Актуальные проблемы образования в Республике Казахстан

Автор преподаватель юридического факультета института «АТиСО» Уральской Евразийской Академии С. Аманова выдвигает свою точку зрения относительно вопросов дальнейшего развития в области образования. По ее мнению в этой сфере необходимо провести реформы, тщательно продумывая и аспекты воспитания, и ступени образовательного процесса, и материально-техническую оснащенность учебных заведений и т.д. Построение будущего республики является основной целью нашего общества. При этом необходимо учитывать взаимосвязь общественного мировоззрения, его идейной направленности с процессом воспитания молодого поколения.

Актуальные проблемы образования в Республике Казахстан

 

Автор преподаватель юридического факультета института «АТиСО» Уральской Евразийской Академии С. Аманова выдвигает свою точку зрения относительно вопросов дальнейшего развития в области образования. По ее мнению в этой сфере необходимо провести реформы, тщательно продумывая и аспекты воспитания, и ступени образовательного процесса, и материально-техническую оснащенность учебных заведений и т.д. Построение будущего республики является основной целью нашего общества. При этом необходимо учитывать взаимосвязь общественного мировоззрения, его идейной направленности с процессом воспитания молодого поколения.

 

В Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана говорится:

«Важный вопрос нашей стратегии достойное обеспечение жизни самых незащищенных членов общества - это дети, их матери и старшее поколение. Государство не будет жалеть средств на решение этих вопросов.»

В Казахстане в течение последних лет государственными структурами - МОН РК, педагогическими коллективами вузов республики и, в частности, Каз.НПУ им.АБАЯ успешно разрабатываются нормативно-правовые документы, акты, Государственный стандарт среднего и высшего образования, «Концепция непрерывного педагогического образования Республики Казахстан», «Концепция высшего педагогического образования Республики Казахстан» (2004), учебные планы и программы по педагогическим дисциплинам, выпущены учебники педагогики, другие учебные пособия.

Хотя в Республике Казахстан социально-экономические и политико-правовые реформы проведены в значительной мере, но все же проблемы в сфере образования, на мой взгляд, существуют, поэтому возникла необходимость проведения дополнительных реформ в этой жизненно важной сфере.

Начнем рассмотрение данного вопроса с материально-технической базы малокомплектных школ.

Из-за отсутствия опыта создания учебников, школы авторов, финансового механизма обеспечения полноценной экспертизы и институциональной поддержки качество учебников вызывает нарекания педагогической общественности. Эксплуатация устаревших и отсутствие современных учебной мебели и оборудования, спортивного инвентаря (особенно в сельских школах) не позволяют выполнять в полном объеме требования государственного общеобязательного стандарта образования и негативно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков. Каждая третья школа республики не имеет предметных кабинетов: химии, физики, биологии, математики и др., специализированных лабораторий и спортивных залов.

Государственные общеобязательные стандарты образования, основанные на предметном подходе, не дают ученику четко выраженной позитивной мотивации выбора жизненного пути, интересов и перспектив. Только 30% старшеклассников осознанно выбирают профессиональную деятельность, соответствующую их способностям. 70% будущих выпускников обладают низкой самооценкой и не подготовлены к самостоятельной жизни.

Из-за недостаточной профилизации обучения на старшей ступени выпускники школ остаются невостребованными на рынке труда.

Из более чем 120 тысяч детей с ограниченными возможностями только треть охвачена специальным образованием в коррекционных организациях. Нормативная правовая и программно-методическая база специального образования, система подготовки и переподготовки педагогических кадров для коррекционных учреждений нуждаются в совершенствовании и обновлении.

В статье 36 п. 2 Закона Республики «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-ІІІ дается понятие о послевузовском образовании:

«Подготовка научных и педагогических кадров осуществляется в магистратуре и докторантуре высших учебных заведений и научных организаций, а также путем направления стипендиатов международной стипендии «Болашак» на обучение в зарубежные высшие учебные заведения по очной форме обучения в соответствии с перечнем специальностей, ежегодно утверждаемым в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.»

Нам известно, что для обучения стипендиатов международной стипендии «Болашак» выделяется квота:

для сельской молодежи,

гос.служащих,

научных и педагогических работников.

Об этом сообщалось в средствах массовой информации.

В данной ситуации возникает вопрос: «Будет ли в дальнейшем выделяться квота на послевузовское образование в вузах Казахстана?»

Данная проблема, я считаю, также актуальна, как и проблемы, затронутые в «Государственной Программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы», утвержденной Указом Президента Республики Казахстан 11 октября 2004 года № 1459 (с изменениями и дополнениями от 24 мая 2006 года № 123, 16 ноября 2007 года № 443):

 «Аспирантура на бюджетной основе функционирует в 48 государственных вузах, 5 негосударственных вузах и 66 научных организациях, докторантура - в 15 государственных вузах и 23 научных организациях.

В последние годы только 18% выпускников аспирантуры заканчивают ее с присвоением ученой степени, что является свидетельством низкой эффективности существующей системы подготовки научных кадров. Имеется дефицит научных кадров по ряду направлений, в том числе медицинских (трансплантологии и искусственным органам, нейрохирургии, гематологии, лечебной физкультуре, спортивной медицине и др.), что связано с отсутствием в республике соответствующих научных школ.

В научно-исследовательских институтах и вузах происходит «старение» кадров.

Если 10 лет назад средний возраст докторов наук составлял 56 лет, то в настоящее время - 62 года, кандидатов наук - соответственно - 44 года и 47 лет.»

По мнению многих казахстанских ученых научно-исследовательскую работу необходимо стимулировать так, чтобы она была перспективной. В Болгарии, например, законодательство «О государственной службе» предусматривает право каждого государственного служащего на оплату труда, установленную в зависимости от научной степени. Реформа законодательства Казахстана в этом направлении открыла бы перспективы для молодых ученых, которые реализовали бы свои творческие возможности в различных сферах деятельности.

А вот о высшем образовании говорится следующее:

«Заложены основы для перехода системы подготовки кадров на общепринятую в мире бакалаврско-магистерскую модель. Активизировались научные исследования, используемые в обучении, возросла академическая мобильность.

Вместе с тем снижение требований отдельных вузов и их многочисленных филиалов к уровню подготовки абитуриентов и студентов при недостаточном интеллектуальном кадровом, материально-техническом потенциале высшей школы приводит к снижению качества подготовки специалистов. Это вызывает необходимость совершенствования нормативно-правовой базы в направлении усиления требований к кадровому обеспечению и материально-технической базе вузов. Медленно идет процесс разработки механизмов взаимоучета и взаимопризнания казахстанских и зарубежных образовательных учебных программ, документов об образовании, что сдерживает академическую мобильность студентов и преподавателей.»

Действительно, в направлении взаимоучета и взаимопризнания казахстанских и зарубежных документов об образовании, образовательных учебных программ предстоит кропотливая работа, т.к. нострификация документов иногда осложняется различного рода «бюрократическими» процедурами далеко не в пользу ученого.

Что касается материально-технической базы вузов, я придерживаюсь такой точки зрения, что все вузы Казахстана, независимо от формы собственности, нуждаются в поддержке со стороны государства. Ведь наше государство в состоянии оказать материальную помощь для работы негосударственных вузов, успешно прошедших государственную аттестацию, являющихся престижными и внесших свой вклад в процесс воспитания и обучения подрастающего поколения?!

Если негосударственному вузу более 10 или 15 лет, если он выдержал испытания и государственный контроль, значит, есть чем гордиться преподавательскому составу.

Согласно статье 6 п. 1 Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года местные представительные органы должны осуществлять в установленном порядке государственное обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, их обязательное трудоустройство и обеспечение жильем.

Государство уделяет большое внимание, в частности, патронатному воспитанию. Ведь именно воспитание ребенка в семье, тепло и уют домашнего очага дают ему возможность почувствовать себя полноценным членом общества. В детских домах воспитывают детей в хороших условиях. Но проживание детей в интернатных учреждениях отличается от проживания в семье. Им недостает домашнего тепла, внимания, общения. Повзрослев, они не могут преодолеть трудности, которые встречаются во взрослой жизни.

Государство в максимальной степени должно способствовать ограждению прав детей от произвольного воздействия. Должно обеспечиваться как можно более стабильное пребывание детей в обществе в рамках семьи.

Согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 9 сентября 1999 года «Об утверждении Положений об органах опеки и попечительства Республики Казахстан, о патронате и Правил организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» выплата ежемесячных денежных средств на содержание ребенка (детей), переданного патронатным воспитателям, производится на несовершеннолетнего, который остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с ограничением или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, объявления их умершими, признанием недееспособными (ограниченно дееспособными), отбыванием родителями наказания в местах лишения свободы, уклонением родителей от воспитания ребенка или от защиты его прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своего ребенка из воспитательного или лечебного учреждения. Денежные средства на подопечного выплачиваются патронатному воспитателю ежемесячно в полном размере органом опеки и попечительства через местные органы управления образованием областей (городов, районов), города республиканского значения и столицы не позднее 15 числа предыдущего месяца.

Денежные средства на ребенка, находящегося под патронатом, назначаются и выплачиваются патронатному воспитателю до достижения подопечным 18-летнего возраста, включая месяц его рождения; за исключением случаев, которые могут повлечь за собой досрочное прекращение их выплаты…»

Единственная проблема, которая может возникнуть при осуществлении патронатного воспитания - проблема обучения воспитуемого по окончании школы. В некоторых случаях возникает и проблема жилищная: если воспитуемый обучался в сельской школе, а затем поступил в учебное заведение города.

Согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 9 сентября 1999 г.  «Об утверждении Положении об органах опеки и попечительства Республики Казахстан, о патронате и Правил организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» разрешение органа опеки и попечительства требуется для раздельного проживания попечителя с подопечным, достигшим 16 лет при условии, что это не отразится неблагополучно на воспитании и защите прав и интересов подопечного…»

Патронатному воспитателю нет смысла надеяться на то, что государство предоставит подопечному бесплатное жилье на время обучения. При этом никто не застрахован от обстоятельств, связанных с переездом на новое место жительства.

При поступлении в учебное заведение ситуация может быть осложнена нехваткой мест для проживания в общежитии. Если учесть то обстоятельство, что в г. Уральске некоторые комнаты, предназначенные для проживания студентов, в данный момент приватизированы и находятся в частной собственности.

ВУЗ, которому удалось сохранить большинство таких зданий, это Западно-Казахстанский Аграрно-Технический Университет им. Жангир-хана. Наверное, немало усилий пришлось совершить администрации этого учебного заведения в отстаивании интересов студентов.

Уместно будет упомянуть и о строительстве жилищного комплекса для студентов и преподавателей Каз.ИИТУ г. Уральска, который, кстати, являясь ВУЗом негосударственным, решает в данном случае общегосударственные задачи.

В-заключенье хочется отметить, что местные органы управления образованием делают все необходимое для создания условий воспитания подрастающего поколения. В своей работе основываются на принципах уважения прав и свобод граждан согласно Конституции Республики Казахстан.

Местные органы управления образованием своевременно и чутко реагируют на правовые реформы законодательства в области обучения и воспитания молодого поколения. Оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими обязанностей по воспитанию детей.

Исходя из вышеизложенного, надеюсь, что в дальнейшем органы государственного управления, осуществляющие законодательную функцию, примут законы, конкретизирующие и регулирующие основополагающие моменты воспитания и обучения молодого поколения Казахстана соответственно как требованиям современности, так и преемственности времен и поколений.

Преемственность времен и поколений в очередной раз доказывает, что качественное образование - это то образование, которое гарантировано государство и доступно всем социальным слоям общества.

 

Литература

 

1. Об образовании. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-ІІІ

2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года.

3. А.Д. Кайдарова «Опыт формирования содержания педагогического образования в зарубежных странах и Казахстане: сравнительный анализ.» Алматы, Журнал «Білім -Образование.» Изд-во «Комплекс», 2006 г.

4. Р.А. Куатбекова «Основы обеспечения жизнеспособности инновационных технологий в вузах на современном этапе.» Алматы, Журнал «Білім - Образование.» Изд-во ЖШС «Сигнет Принт», 2008 г.

5. А. Турисбек «К вопросу об оплате труда государственных служащих» Алматы, Журнал «Фемида», № 5, 2003 г.

zkadm
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления