Куда ведет «зеленый коридор» (В.Филатов, Адвокат Восточно-Казахстанской областной коллегии адвокатов) (©Paragraph 2020 / 5.0.6.19)

Куда ведет «зеленый коридор»

Адвокат

Восточно-Казахстанской областной

коллегии адвокатов В.Филатов

 

Буквально недавно мне довелось представлять интересы юридического лица (Доверителя), обратившегося в суд на неправомерные действия таможенной службы органов государственных доходов по доначислению более 9 млн. тенге налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и пени за просрочку оплаты. Порядок производства по делам данной категории регламентирован, как известно, Главой 29 ГПК РК [1].

Из пояснений Доверителя и представленных документов было установлено, что он осуществлял внешнеэкономическую деятельность (далее - ВЭД) в сфере импорта на территорию Республики Казахстан продуктов питания.

Осуществляя деятельность в строгом соответствии с законодательством Республики Казахстан, являясь законопослушным налогоплательщиком, мой Доверитель своевременно и добросовестно представлял таможенному органу необходимый пакет документов для осуществления таможенных процедур. Таможенные декларации Доверителя проходили в рамках так называемого «зеленого коридора», что вселяло в предпринимателя уверенность в законности своей деятельности, стабильности правовых отношений с государственным органом, а также в своем завтрашнем дне.

Каково же было его удивление, когда таможенные органы по истечении более чем полугода с момента ввоза товара, уже после полной его реализации провели камеральную проверку и доначислили налогов и санкций на сумму более чем 9 млн.тенге. Все мы прекрасно понимаем, что у реального предпринимателя отсутствуют свободные деньги и если он вынужден отвлекать их из делового оборота, это, естественно, не лучшим образом сказывается на стабильности бизнеса.

Таможенные органы, несмотря на обжалование их действий в судебном порядке, не замедлили применить властные, ограничительные процедуры, и стали списывать суммы со счетов юридического лица, чем фактически дестабилизировали работу предприятия, поставили под угрозу исполнение контрактов.

В судебном заседании нами были приведены конкретные факты как процедурных, так и процессуальных нарушений, в т.ч. полное отсутствие уведомления хозяйствующего субъекта о проведении проверки, неверное применение метода определения таможенной стоимости товара и т.д., останавливаться на которых в настоящей статье нет необходимости, поскольку это вопросы конкретного частного случая.

Более подробно хотелось бы остановиться на системной проблеме, выявленной в данном споре, а именно: допускаемых перегибах в применении и работе механизма так называемых «коридоров» пропуска товаров через таможенную границу.

В свободном доступе имеется достаточное количество информации относительно внедрения таможенными органами системы «коридорирования» товаров. Эти вопросы массово освещались органами государственных доходов (куда в настоящее время входит и таможенная служба) и представлялись практически как панацея от накопившихся проблем в сфере таможенного регулирования.

К примеру, в статье «Об электронном декларировании рассказали в ДГД Астаны», размещенной на интернет ресурсе «Zakon.kz» [2], широко пропагандируются положительные аспекты внедрения электронного декларирования. Вот некоторые выдержки: «Информационная система «Астана-1» разработана в соответствии с нормами Всемирной торговой организации, международными стандартами и передовой практикой, призвана способствовать сокращению количества документов, времени обработки информации и упрощению таможенных формальностей».

К преимуществам электронного декларирования авторы статьи относят «возможность совершения таможенных операций без участия должностного лица таможенных органов. Процедура и условия проведения таможенного контроля основываются исключительно на результатах автоматической системы управления рисками. Предусмотренный электронным декларированием автоматический выпуск подразумевает, что информационная система будет производить анализ (форматно-логический контроль) информации и в случае отсутствия рисков нарушения информационная система в автоматическом режиме будет осуществлять выпуск товаров. Это прорывное явление, по сути, переход на новый уровень взаимоотношений между таможенными органами и бизнес-сообществом, поскольку подразумевает работу на определенном доверии. Соответственно, и сама система управления рисками таможенных органов претерпела значительные изменения в сторону модернизации, а также перехода от товароориентированного к субъектно-ориентированному подходу».

Статья носит разъяснительный характер и направлена в первую очередь на целевую аудиторию участников ВЭД и таможенных декларантов.

Департамент государственных доходов по ВКО (на подведомственной территории которого и разрешался спор моего Доверителя) в своей разъяснительной работе пошел еще дальше и 02.09.2018г. на интернет-ресурсе «Zakon.kz» опубликовал статью «Электронное таможенное декларирование с использованием ИС «Астана-1» (©Paragraph 2019 / 5.0.3.83)» [3]. Публикация, предназначенная для массового пользователя, так же расписывает исключительно позитивные качества электронного декларирования. В частности, в статье указывается, что «внедрение интегрированного таможенного компонента автоматизированной системы таможенного и налогового администрирования «Астана-1» позволило оптимизировать таможенные процедуры, сократить административные и временные издержки участников внешнеэкономической деятельности. Система позволяет формировать предварительную информацию, которая затем преобразуется в транзитную декларацию. Предусмотрена автоматическая регистрация деклараций на товары (далее - ДТ), а также автоматический выпуск ДТ».

Далее в статье дается разъяснение системе «коридорирования» товаров:

«в информационной системе «Астана-1» таможенное декларирование производится по следующим коридорам:

1. Зеленый коридор.

2. Синий коридор.

3. Жёлтый коридор.

4. Красный коридор.

При отсутствии рисков и присвоении ДТ «зелёного коридора» информационная система автоматически осуществляет выпуск товаров. При этом время на выпуск ДТ составляет не более 1 минуты.

В «синем коридоре» действия профилей риска ориентированы на контроль таможенной стоимости, классификации товаров и страны происхождения. Такие ДТ передаются в подразделения пост-таможенного контроля и тарифного регулирования с уведомлением декларанта о проведении таможенного контроля после выпуска.

В случае отклонения статистической стоимости товаров от индикатора таможенной стоимости - ДТ присваивается «желтый коридор». Принимается решение о проведении дополнительной проверки, при этом товары не выпускаются до внесения обеспечения на разницу занижения таможенных платежей и налогов.

При «красном коридоре» системой управления рисками назначаются дополнительные меры таможенного контроля такие как: проверка документов и сведений, получение объяснений, устный опрос, таможенный досмотр/осмотр, проведение дополнительной проверки, назначение таможенной экспертизы.

Еще одним очевидным плюсом является сокращение дополнительных издержек для бизнеса, такие, как затраты хранения товаров на СВХ, оплата услуг брокеров и т.д. Данные меры позволят бизнесу достичь снижения стоимости конечного импортируемого продукта, тогда как сэкономленные дополнительные издержки бизнес может направить в товарооборот и развитие производства, в результате чего вырастут налоговые поступления. В отличие от ранее действующей программы новый формат практически исключает прямой контакт между участником внешнеэкономической деятельности и специалистом таможенного оформления, а, значит - минимизируются и возможные коррупционные риски».

По сути, автоматизированная система «Астана-1» внедрена в рамках реализации «Системы управления рисками» (или сокращенно - СУР), алгоритм деятельности которой определен Главой 51 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» от 26 декабря 2017 года (далее - Таможенный кодекс) [4].

Так, в соответствии с ч.2. ст.451 Таможенного кодекса основными целями использования таможенными органами системы управления рисками являются: обеспечение эффективности таможенного контроля, сосредоточение внимания на областях риска с высоким уровнем и обеспечение эффективного использования ресурсов таможенных органов, а так же создание условий для ускорения и упрощения перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров, по которым не выявлена необходимость применения мер по минимизации рисков [4].

Казалось бы, чего еще ждать бизнес-сообществу, как говорится - «плати налоги и спи спокойно», в том смысле, что работай законно и обретешь уверенность в завтрашнем дне.

Однако на деле все оказалось не так гладко. Невзирая на выпуск деклараций в «зеленом коридоре», таможенные инспекторы провели «анализ информации» в масштабе Республики, установили наличие ввоза аналогичного товара по более высокой цене и, взяв эту более высокую цену за основу, произвели доначисление на разницу стоимости цен моего Доверителя и деклараций третьих лиц. Таким образом, вся эффективность автоматизированной системы таможенного и налогового администрирования «Астана-1» решением инспекторов была сведена к нулю.

Да, действительно в соответствии с п.1 ч.3 ст. 417 Таможенного кодекса данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных и иных государственных органов Республики Казахстан, и свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства Евразийского экономического союза, таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, служат основанием для проведения камеральной таможенной проверки [4].

Однако Кодекс не дает четкой конкретизации, что именно понимается под «данными, свидетельствующими о возможном нарушении таможенного законодательства». Под это расширенное толкование, при желании, можно подвести любую информацию по субъективному мнению представителя таможенного органа. Это, помимо прочего, поле для коррупционных рисков.

В этой связи нам видится несколько путей решения данной правовой коллизии. Первый кардинальный вариант - полное исключение проведения проверок субъектов ВЭД, по которым информационно-аналитической системой «Астана-1» выпуск деклараций осуществлен в рамках «зеленого коридора», для чего, по сути, эта система изначально и создавалась.

Второй вариант - конкретизация понятия и объема данных о нарушении таможенного законодательства. Т.е. и инспектор, и субъект предпринимательства должны четко знать, в каком случае предприниматель может быть подвергнут проверке. Такая конкретизация послужит превентивным механизмом и сдерживающим фактором для участника ВЭД от возможных нарушений таможенного и налогового законодательства, а для должностных лиц - от проявления коррупционной составляющей.

Более того, указанные меры послужат дальнейшей систематизации таможенного регулирования, реальному снижению административного давления на бизнес, а также оздоровлению экономической ситуации в целом.

 

 

Список использованных источников

1. Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года //

2. «Об электронном декларировании рассказали в ДГД Астаны» /https://konkurs.zakon.kz/4929088-ob-elektronnom-deklarirovanii.html/.

3. «Электронное таможенное декларирование с использованием ИС «Астана-1» (©Paragraph 2019 / 5.0.3.83)». /https://www.zakon.kz/4983787-elektronnoe-tamozhennoe-deklarirovanie.html/.

4. Кодекс Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» от 26 декабря 2017 года. //ИПС «Aдiлет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21 марта 2020, 12:05
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript