Система управления рисками

Система управления рисками

 

Департамент государственных доходов по г. Шымкент сообщает, что система управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией, разработана в соответствии с пунктом 3 статьи 137 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и в целях стимулирования налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств, минимизации налогового контроля в отношении налогоплательщиков, по которым определена низкая степень риска.

Результаты категорирования можно посмотреть в web-приложении «Кабинет налогоплательщика», с 1 июля 2019 года эта информация доступна на официальном сайте https://kgd.gov.kz КГД МФ РК. Чтобы узнать степень риска по своей деятельности, а также по деятельности контрагента, достаточно ввести данные БИН или ИИН.

Расчет критериев, не являющихся конфиденциальной информацией, осуществляется по данным, имеющимся в органах государственных доходов по состоянию на первое число третьего месяца, предшествующего полугодию, на который производится категорирование налогоплательщиков.

Разработаны 13 критериев риска, которые утверждены приказом МФ РК от 20 февраля 2018 года № 252 и имеют как положительное так и отрицательное влияние на степень риска налогоплательщика.

2 критерия, имеющие как положительное, так и отрицательное влияние:

- налоговая нагрузка;

- среднемесячная заработная плата на одного работника.

6 критериев, имеющих отрицательное влияние:

- отражаемые в налоговой отчётности суммы расходов и доходов;

- сделки с налогоплательщиками, имеющими взаиморасчёты с лицами, снятыми с регистрационного учёта по налогу на добавленную стоимость, в том числе ликвидированными, бездействующими, банкротами;

- отражение в налоговой отчётности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;

- многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчётность;

- нарушения, выявленные по результатам камерального контроля;

- неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы.

5 критериев, имеющих положительное влияние:

- участие в налоговом мониторинге;

- применение налогоплательщиком контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных;

- выписка счетов-фактур в электронном виде;

- использование налогоплательщиком стандартного файла проверки;

- применение контрольного счёта по налогу на добавленную стоимость.

Баллы по критериям риска суммируются для определения общего суммарного итога по всем критериям, который используется для дифференциации налогоплательщиков по степени рисков.

К налогоплательщикам с высокой степенью риска будут приниматься повышенные меры внимания и мгновенное реагирование в случаях ненадлежащего исполнения налоговых обязательств.

Для того, чтобы налогоплательщику выйти из высокой степени риска, необходимо исправлять ситуацию: пересмотреть налоговую нагрузку, отражение заработных плат в формах налоговых отчетностей, применять контрольно-кассовые машины с функцией передачи данных, выбивать чеки при каждой операции с наличностью, ежедневно проверять своевременное исполнение уведомлений, прекратить внесение многократных изменений в налоговую отчетность.

Каждый налогоплательщик с 1 января 2019 года может сделать запрос в Кабинете налогоплательщика и получить сведения, к какой степени риска он относится.

Полученные сведения позволят налогоплательщику принять правильное управленческое решение по принятию мер, направленных на снижение показателя степени риска.

Система управления рисками будет обновляться 2 раза в год по состоянию на 1 января и 1 июля текущего года.

 

На что же влияют данные, и к какой степени риска вы относитесь?

Администрирование:

1. Статья 118 Налогового кодекса РК «Приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика» - пункт 3 статьи 118 НК РК. Непогашение налоговой задолженности в бюджет налогоплательщиком (налоговым агентом), отнесенным в соответствии с системой управления рисками к категории:

- высокого уровня риска - по истечении одного рабочего дня со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности;

- среднего уровня риска - по истечении десяти рабочих дней дня со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности;

2. Статья 119 Налогового кодекса РК «Приостановление расходных операций по кассе налогоплательщика» - пункт 1 статьи 119 НК РК. Непогашение налоговой задолженности в бюджет налогоплательщиком (налоговым агентом), отнесенным в соответствии с системой управления рисками к категории:

- высокого уровня риска - по истечении одного рабочего дня со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности;

- среднего уровня риска - по истечении десяти рабочих дней дня со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности;

3. Статья 122 Налогового кодекса РК «Взыскание задолженности в бюджет за счет денег, находящихся на банковских счетах» - пункт 1 статьи 122 НК РК. Налоговый орган взыскивает в принудительном порядке с банковских счетов налогоплательщика суммы налоговой задолженности в случае неуплаты или не полной уплаты суммы налоговой задолженности налогоплательщиком (налоговым агентом), отнесенным в соответствии с системой управления рисками к категории:

- высокого уровня риска - по истечении пяти рабочих дней со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности;

- среднего уровня риска - по истечении двадцати рабочих дней дня со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности;

Проведение налоговых проверок:

При определении налогоплательщика для проведения налоговой проверки так же влияет показатель категорирования по системе управления рисками.

- к высокой степени риска - при показателе вероятности свыше 51%;

- не отнесен к высокой степени риска -при показателе вероятности 51% и ниже.

Налоговые проверки назначаются в отношении налогоплательщиков, отнесенных к высокой степени риска, чем выше показатели, тем наиболее вероятно, что вам будет назначена проверка.

Предприниматели с низкой степенью риска по системе управления рисками имеют возможность на продление срока сдачи налоговой отчетности.

Только в случае представления налоговой отчетности в электронной форме налогоплательщику дана возможность продлить срок ее представления.

Для продления срока представления налоговой отчетности налогоплательщик направляет уведомление в бумажном виде или в электронной форме до истечения срока представления в орган государственных доходов по месту регистрационного учета либо через ГК «Правительство для граждан».

Статья 212 Налогового кодекса РК «Продление сроков представления налоговой отчетности» - пункт 3 статьи 212 НК РК. Срок представления налоговой отчетности, за исключением расчета сумм авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу, продлевается на период, не более:

- 30 календарных дней по декларациям КПН или ИПН;

- 15 календарных дней по декларациям и расчетам по иным видам налогов, платежам в бюджет, социальным платежам;

- 30 календарных дней по декларациям по иным видам налогов, платежам в бюджет, социальным платежам для налогоплательщиков, имеющих низкий уровень рисков по СУР.

Продление срока представления налоговой отчетности не распространяется на:

- отчетность по косвенным налогам при импорте товаров с территории стран ЕАЭС;

- расчет сумм авансовых платежей по КПН.

Продление срока представления налоговой отчетности не изменяет срока уплаты налогов, платежей в бюджет и социальных платежей.

Если налогоплательщик имеет высокую степень риска по СУР, то в отношении него срок представления налоговой отчетности не продлевается, исключением являются ИП, применяющие специальные налоговые режимы.

 

 

Следите за новостями zakon.kz в: