Мы просим Правительство пересмотреть сроки реализации пилотного проекта по маркировке (Сайт НПП «Атамекен»)

Мы просим Правительство пересмотреть сроки реализации пилотного проекта по маркировке

 

Заместитель Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Дана Жунусова рассказала, в чем суть маркировки меховых изделий и почему нужно продлить сроки реализации пилотного проекта.

 

- Дана Бейсеновна, Соглашение по маркировке вступает в силу с 12 августа т.г. Расскажите, пожалуйста, предысторию данного вопроса.

- Начнем с того, что решение о разработке системы маркировки в Союзе было принято главами государств ЕАЭС еще в октябре 2014 года. Принятию решения предшествовали долгие и жаркие споры о том, как вводить единую систему маркировки товаров и на какие группы товаров распространить новые требования.

Ни для кого не секрет, что изначально рассматривалось предложение о маркировке всех товаров легкой промышленности. Напомним, Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» неоднократно выступала против введения тотальной маркировки продукции. При поддержке Правительства РК Нацпалате удалось отстоять позицию по реализации проекта в пилотном режиме, и только на меховые изделия.

Надо сказать, что на всех площадках было заявлено, что основной целью маркировки является борьба с контрабандным ввозом товаров на территорию ЕАЭС. По мнению Евразийской экономической комиссии, маркировка поможет решить фискальные задачи, вопросы поддержки промышленности и легальной торговли и борьбы с контрафактом.

Однако данные заявления являются весьма спорными. Но говорить об этом с уверенностью мы сможем только по результатам реализации пилотного проекта. Решением глав государств Союза дальнейшее рассмотрение вопроса создания и функционирования системы маркировки товаров легкой промышленности должно происходить с учетом запуска пилотного проекта.

 

- Почему именно меховые изделия были выбраны в качестве пилота?

- Учитывая, что с первых дней обсуждения маркировки речь шла исключительно о товарах легкой промышленности, бизнес-сообществом было предложено провести пилотный проект на товарах высокой ценовой категории, дабы избежать существенного роста цен на товары.

В этом свете наиболее оптимальной группой товаров являются меховые изделия, стоимость которых может позволить растворить в себе стоимость контрольных знаков без увеличения конечных цен для потребителей.

Действие Соглашения распространяется на 7 кодов ТН ВЭД. Это предметы одежды из норки, нутрии, из песца или лисицы, из кролика или зайца, енота и овчины. В данный Перечень товаров не входят перчатки, рукавицы, а также головные уборы или их части.

 

- В чем заключается суть маркировки?

- В последние дни в СМИ и социальных сетях возникает очень много вопросов и комментариев по маркировке, большинство из которых не соответствуют действительности и вводят наших предпринимателей в заблуждение.

Именно поэтому прошу обратить внимание, что требование по маркировке шуб распространяется исключительно на предпринимательскую деятельность, связанную с производством, приобретением и реализацией меховых изделий. На покупку шуб физическими лицами новые требования не распространяются. А вот при ввозе, производстве и продаже/перепродаже меховых изделий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями маркировка является обязательной.

Маркировка, другими словами, это идентификация товара, т.е. указание его происхождения и основных характеристик. Пилотный проект предполагает создание информационной системы маркировки, которая будет содержать все сведения о меховых изделиях, которые находятся в торговом обороте, т.е. обращаются на территории Республики Казахстан.

С момента начала функционирования такой системы в Казахстане нашим предпринимателям необходимо будет зарегистрироваться, оформлять заказы на получение контрольных знаков и вести учет меховых изделий в системе маркировки. Учет состоит в том, что при движении товара необходимо вносить соответствующие сведения в систему при продаже/перепродаже шуб и, конечно же, при ввозе, как из третьих стран, так и из стран Союза и производстве (пошиве) меховых изделий. Кроме того, предприниматели должны будут передавать перечень утвержденных сведений в систему маркировки при трансграничной торговле, при комиссионной торговле, при маркировке остатков товаров, при розничной торговле.

Также мы хотели бы обратить внимание предпринимателей, что нормы Соглашения регламентируют ответственность в национальных законодательствах стран Союза за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, установленных Соглашением по маркировке. Таким образом, в случае вывоза немаркированных меховых изделий в другие государства-члены ЕАЭС, отечественные предприниматели будут привлечены к ответственности в соответствии с законодательством той страны, на территорию которой были ввезены товары без контрольных знаков.

Учитывая данные обстоятельства, а также разные уровни готовности инфраструктуры для введения маркировки в странах Союза, Нацпалата подготовила запрос в Евразийскую экономическую комиссию о предоставлении разъяснений по порядку осуществления трансграничной торговли до полной готовности информационных систем в каждом государстве.

Для удобства предпринимателей разместили на сайте Нацпалаты в разделе ЕАЭС всю имеющуюся информацию о реализации пилотного проекта, в том числе и утвержденные наднациональные акты Союза.

 

- Что изменится в торговле меховыми изделиями с момента вступления в силу Соглашения?

- Нацпалата уже говорила о том, что основная сложность проекта заключается в применении технологии RFID - Radio Frequency Identification (радиочастотная идентификация). Контрольные знаки, которые должны будут наноситься на каждую шубу, в обязательном порядке должны содержать электронные метки, или, как их еще называют, чипы.

RFID-метки - это современные информационные технологии, но в Казахстане отсутствует широкое применение таких меток, и основным сдерживающим фактором повсеместного использования RFID является стоимость одной метки и необходимость приобретения специализированного оборудования для считывания меток.

Возвращаясь к пилотному проекту, следует отметить, что нанесение контрольного знака на шубы невозможно без внесения перечня сведений о товаре в информационную систему маркировки.

В настоящее время в Казахстане, несмотря на готовность бизнеса, отсутствует как информационная система маркировки, так и соответствующая нормативно-правовая база для реализации проекта.

Таким образом, с 12 августа т.г. и до момента начала функционирования информационной системы и законодательного определения всех участников пилотного проекта и порядка его реализации, отечественные предприниматели будут находиться в правовом вакууме. С одной стороны контролирующие органы на основании ратифицированного Соглашения имеют право требовать наличие контрольных знаков на шубах, а с другой стороны, до сегодняшнего дня не создана необходимая инфраструктура для начала проекта.

Однако работа по принятию необходимых актов и созданию информационной системы уже начата, и в ближайшее время должна быть завершена. Но для полной ясности Нацпалата обратилась за содействием в Комитет государственных доходов, чтобы получить официальные разъяснения, что до принятия необходимых национальных актов и запуска информационной системы нормы Соглашения не распространяются на оборот меховых изделий в РК.

Как только информационная система маркировки товаров в Казахстане начнет функционировать, предпринимателям необходимо будет зарегистрироваться и начать работу в системе.

 

- Какова роль Нацпалаты в реализации пилотного проекта?

- НПП РК «Атамекен» в целях защиты интересов отечественных предпринимателей принимает самое непосредственное участие в реализации пилотного проекта по введению маркировки. Мы уже неоднократно говорили о сложности проекта в плане технической реализации и тех требований, которые предъявляются к предпринимателям.

В этой связи со своей стороны Палата обеспечила разработку и одобрение причастными государственными органами и организациями оптимального бизнес-процесса маркировки меховых изделий.

Всем известно, что система маркировки будет основываться на стандартах Всемирной Ассоциации GS1. В Казахстане уже 19 лет существует Ассоциация GS1 Kazakhstan. Для использования стандартов данной Ассоциации, которая занимает монопольное положение, в обязательном порядке необходимо вступить в Ассоциацию и оплатить вступительные и членские взносы.

И в этом направлении существенным достижением Палаты стало снижение членских взносов в Ассоциацию GS1 Kazakhstan, которое стало возможным благодаря совместным переговорам руководства Палаты и Ассоциации. В настоящее время для предпринимателей, участвующих в пилотном проекте, отменен вступительный взнос в Ассоциацию, а ежегодный членских взнос снижен в два раза.

Кроме того, Нацпалата предложила механизм снижения издержек предпринимателей и исключения необходимости выполнения не соответствующих основной деятельности функций, связанных с записью в контрольный знак специального кода товара. Мы высказали позицию о необходимости привлечения коммерческих структур, которые будут оказывать услуги персонализации контрольных знаков - это запись специальных кодов GTIN в память RFID-метки.

Сложность и многоэтапность процедур, связанных с получением контрольных знаков с встроенными RFID-метками, благодаря предложенному подходу, сводится для предпринимателя в несколько «кликов» в личном кабинете информационной системы.

Немаловажным является и предложение Палаты по минимизации сроков и дополнительных расходов при таможенной очистке товаров. По предложению НПП РК, при ввозе меховых изделий товары будут помещаться под условный выпуск и в течение тридцати календарных дней предприниматели должны будут внести корректировку в таможенную декларацию с указанием номеров бланков контрольных знаков, которые были получены при маркировке.

Что это дает нашим предпринимателям? Благодаря указанному механизму, при ввозе меховых изделий из третьих стран происходит таможенная очистка и товары следуют на склад предпринимателя, где в течение 30 календарных дней необходимо получить и нанести на изделия контрольные знаки. В итоге предприниматель получает экономию по времени и финансам ввиду отсутствия необходимости использования таможенного склада и прохождения сопутствующих административных процедур.

Также на постоянной основе проводится широкомасштабное информирование предпринимателей. Немаловажную роль здесь играют наши региональные палаты, которые на основе данных центрального аппарата НПП оповещают предпринимателей о ходе реализации проекта.

 

- Как будет развиваться ситуация дальше?

- Безусловно, разные уровни готовности к реализации проекта в странах Союза в конечном итоге окажут влияние на результаты реализации маркировки. По сути, на сегодняшний день еще много вопросов, как в рамках национального законодательства, так и в рамках межведомственного взаимодействия уполномоченных органов ЕАЭС по вопросам маркировки, остаются открытыми и нерешенными.

Нацпалата, как представитель бизнеса в диалоге с государственными органами, четко понимает, что подобное положение дел может исказить результаты введения маркировки.

На наш взгляд, столь важный вопрос требует тщательного анализа и оценки уровня влияния введения новых требований к условиям ведения бизнеса в Союзе. И, самое главное в этом процессе, это услышать оценку пилотного проекта от непосредственных исполнителей - наших предпринимателей.

Именно поэтому мы считаем необходимым рассмотреть возможность продления сроков реализации пилотного проекта по маркировке меховых изделий до конца 2017 года, что позволит провести всесторонний анализ и оценку реализации проекта. Мы направили официальное письмо в Правительство РК о пересмотре сроков реализации пилотного проекта и надеемся на поддержку и положительное решение данного вопроса.

 

Следите за новостями zakon.kz в: