Сегодня политические партии в нашей стране становятся все более значимыми игроками на общественном поле и в системе государственного управления.
По словам политолога Талгата Калиева, казахстанское общество буквально 30 лет назад развивалось исключительно в формате однопартийной системы под руководством коммунистической партии, которая сочетала в себе одновременно политическую, исполнительную и все прочие органы власти. И только с обретением независимости, в Казахстане появилась возможность создать новые политические партии, и пришлось фактически учиться идеям плюрализма.
"Впоследствии, буквально до январских событий у нас все-таки сформировалась законсервированная политическая модель, в которой была правящая партия. Опять-таки, воплощавшая в себе исполнительную власть, так как наши акимы и президент были членами этой партии. Оставшиеся несколько партий только присутствовали в Мажилисе, не играя никакой роли и не оказывая серьезного влияния на повестку. И по сути дела это привело к перекосам и серьезным общественно-политическим деформациям. Политолог подчеркнул, что создание партий стало фактически невозможным, а для их регистрации требовалось собрать 40 тысяч подписей. Поэтому одним из первых пунктов в пакете политических реформ Касым-Жомарта Токаева, стало снижение этого порога для регистрации партии. Сначала вдвое - до 20 тысяч подписей, а в последующем до 5 тысяч".Политолог Талгат Калиев
На сегодняшний день, для прохождения партий в Мажилис, порог был снижен с 7 до 5% . В результате чего к парламентским выборам у нас зарегистрированы две новые партии, а по данным Минюста РК поступило около 40 заявок. Все это в конечном итоге должно привести к всплеску конкуренции на партийном поле и применения новых методов, форм, позиционирования партий, а также расширения электоральной базы.
Талгат Калиев отметил, что на сегодня, еще существует проблема самого электората, который привык рассматривать партии исключительно как ресурс для решения текущих проблем. Это как в советской традиции было пожаловаться в обком, так и сегодня граждане предпочитают обращаться в лидирующую партию для того, чтобы решить свои вопросы.
По мнению эксперта, нынешним партиям предстоит осваивать качественно новые методы работы с электоратом и превращаться в объединение единомышленников, которые будут группироваться не вокруг политических платформ, а вокруг ценностей, сумев консолидировать различные социальные группы.
"В конечном итоге, все это должно способствовать формированию электоральных ядер по классическим принципам правого, левого и центрального флангов. И в итоге это приведет к повышению уровня электоральной активности, как следствие вовлеченности граждан к процессу правления государством".Политолог Талгат Калиев
На вопрос, как в Казахстане формируется электоральная культура и есть ли на политическом поле яркие лидеры, Талгат Калиев, отметил, что ошибочно считать, когда партии должны формироваться вокруг людей и ярких лиц. Он полагает, что партии должны формироваться вокруг ценностей, потому что люди приходят и уходят.
"Даже Уинстон Черчилль неоднократно менял партию и от этого она не переставала существовать, из-за того, что он уходил, а он дважды менял свои партии. То есть партии не должны зависеть от фигуры ее председателя. Но одновременно быть социальным лифтом для молодых людей, желающих сделать политическую карьеру".Политолог Талгат Калиев
Вместе с тем, политолог считает, что Казахстанская электоральная культура находится в не ком зачаточном состоянии. Это обусловлено низким уровнем доверия к выборам, и за три десятилетия она так до конца и не сформировалась и высоким уровнем паноциоалистких (националистских) настроений, которые можно сформулировать как "мой голос ничего не решает".
Оценивая деятельность политических партий в Казахстане, Талгат Калиев выразил надежду, что с регистрацией новых партий, еще большое усилится политическая конкуренция, которая будет способствовать активизации их работы с населением, обеспечением более широкой вовлеченности граждан в конструктивную политическую деятельность и формированию политической и электоральной культуры.
На вопрос о том, как в Казахстане перезагружают политическую систему, эксперт добавил, что это происходит естественным путем.
"Благодаря появлению одномандатников, в стране активировался институт публичной политики. Помимо политических партий, появятся самостоятельные профессиональные политики, которые будут влиять на политическую повестку, даже не занимая какие-либо должности. Это как раз- таки из числа тех 600, выдвинувшихся на одномандатные места в Мажилисе. То есть из числа невыбранных кандидатов, появятся активные политики, которые не прекратят свою политическую деятельность, даже не попав в парламент, они будут также способствовать перезагрузке политической системы. Это система у нас будет выстраиваться в новом формате, тестироваться и естественным путем эволюционировать".Политолог Талгат Калиев
В свою очередь, директор Центра актуальных исследований "Альтернатива" Андрей Чеботарев отметил, что экс-президент Нурсултан Назарбаев и его окружение строили закрытую политическую систему, в которой основными участниками политического процесса были группы влияния внутри правящей элиты. Тогда как действия президента Касым-Жомарта Токаева и его команды являются все-таки постепенными шагами к открытости политической системы. В частности, Казахстан ушел от созданного и искусственно поддерживаемого с 2012 года трехпартийного формата в Мажилисе Парламента с участием партий "Amanat" (ранее "Nur Otan" - прим. ред.), "Ак жол" и НПК.
По словам эксперта, с 2019 года было озвучено более 30 инициатив по созданию новых политических партий и движений. При этом большое количество людей, выступивших в данном случае инициаторами, участвовали в выборах, баллотируясь по одномандатным избирательным округам. Это позволило им понять свой потенциал и привлечь вероятных сторонников и, как следствие, может положительно отразиться на дальнейшем процессе создания соответствующих объединений. К тому же поправки, внесенные в прошлом году поправки в Закон "О политических партиях", способны облегчить осуществление данной деятельности.
"Сегодня мы видим большую группу известных персон, которые в силу разных причин в свое время прекратили свою политическую деятельность, а в прошлом году снова возобновили ее с намерением создать свои партии. В частности, воссоздается партия Народный конгресс Казахстана, возглавляемая Олжасом Сулейменовым. Фактически она прекратила свое существование в середине 1990-х гг. с уходом ее лидера на дипломатическую службу. Также с аналогичными инициативами выступают Булат Абилов ("Bizdin Tandau"), Уалихан Кайсаров ("Алаш Орда") и Жасарал Куанышалин ("Алға, Қазақстан!")"Директор Центра актуальных исследований "Альтернатива" Андрей Чеботарев
Другая группа – это общественные деятели второго эшелона, которые тоже известны и активны, но только с недавних пор решились на создание своих партий и движений. Это, в частности, Мухтар Тайжан ("Жер Қорғаны"), Санжар Бокаев ("Namys"), Тогжан Кожалы (HAQ), Нуржан Альтаев ("El Tiregi"), Айбек Барысов ("Qazaqstanda Jasalğan") и т.д. Наконец, появилось немало граждан, ранее не участвовавших в политике, но теперь тоже стремящихся создать свои партии и движения. Чеботарев отметил это в качестве положительной тенденции, когда общественно-политические объединения создаются снизу. Это означает, что люди проявляют интерес к участию в политической жизни страны и готовы внести определенный вклад в ее развитие.
Также Андрей Чеботарев подчеркнул, что большое количество разных слоев и групп нашего общества не имеют своих политических партий, которые бы выражали и представляли их интересы.
"Количество и состав действующих партий не соответствуют социальной структуре казахстанского общества и современным условиям политического развития страны. В частности, не имеют представительства своих интересов, выраженного в создании и деятельности соответствующих партий, такие социальные группы, как многодетные матери, молодежь, научная и творческая интеллигенция и кандасы. Даже средний класс сейчас находится в таком же положении, выбирая, в частности, между партиями "Ак жол" и "Respublica". Поэтому чем больше будет создаваться партий, тем лучше". Директор Центра актуальных исследований "Альтернатива" Андрей Чеботарев
Политолог считает, что государство не должно ставить каких-то искусственных препятствий. Все данные инициативы должны пройти своего рода естественный отбор. Если инициаторы создания какой-либо партии способны привлечь в нее необходимое количество людей и создать филиалы во всех регионах страны, можно считать, что эта партия состоялась. Однако ряд инициаторов практически прекратили свою работу в этом направлении, признавшись прямо или косвенно в отсутствии необходимых организационных, кадровых и материальных ресурсов.
На вопрос о том, как у нас формируется электоральная культура, Андрей Чеботарев отметил, что большое количество людей не интересуются политикой.
Казалось бы, проводимые с 2019 года и получившие заметную интенсивность в 2022 году политические преобразования, включая введение выборности сельских акимов и возвращение мажоритарной системы в избирательный процесс, повлияют на рост уровня участия казахстанцев в политике. Вместе с тем пока мы видим, что этот уровень еще мал. Можно, конечно, в данном случае списывать все на недоверие к властям. Однако, общаясь с разными людьми, я убеждаюсь, что им это просто в силу разных причин не интересно. Они максимально владеют информацией, к примеру, о происходящем на участках боевых действий между Россией и Украиной, о личной жизни членов королевской семьи Великобритании и т.д. и т.п. Но при этом не знают ни названия многих казахстанских партий, не говоря уже про их идеологию и деятельность, ни чем именно занимаются депутаты Мажилиса и маслихатов. И самое важное, что они не хотят ничего этого знать.
Не интересуясь же политикой своей страны, такие граждане не стремятся ничего в ней поменять, прилагая для этого собственные усилия. В то же время Андрей Чеботарев ожидает, что такая пассивность в нашем обществе будет преодолеваться по мере увеличения уровня открытости политической системы страны.