 09.09.2010 22:59Президент Нурсултан Назарбаев сильно обеспокоен состоянием правоохранительной системы и по ее совершенствованию издал даже специальный указ, где, в том числе, указал не «кошмарить» бизнес бесконечными проверками, не выкручивать предпринимателям руки. Сегодня участники рынка переживают не лучшие времена, их контролируют все, кому не лень, а тут еще правоохранительные органы пускают в ход свои «дубинки». По словам Президента Алматинской ассоциации предпринимателей, члена дисциплинарного Совета по г. Алматы Агентства по делам госслужбы РК Виктора ЯМБАЕВА, ассоциация выявила 158 административных барьеров для предпринимательства, из которых 60 просто непреодолимы. Это коррупция в чистом виде. Как с ней бороться?

 

- Виктор Вениаминович, сколько контрольно-надзорных органов в Казахстане контролируют предпринимательскую деятельность? Можно ли при желании разорить или отнять любой бизнес?

- На сегодняшний день в Казахстане контрольно-надзорных органов, имеющих право проверять малый и средний бизнес, - 58. Их количество не уменьшается, а, напротив, растет и мне понятна озабоченность главы государства, что Казахстан до сих пор остается на 80 процентов импортозависимым государством. Цены на продукты питания, тарифы на коммунальные и прочие услуги неуклонно растут, негативно сказывается на развитии бизнеса и самочувствии граждан девальвация тенге, когда тенговые доходы были снижены на 25 процентов.

К сожалению, политические деятели в своих играх, борьбе за власть часто забывают не только о народе, но и о собственной совести, а чиновники понимают государственную службу не как службу народу и стране, а как личную привилегию, как будто только для них работает страна и для них существует народ. Это тяжелое наследие и с этим нужно бороться, ибо в обществе наибольшим уважением должен пользоваться тот, кто производит материальные ценности, созидает, для кого важен конечный конкретный результат.

Сила чиновника в том, что он обладает печатью разрешения и чем больше у него запретительных процедур, тем лучше и комфортнее он себя чувствует, но тем хуже чувствуют себя экономика и граждане, поскольку искусственно ограничиваются конкуренция, свобода предпринимательской деятельности, что порождает протекционистскую политику в чиновничьих рядах. Поэтому вы правильно ставите вопрос, что сегодня можно разорить или отнять любой бизнес и тому есть немало примеров.

- Нонсенс! Казахстан располагает огромными природными богатствами, и в то же время на восемьдесят процентов является импортозависимым государством. Почему?

- Я здесь вижу ряд субъективных и объективных причин. К первым относятся административные барьеры, давление, жестокая фискальная политика, высокая налоговая нагрузка, которая ничем не объясняется и философия: деньги в бюджет любой ценой, и как можно больше, желательно сейчас. А также принцип: что не выбьем налогами, то сдерем штрафами. Граждане, желающие заняться своим делом, не подачки просят у государства, они просят возвратные деньги у банков под нормальные человеческие проценты, которые бы соотносились с их прибылью и возможностями, но и этого получить не могут. Необходимо пересмотреть фискальную бюджетную политику в сторону либерализации и перенести нагрузку с реального сектора экономики, который и так еле дышит, на недропользователей.

Объективные причины - гигантская территория страны, малочисленное население и узость местного рынка. Все это мешает росту предпринимательства, нам не с чем выйти на емкие внешние рынки, кроме как со своими природными богатствами. Если внутренний рынок недостаточно емкий, а внешние мало освоены, то фискальная политика для бизнеса должна быть более чем щадящей. Форум предпринимателей Казахстана честно говорит, так развиваться мы больше не можем. Людям нужны комфорт, качество, ассортимент и, самое главное, приемлемая цена. Зарплата не растет такими темпами, как растут цены.

Взять девальвацию тенге. Я это называю ограблением экономики и населения, когда национальная валюта за одну ночь подешевела на 25 процентов, а продвинутые финансисты почему-то говорили, что это скажется на отечественных товаропроизводителях самым положительным образом. С тех пор прошло достаточно времени, но нельзя сказать, что это позитивно отразилось на предпринимательской деятельности. Наоборот, положение дел еще больше ухудшилось, потому что отечественный товаропроизводитель насмерть привязан к американской валюте кредитами, которые выплачиваются в тенге с жесткой привязкой к доллару на момент выплаты. Это же касается оборудования, сырья и комплектующих. Практически все предприятия реального сектора экономики работают на импортном оборудовании, на импортном сырье, перерабатывая и получая уже отечественный продукт.

- Как Вы думаете, кому выгодна девальвация тенге?

- Мы не экспортируем ни ботинок, ни костюмов, ни колготок, ни даже зубочисток, мы экспортируем только свои богатства и девальвация тенге - на руку нацкомпаниям, добывающему и финансовому сектору, которые имеют внутренние обязательства выплачивать в тенге, а выручку, либо внешние заимствования - в долларах. Если говорить о последней девальвации, то доходы нацкомпаний по внутренним обязательствам возросли, я уж не говорю о валютных спекуляциях. При этом рассчитались с гражданами за коммунальные услуги, по налогам и другим обязательным платежам в тенге. А реальный сектор, ориентированный как раз на конечного потребителя, цены не поднимает, поскольку это негативно скажется на покупательской способности, на настроении граждан, да и конкуренция не позволит это сделать. Поэтому свободная конкуренция - это жизнь торговли и смерть торговцев. Не понимать этого, значит быть либо бессовестным, либо близоруким. Нужно всегда честно говорить людям, да мы вас ограбили на 25 процентов, но это было вынужденной мерой, нам нужно было поддержать банки и добывающие компании, тогда это не вызвало бы раздражения в обществе.

- Люди спрашивают, почему поднимаются цены на товары, коммунальные и прочие услуги. Как бы Вы им это объяснили?

- Потому что у нас экономика догонялок. То цены догоняют доллар, то доллар догоняет цены, а сейчас мы догоняем 25-ти процентную девальвацию тенге, это последствия монетарной политики. Если говорить о ситуации в Казахстане, то при таком количестве контрольно-надзорных органов, их абсолютно размытых функциях, постоянном дублировании и уровне коррупции, динамичное развитие экономики невозможно, и мы имеем то, что имеем. Доказательство, как я уже сказал, импортозависимый Казахстан и высокий уровень коррупции даже при почетном председательствовании в ОБСЕ. Вышеперечисленные проблемы экономики - фискальное администрирование, просчеты всегда закладываются в цены товаров и услуг. У нас до сих пор отсутствуют последовательные действия по снижению накладных расходов на бензин.

- Отношение к предпринимателям в обществе неоднозначное, но по Вашим словам получается, что они - белые, пушистые и в то же время какие-то несчастные, их надо постоянно жалеть, помогать.

- Я не говорю, что им надо создать привилегированные условия. Необходимо создавать равные условия, обеспечить свободу выбора. В предпринимательской среде тоже есть мерзавцы, способные на обсчет, обвес, фальсификацию, обман. Их дом - тюрьма. Я всегда говорю, что каждый бизнесмен должен твердо знать, что если он нанесет вред здоровью или ущерб экологии, государству, то будет отвечать по закону не только вплоть до разорения бизнеса, но и до скамьи подсудимых. Предназначение предпринимателя - созидать, а государственный орган должен быть независимым экспертом. А у нас что получается? 58 контрольно-надзорных органов хватают предпринимателя за руки, бегают, дублируют друг друга и при этом у нас случаются и пожары, и эпидемии, и заражения детей СПИД. Мы пока топчемся на месте, у нас нет прорыва в экономике, но самое главное, нет прорыва в мозгах у людей, нет мотивации к созидательному труду.

- Что конкретно не устраивает бизнесменов в деятельности контрольно-надзорных органов?

- Вся беда - в критериях оценки эффективности их работы. По плану они каждый год должны увеличивать количество выявленных правонарушений и наложенных штрафов. Получается, чем хуже ситуация в стране, тем лучше признается работа контрольно-надзорных органов. Все поставлено с ног на голову. А в правоохранительных структурах наоборот. Чем больше зарегистрированных заявлений, тем хуже признается их работа. Так вот, я предлагаю внедрить совершенно другую шкалу оценки эффективности деятельности госорганов.

Если контрольно-надзорные органы, курирующие экономику, из года в год фиксируют увеличение нарушений, значит, они плохо работают и их работу надо признать не эффективной. А если в правоохранительных структурах увеличивается количество зарегистрированных заявлений граждан, то их работу следует признать хорошей, значит, граждане доверяют им и обращаются к ним. А сегодня все наоборот. Органы следствия и дознания стараются не принимать лишний раз заявлений от граждан и тем самым укрывают преступления и правонарушения, создают мнимое благополучие, зарабатывают мнимые очки. Правоохранительные органы - это структуры, которые должны служить народу, гражданам, а не заниматься очковтирательством.

- Неужели предпринимателям не оказывается никакой реальной поддержки, ведь для них разрабатываются различные многообещающие проекты на самом высоком правительственном уровне.

- Бизнесу достается кнут и лишь изредка - сухой пряник. Да, сейчас некоторым субъектам предпринимательства оказывается помощь, но на это большинство представителей бизнеса смотрят с раздражением и непониманием. Почему? Потому что они не видят себя в продекларированных правительством головокружительных программах, потому что финансы фактически отпускаются на разработку программ, а не на их результат и никто не несет ответственности. Взять, к примеру, создание СПК (социально-предпринимательские корпорации). Я считаю, что это тактическая ошибка, создание параллельной экономики на бюджетные средства. Было шараханье из крайности в крайность, то говорили, что СПК будут заниматься промышленным производством, то производством, в котором не работает реальный сектор экономики, то будут выращивать овощи, то их хранить, перерабатывать, то продавать. В конечном итоге ничего не получилось, за исключением отдельных реанимированных предприятий, которые в свое время вынуждены были закрыться под фискальным прессингом. Изрядно потрепанные активы вернули обратно акиматам.

Главную поддержку бизнес ощущает в первую очередь от Президента. Это касается снижения налогов, НДС с 14 до 12 процентов, поэтапное снижение корпоративного подоходного налога, постоянно ведутся консультации с бизнес-сообществом в правительстве по уменьшению административных барьеров. Но хотелось бы, чтобы эта работа проводилась быстрее и эффективнее, а самое главное - последовательно и комплексно. Кстати, по большинству положительных позиций бизнес климата в Казахстане мы опережаем многие страны СНГ, в том числе Украину, Россию, не говоря уже о среднеазиатских республиках. Но могло бы быть еще лучше.

- Вы придумали новый термин - малый бизнес больших людей. Как это понимать?

- Сегодня только могучим людям под силу преодолеть административные барьеры, более полусотни контрольно-надзорных органов, а также монополистов. Только могучим людям под силу поддерживать свой бизнес, в том числе протекционистской политикой и ограничением конкуренции. Только могучим людям под силу получить кредит в банке и не возвращать его. Это касается крупных строительных компаний и примеров тому скандальных предостаточно. Правильно сказал глава государства, что с этими строителями надо разобраться и чтобы они полностью рассчитались с людьми, потому что могучие компании опять имели возможность работать на строительном рынке, который фактически был монополизирован, потому что по закону малый и средний бизнес ни под каким соусом не может участвовать в самостоятельном строительстве.

- То есть никогда не выиграет тендер, не получит полный пакет документов?

- Совершенно верно, ибо требования там не выполнимы. Меня поражают наши универсальные законы. Для того, чтобы открыть небольшой магазинчик или объект бытового обслуживания, нужно собрать точно такое же количество документов, как чтобы построить девятиэтажное здание и выполнить те же самые условия, в том числе строительной компании. Поэтому для многих это оказалось непреодолимым административным барьером. Строительную паранойю, то есть спекуляцию на строительном рынке на раздувании мыльного пузыря мы почему-то назвали небывалым ростом экономики, который в итоге треснул, а виноватыми оказались правительство и власть, то есть государство.

- Как Вы предлагаете исправить ситуацию?

- Наряду с реформированием правоохранительной системы необходимо провести эффективную и жесткую административную реформу, пересмотреть количество контрольно-надзорных органов, их функции и полномочия, дать внятную оценку эффективности их работы, провести мониторинг их пользы для общества и экономики за весь период независимости. Реформы сегодня продвигаются благодаря только воле главы государства, да и то с большим трудом. А ведь реформы должны проводиться постоянно, но в то же время незаметно для общества, они должны улучшать жизнь, а не кардинально что-то ломать. Пора пересмотреть отношение государства к армии чиновников и повысить их ответственность, эффективность и качество работы. У нас продвижение по госслужбе порой осуществляется при наличии влиятельных родственников во властных структурах, приходят и уходят целыми командами и курсируют по стране целыми поездами и свитой. Так не должно быть, поэтому необходима административная реформа. Ее суть должна быть в том, чтобы нести ответственность перед обществом и государством. Доказательством моих слов служат многие проваленные государственные программы, за которые никто не понес никакой ответственности. Одна из них - программа импортозамещения. Что заместили? Забрали деньги из малого бизнеса, накачали бюджет, потом эти деньги выделили умникам, умники программу провалили, кто отвечает? Где деньги, где товар импортозамещенный?

- На днях произошла реструктуризация трех крупных частных банков - БТА Банка, Альянс Банка и Темир Банка, в ходе которой списано порядка 13 млрд долларов или две трети всех внешних долгов банка. Отразится ли это обстоятельство на деятельности бизнес-структур?

- Государство принимало и до сих пор принимает беспрецедентные меры по стабилизации финансового сектора страны. Да, это хорошо, да, финансы - это кровеносная система государства, но если в кровеносной системе течет зараженная кровь… Посмотрите, сейчас в некоторых банках более трети кредитов являются проблемными.

- Не больше?

- Бывает и больше, я привел среднюю цифру. Многие банки вообще на грани катастрофы, в частности, вот эти три банка, которые государство было вынуждено спасать именно ручным управлением. К сожалению, у банкиров, как и у чиновников, тоже есть отрыв от реальной жизни и они не оценили ни помощь государства, ни терпение общества. В банках по-прежнему высокие зарплаты, бонусы, они ничем не хотят пожертвовать. Думаю, пришло время приоткрыть завесу банковской тайны и ответить на следующие вопросы, в частности, по этим трем банкам.

Какие кредиты являются проблемными, то есть невозвратными? Уж не свои ли? Не своих ли дочек, внучек или аффилиированных друзей? Почему раздавали потребительские кредиты направо-налево? Почему риск-менеджеры не рассчитали риски? Где гарантия, когда раздували пузырь строительной паранойи, когда людям давали кредиты под жилье, что цена на жилье будет такой же стабильно высокой? Кстати, чуть ли не одной из самых высоких в мире, хотя к этому не было никаких предпосылок ни по качеству жилья, ни по качеству жизни, ни по самому географическому расположению Казахстана.

Негативную роль сыграли и банковские проценты. Ипотечные кредиты гражданам обещали под 11-12 процентов, а потом оказалось, что под 15, причем на десять лет. Где гарантия, что у тебя будет здоровье все десять лет? Где гарантия, что ты будешь работать на высокооплачиваемой должности? Отсюда горе и беда тех людей, которые взяли кредиты и теперь не могут погасить. Создали движение «Оставим народу жилье». Как это понять? За чей счет мы его оставим? Опять за счет того самого реального сектора экономики? За счет повышения налоговой нагрузки, увеличения цен и бесконечной накачки бюджета? А оттуда подкармливать банки, которые не могут сейчас рассчитаться с внешними заимствованиями? Надо выяснить, почему они столько занимали. Какое они имели право занимать? Рассчитывали на помощь государства? С какой стати, если эти банки частные? Государство опять пошло на беспрецедентные меры и банки получали помощь.

Государству наряду с административной реформой необходимо ужесточить контроль над частными финансовыми институтами, особенно по части внешних заимствований, чтобы они шагали по ширине своих брюк и брали столько, сколько смогут проглотить. А здесь получилось, что подавились. Подавились все. Обществу, престижу государства был нанесен удар, потому что любая реструктуризация - это снижение имиджа страны.

- Но если банкам простили долги, то почему эти долги не простили бизнесу и гражданам?

- Вот-вот, я тоже говорю, что дорога должна быть с двухсторонним движением. Если банки получили льготы, ограничьте свои аппетиты, избавьтесь от своих непрофильных активов, мы же знаем эту политику банковскую, когда они земельные участки перепродавали сами себе. Сначала на повышение играли, потом на понижение во время искусственной преступной спекулятивной торговли землей, которая, кстати, опять ничем не кончилась, опять все рухнуло. Получилась парадоксальная ситуация: бизнесу, обществу нужно развиваться, городу надо строиться, а свободных земель нет. А представители финансовых институтов кто в тюрьме, кто в бегах, кто купил себе яхты, заграничные виллы, а нам оставили алюминиевые заборы и ямы.

- Вы, наверное, знаете, как нам выкарабкаться из этих ям…

- В первую очередь, нужно провести земельную реформу и внести поправки в поспешно принятый кодекс о земле. Сегодня пункт о целевом использовании земли - главная коррупционная схема, по которой чиновник может изменить целевое использование земли. Отсюда в земельных отношениях сплошная коррупция и взятки. А все из-за дефицита земли. Представляете, в Казахстане дефицит земли, ее нет для населения! Как так? Было бы смешно, если бы не было так горько и грустно. Отсюда - Шанырак и Бакай, ведь периферийное население любой ценой старается переселиться в Алматы,. Из-за земли всегда случались гражданские конфликты, из-за земли всегда дестабилизировалось общество, поэтому это очень тонкая тема и не столько экономическая, сколько социально-политическая, поэтому необходимо внести поправки в земельный кодекс. Лично я предлагаю, чтобы не было земли, используемой не по назначению, в противном случае необходимо увеличить налог в двести раз!

И второе. Как только человек посадит редиску, помидоры, укроп - сразу освободить его от всех налогов на пять лет. Вот тогда вокруг Алматы будет золотое кольцо, как мы мечтали. У меня даже была программа «Золотое кольцо вокруг Алматы», когда Алматы окружали бы ухоженные дворики, цветущие сады, огороды и типовые домики, и люди жили бы равные среди равных. Подальше от города - подешевле, поближе - подороже. Подальше от города - побольше земли, поближе - поменьше. При этом дома должны быть типовыми и проекты людям должны выдаваться или продаваться государством по минимальным ценам. Точечная коррупционная застройка только усиливает злость людей, поэтому нельзя повторять прошлых ошибок. Административная реформа наряду с правоохранительной реформой должна положить начало реализации президентского тезиса «Новое десятилетие - новый Казахстан». Новое десятилетие действительно должно быть новым во всех отношениях. В отношении государства и бизнеса к гражданину, и гражданина к бизнесу и государству. Должна быть не круговая порука, а круговая ответственность каждого перед каждым.

- По мнению главы Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» Кайрата Келимбетова, в ближайшие пять лет национальным компаниям предпочтительнее было бы сосредоточиться на инвестициях в важные проекты внутри страны. В каких приоритетных направлениях необходимо больше работать с инвесторами? Какие инвестиции сегодня более востребованы?

- С точки зрения стратегического плана Келимбетов прав, государственные средства должны быть направлены на долгосрочные проекты, а не на сиюминутное производство какой-то упаковочной тары. Главное - необходимо развивать инфраструктуру жизнеобеспечения и в первую очередь, энергетику, потому что без нее невозможна дальнейшая индустриализация. Следует иметь в виду, что большая часть инфраструктуры жизнеобеспечения уже выработала свой ресурс более чем на 70 процентов. Здесь ничего прорывного не делается и глава государства четко сказал, что с этим надо разобраться. Деньги туда инвестируются, тарифы растут, но услуги при этом не улучшаются, и, самое главное, не развивается инфраструктура, потому что нет мотивации, нет подотчетности в этих структурах. С одной стороны, они вроде не госорганы, с другой, вроде и не субъекты предпринимательства. Так, некие естественные монополии. Агентство по регулированию естественных монополий не обладает достаточным ресурсом, там даже нет штатных экспертов. Эти функции выполняют пенсионеры и доведенные до отчаяния схемами АРЭМ, заключениями, невозможностью подключиться без нервотрепки ни к одной из коммунальных сетей и гигантскими штрафами, общественники. Разве этими ресурсами государство может противостоять и поставить барьер таким мощнейшим структурам, как естественные монополии? Государству стоило бы раскошелиться не на создание мифических институтов развития, которые, по словам депутатов, пока еще ничего не развили, а на создание штатных экспертов.

- Но ведь в институты развития закачены гигантские деньги…

- Ну и что? Они положены на депозиты, и кое-кто получал незаслуженное вознаграждение. Это не рациональное использование бюджетных средств, которые с большим трудом выколочены из реального сектора экономики налогами и штрафами, поэтому надо разобраться и с институтами развития. Их главное предназначение - развивать инфраструктуру жизнеобеспечения, а не устраивать своих детей на теплые места, получать высокие бонусы и головокружительные зарплаты, как, впрочем, в финансовом секторе. Вы поинтересуйтесь, какие там зарплаты и бонусы. Средняя зарплата - 3-5 тысяч долларов, бонусы - 10 тысяч долларов. Разве эти цифры имеют что-нибудь общее со средней заработной платой по стране?

Финансовые структуры необходимо заземлить, они получили достаточно льгот, преференций, теперь пора поработать на общество, на народ. Впрочем, этой проблемой озабочен весь мир. Именно финансовый сектор вверг весь мир в глубокий экономический кризис своими бонусами и зарплатами. Это болезнь всех банкиров, это бесконтрольность, безнадзорность, неподотчетность обществу, и как следствие - головокружение от успехов. Правда, кризис немного их охладил. Думаю, зря государство в первую очередь стало опекать банки, часть из них должна была разориться.

- Даже так?

- Конечно. Сейчас и на Западе озабочены поспешной государственной помощью, так как некоторые банки опять пустили ее на бонусы, использовали во благо себе. Необходимо усилить государственный контроль над банками, особенно по внешним заимствованиям. В свое время сразу надо было выгнать с работы финансовых аналитиков и риск-менеджеров, так как они не предусмотрели риски, не сделали финансовую аналитику. Такая же участь должна была постигнуть рейтинговые агентства, весь этот клубок просто проедает народные деньги. Присвоенные заказные рейтинги выеденного яйца не стоят, об этом говорит и горький американский опыт, где фирмы, казавшиеся непотопляемыми, рухнули первыми. Заказные рейтинги могут быть схемой по отмыванию денег, от этого страдают многие страны и Казахстан - не исключение. Сегодня низкий рейтинг присвоили, а завтра высокий. Это что за игра, эквилибристика? Хорошая страна та, в которой хорошо живет народ. А живет хорошо народ тогда, когда имеет возможность реализовать свои базовые общечеловеческие ценности - жизнь, здоровье и свободы, на страже которых и должно стоять государство.

У Казахстана есть все ресурсы, чтобы провести модернизацию инфраструктуры жизнеобеспечения и именно сюда должны быть направлены инвестиционные проекты внутри страны. Ведь понятно, что за счет бесконечного повышения цен на энергоносители и коммунальные услуги модернизацию провести невозможно. Также надо строить дороги, модернизировать действующие производства, ориентированные на экспорт, вплотную заняться подготовкой кадров, повышать престиж рабочих профессий.

- Вкладывают ли наши олигархи средства в отечественные предприятия, в отечественный бизнес?

- Не вкладывают, а если вкладывают, то только в собственные. Иногда делаются какие-то социальные подачки, об этом говорит программа «Социальное партнерство». Социальное партнерство - это как раз партнерство олигархов, которые овладели богатствами земли, получают баснословные прибыли и, естественно, должны нести ответственность перед той землей и населением. Олигархи - наемные менеджеры, они не могут купить недра страны, они могут взять их в концессию, а, соответственно, их доходы должны строго регламентироваться и ограничиваться прогрессивной шкалой налогообложения. Но это ни в коей мере не должно касаться реального сектора экономики, в особенности малого и среднего бизнеса и граждан.

- К слову, на днях министр финансов Болат Жамишев сообщил, что Казахстан с 2011 года вводит прогрессивную шкалу по индивидуальному подоходному налогу. Сейчас у нас налог составляет 10 процентов. Министр предлагает ввести еще шкалу 15 и 20 процентов в зависимости от размера зарплаты. Например, начиная с 250 тысяч тенге, ИПН будет 15 процентов, свыше 500 тысяч тенге - 20. Мнения пользователей нашего сайта разные. Одни считают, что это тихий оброк, другие думают, что нас вводят в кабалу, третьи говорят, что это нагрузка на средний класс, которого почти нет, что богатые будут продолжать богатеть, а бедные будут еще беднее. А Вы как расцениваете такую идею?

- Согласен, официально среднего класса у нас почти нет. Но давайте сначала определимся, кто должен быть средним классом. Первое - квалифицированные рабочие. Второе - белые воротнички, менеджеры национальных компаний, финансового сектора и госслужащие. Третье - интеллигенция. Что получается у нас? Практически деградировавший, частично спившийся, частично эмигрировавший рабочий класс, интеллигенция в стоптанных ботинках и пальто двадцатилетней давности и класс чиновников, которые не всегда могут задекларировать свои сомнительные доходы. Как видим, у нас костяк среднего класса не созидательный. Офисный планктон и коррумпированные чиновники - на таком среднем классе страна далеко не уедет. Именно поэтому есть опасение, что это будет удар по не сформировавшему еще среднему классу в реальном секторе экономики. Значит, заработную плату нужно отделить от доходов и бонусов и прогрессивную шкалу начать не с 10 процентов, а с 5 и закончить 15. Доходы до ста тысяч тенге вообще не должны облагаться подоходным налогом.

Конечно, это справедливо, что чем выше доход, тем выше налог, но даже при высоких доходах налоги должны быть разумными, ведь помимо подоходного налога есть много других налогов и платежей, например, оплата за различные псевдоуслуги паразитарным структурам в виде лицензий и сертификатов, поэтому расходы и крупного, и малого бизнеса большие, разница лишь в пропорциях. Думаю, 30 процентов для крупного бизнеса тоже много.

Вообще налоговая политика - очень тонкий инструмент. Но при всем при этом сегодня главным стимулом в государстве должно быть улучшение не налогового администрирования, а бюджетного. Если проанализировать все бюджетные расходы и пресечь попытки их неэффективного использования, то, думаю, Жамишеву пока не надо будет вводить прогрессивную шкалу.

Упрощенное налогообложение - большое и очень прогрессивное завоевание. А если повышаются налоги по прогрессивной шкале, то люди должны знать, ради чего это делается. Допустим, дорог в стране станет больше, или появится больше электроэнергии, и мы снизим цены на бензин и энергоносители, за коммунальные услуги - тогда людям будет понятно. А здесь идет постоянное ужесточение со стороны государства, тарифы, цены растут, фискальная политика ужесточается… То есть человек находится под прессом, он не видит перспектив и его жизнь не улучшается так быстро, как повышаются цены. Цены растут быстрее, чем благосостояние, и повышение заработной платы за ними не успевает, а успевает только за растущей инфляцией, поэтому должна быть последовательность. Если государство в чем-то ухудшает положение гражданина, гражданин должен понимать, ради чего.

 Повторяю, сегодня нужно улучшить администрирование расходов бюджетных средств. Все прекрасно понимают, что сегодня успешным бизнесменом является тот, кто присосался к бюджетной кормушке. Государство берет на себя слишком много функций даже при создании рабочих мест. Не государство должно создавать рабочие места в экономике, а бизнес! А государство должно в этом ему не мешать и в некоторых случаях способствовать. Сейчас у нас создаются предприятия на бюджетные деньги, на кредитные ресурсы. Кто будем рассчитываться, если предприятие будет работать неэффективно? Я постоянно апеллирую к Президенту, потому что в каждой его речи есть четкая стратегия и тактика. Так вот, он говорит, я перерезаю ленточку на заводе, а потом выясняется, что завод запускается через год-два, а то и вообще не работает, зачем и кому нужна эта профанация? Туда вбуханы солидные средства, причем кредитные ресурсы. Значит, проект был либо не годный, либо аффилиированный, значит, по нему должны работать правоохранительные структуры. Их главной задачей должны быть проверка и контроль над госслужащими, за частным бизнесом надзирать не надо. Тщательная проверка расходования бюджетных средств - один из критериев эффективности деятельности правоохранительных структур. Они вправе спросить, где государственные бюджетные деньги, где прибыль.

- На открытии четвертой сессии Парламента четвертого созыва Президент дал поручение Правительству ускорить процесс возврата средств, украденных недобросовестными застройщиками. Будет ли эта работа доведена до конца, какие меры следует принять в отношении нечистоплотных застройщиков? И еще. Протестующие дольщики намерены подать в суд на главу правительства Карима Масимова, а чтобы процесс двигался быстрее, подготовили обращение в Генеральную прокуратуру, в котором просят возбудить уголовное дело в отношении премьер-министра и всего правительства за грубое нарушение конституционных прав граждан. Как Вы думаете, чем завершится эта борьба?

- Долевое строительство - стратегическая ошибка финансового сектора, местных исполнительных органов и застройщиков. Президент дал поручение правительству разобраться с этими виновниками. Правительство и само было бы радо решить этот вопрос, но здесь существуют три проблемы. Во-первых, не с кого спрашивать. Компаний, кинувших дольщиков, кого уж нет, а те далече. Во-вторых, за чей счет будет этот «праздник»? У тех, кто уже сидит в тюрьме, имущество уже конфисковано, а у многих и конфисковать оказалось нечего. Похоже, успели вывести свои активы за рубеж. За счет бюджета? Это не самое правильное решение.

Масштабы строительной аферы оказались настолько гигантскими, что правительству в одночасье не решить этот вопрос. Здесь нужно вести максимально открытую честную политику. Правоохранительные органы должны заняться поиском активов застройщиков, в том числе за рубежом. Одновременно нужно вести серьезную работу с банками, выяснить, каким образом они финансировали строительство, ведь на деньги дольщиков дом построить невозможно. Значит, были кредитные ресурсы. Банкиры должны проанализировать проблемные кредиты, сделать выводы. Если это их просчеты, их ошибка, то должны ответить за это своей прибылью, своим доходами, а может, и своим личным имуществом, то есть понести материальную ответственность. Это тоже выход. В реальном секторе экономики за ошибку платит тот, кто владеет бизнесом. Почему, как я уже сказал выше, у банков проблемные кредиты составляют более трети, и никто за это не несет ответственности? При этом страдают граждане.

В-третьих, здесь присутствует очень серьезный личностный фактор, который упирается в персоналии застройщиков. Я уже говорил вам, что заниматься долевым строительством могли только могучие люди, имеющие влиятельных покровителей и родню. В некоторых случаях этот фактор играет основополагающую роль, когда виновные застройщики снимают с себя ответственность и могут уйти безнаказанно. Поэтому правительству нужно признать, что не тем выдавались лицензии, не тем фаворитам покровительствовали, набраться смелости и назвать их поименно. Это почти все строительные компании, почти у каждой из них есть хвосты долгостроя. Многие виновные лица не только ходят безнаказанными, но еще продолжают работать, кормя и общество, и правительство обещаниями. Их тоже надо привлечь к материальной ответственности, они должны отказаться от своих яхт, коттеджей за рубежом, признать перед обществом свою вину и расплатиться с пострадавшими. Возможно, тогда они избегут проклятия народа и уголовной ответственности.

Что касается иска, то в правовом смысле он абсолютно бесперспективен. В нашей стране модель власти выстроена таким образом, что иск общественной организации, тем более гражданина к персоне столь высокого уровня не имеет никакой юридической перспективы. Исковое заявление не будет принято к рассмотрению.

 - Каков социальный портрет пострадавших дольщиков?

- Не более десяти процентов - люди из реального сектора экономики, которые имели свободные деньги и решили их каким-то образом инвестировать. Есть категория граждан, которые действительно нуждаются в улучшении жилищных условий и которые по этой причине продали имеющееся жилье и вошли в долю. По большому счету, это трагедия и государство должно озаботиться судьбой этих людей, но только, конечно, не за наш с вами счет.

Есть другая категория несчастных людей, которые жили в маргинальных районах Алматы, где старые дома в разгар строительной лихорадки подлежали сносу. Так вот, этим людям, у которых 200-300 долларов в кармане не ночевали, дали огромную сумму компенсации - миллион, а то и два миллиона долларов и они потащили эти деньги аферистам-строителям.

А есть такие, которые скупали квартиры целыми подъездами, по две-три тысячи кв.м. площадей, но об этом почему-то молчат и постоянно прикрываются лишь теми, кто действительно пострадал, кого действительно кинули. Несостоявшимся воротилам я бы посоветовал посыпать голову пеплом, деньги легкие как пришли к ним, так и ушли. Трудом праведным заработать палат каменных не получилось, поэтому они должны смириться с потерей и, главное, не подталкивать пострадавших и не прикрываться их интересами. В отношении тех дольщиков, которые покупали для себя одну квартиру, глава государства распорядился решить их проблему.

- Как Вы думаете, кто причастен к похищению известного в Казахстане бизнесмена Эдгара Салдузи, 14 августа пропавшего в Алматы при неизвестных обстоятельствах и по какой причине это произошло - из-за его бизнеса и профессиональной деятельности или здесь есть какие-то другие причины? Как известно, он был совладельцем известной торговой сети магазинов SMmarket и инвестиционной компании.

- SMmarket и другие сети переживают сейчас не лучшие времена. Многие из них разорились, уходят с рынка, закрываются. Это говорит о неэффективном менеджменте, неподготовленности структур и слабой работе контрольно-надзорных органов, ведь сегодня кинуты не только дольщики, но и поставщики в сетях.

Что касается Салдузи, то никто не говорит, что его похитили. Во всяком случае, насколько я знаю, подобных заявлений никто не выдвигал. Он просто исчез. Но я могу сказать, что биография этого бизнесмена, когда он входил на рынок, была далеко не безоблачной. В связи с этим хочу отметить, что при реализации крупных инвестиционных проектов, особенно иностранных, правоохранительные структуры должны отслеживать степень деловой репутации и безупречности игроков, чтобы их деятельность на территории Казахстана была максимально открытой, прозрачной. Это нормальная мировая практика. Если бы такая работа была проведена, то, думаю, с SMmarket все было бы нормально.

 

Торгын НУРСЕИТОВА,

nurseitova@zakon.kz,

nurseitova@mail.ru

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: