Массовое строительство дорог вытащили США из Великой депрессии XX века. Казахстану с учётом вызовов современности тоже нужны новые инструменты стимулирования деловой активности. Таким катализатором роста станет инфраструктурное развитие. В национальном плане "100 конкретных шагов" этой сфере отводится одно из ключевых мест.
Напомним, Нурсултан Назарбаев в Послании 2015 заявил, что стержнем НЭП "Нурлы жол" станет пятилетний план инфраструктурного развития. Общая сумма инвестиций 6 триллионов тенге или почти $32,5 - это средний годовой бюджет РК. Из них вклад государства - 15% или $4,8 млрд.
Транзитная дорога к успеху
Выбор такого драйвера продиктован следующими причинами. Во-первых, - суровая необходимость - Казахстан является девятым в мире государством по площади своей территории. Но это и конкурентное преимущество - Казахстан является мостом между Востоком и Западом, и потому у нас огромный транзитный потенциал. Который пока используется ничтожно мало.
Кроме того, инфраструктурные проекты позволяют осваивать колоссальные средства без риска перегрева экономики. Они также дают мультипликативный эффект практически для всех отраслей - начиная с нефтехимии до подготовки технических кадров для реализации высокотехнологичных проектов.
Наконец, это создание десятков тысяч новых рабочих мест - президент РК подчеркнул, что только за счёт строительства дорог будут созданы новые 200 тысяч рабочих мест.
65 шаг в национальном плане определяет необходимость интеграции Казахстана в международные транспортно-коммуникационные потоки. В частности, будет запущен проект по созданию мультимодального транспортного коридора «Евразийский трансконтинентальный коридор», который позволит осуществить беспрепятственный транзит грузов из Азии в Европу. Первое его направление – через территорию Казахстана, России и далее в Европу. Второй путь – от казахстанского пункта Хоргос до порта Актау, далее по Каспийскому морю в Азербайджан, а затем через Грузию.
Как отметил Н.Назарбаев в своем выступлении на VIII Астанинском экономическом форуме (АЭФ), существующие морские торговые маршруты не могут удовлетворить растущие потребности международной торговли. Так, объём торговли между КНР и ЕС к 2020 году увеличится до $800 млрд. Поэтому большое значение для растущей Азии играет развитие сухопутного маршрута в Европу. И в этом мы видим для себя новые возможности., подчеркнул Елбасы.
Особую важность имеет инициатива лидера КНР «Экономический пояс Шёлкового пути», которая впервые была объявлена а в Астане. Первым совместным крупным проектом является строительство казахстанского участка автомобильной магистрали «Западная Европа - Западный Китай» протяженностью 2700 км. Данные работы завершатся в этом году. Ожидается, что объем грузопотока на казахстанском участке составит до 30 млн тонн в год. Доступ к ней получат также Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан.
Параллельно ведётся строительство железных дорог и новых логистических мощностей. Недавно открыт казахстанский логистический терминал порта на Желтом море – Ляньюнгане. Начались контейнерные перевозки. Это прямой выход из Европы через Россию, Центральную Азию на Азиатско-Тихоокеанский регион и наоборот по железной дороге. Как сообщил глава государства, за первый год работы объём перевозки грузов из Китая в Европу вырос на 80 процентов.
У Желтого моря
Кроме того, завершено строительство железной дороги Жезказган-Бейнеу, которая соединила КНР с каспийскими морскими портами. Эта железнодорожная магистраль теперь интегрирована с уже построенной железной дорогой Казахстан-Туркменистан-Иран и далее на Персидский залив порт Бандерабас. Что позволит РК выйти на западное побережье Индии и юг Пакистана. Стоит отметить, что уже в этом году, по словам президента РК, Казахстан может в пять раз увеличить поставку зерна в Иран, а общий объем грузоперевозок по этой дороге в ближайшем году достигнет 10 млн тонн.
По словам Лидера нации, большие надежды возлагаются на Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Более 50 стран, включая страны Западной Европы, изъявили желание участвовать в деятельности Банка. Казахстан стал одним из первых учредителей этого проекта.
Все эти проекты направлены на увеличение транзитного потенциала, как нашей страны, так и всего Евразийского экономического союза. Интерес к свободной торговле с ЕАЭС проявили 40 стран.
Глава Казахстана сообщил о планах создания высокоскоростного, мультимодального транспортного маршрута «Евразийский трансконтинентальный коридор» через нашу страну. Он позволит осуществлять беспрепятственный транзит грузов из Азии в Европу и обратно, что намного короче и дешевле пути через океаны.
Нурсултан Назарбаев предложил создать Объединённое Евразийское Экономическое пространство (ОЕЭП). "Нам важно принять единые правила, которые учтут национальные интересы всех участников и в тоже время будут направлены на устранение барьеров и повышение взаимовыгодной интеграции. Правила должны касаться, в первую очередь, торговли, транспортировки и движения ресурсов, заявил он.
Как сообщил глава КТЖ Аскар Мамин на АЭФ, сегодня в межконтинентальных грузовых перевозках между Азией и Европой преобладает морской транспорт - более 98% перевозок. В тоже время, в 2014 году по транспортным коридорам Казахстана транзит грузов составил около 18 млн тонн, том числе, ж/д. транспортом - 16,1 млн тонн, автомобильным - 1,5 млн тонн, водным - около 100 тыс тонн через порт Актау. Причем, доход от транзита превысил один млрд долларов США.
КТЖ намерен в два раза увеличить объем транзита по маршруту между Востоком и Западом до 2020 года. С 2012 года для повышения качества услуг организован сервис скоростных контейнерных поездов. В результате ожидается рост контейнерных перевозок в 2015 в 17 раз в течение 5 лет (с 1,25 тыс. - в 2011 до 42,4 тыс. - в 2015), и он достигнет 951 тыс в 2020 году, передает strategy2050.kz
Фигурально выражаясь, транзитные маршруты Казахстана ускорят его прибытие в число тридцатки ведущих государств мира.
Марк Северянин