Разрешение инвестиционных споров: государственный или арбитражный суд? (А. Тимошенко, Б. Амреев)

Разрешение инвестиционных споров: государственный или арбитражный суд?

 

Артем Тимошенко - Партнер «Colibri Kazakhstan»

Берикхан Амреев - Юрист «Colibri Kazakhstan»

 

Как известно, Казахстан активно работает над привлечением инвестиций. Этому может свидетельствовать План нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Президента Республики Казахстана, принятие Закона о ГЧП, Предпринимательского кодекса РК и др.

Одним из основных факторов для успешного привлечения инвестиций является стабильность судебной и арбитражной системы. Доклад «Doing Business in Kazakhstan» (ежегодное издание Группы Всемирного банка) за 2016 год отметил улучшение качества судебной системы по сравнению с предыдущим годом. В результате индекс нашей судебной системы вырос сразу на 1.5 пункта и составил 13.5 из возможных 18.

Разумным объяснением улучшения данных позиций на наш взгляд является принятие нового Гражданского процессуального кодекса (Кодекс), а также принятие Закона Об арбитраже (Закон). Фактически, новые редакции Кодекса и Закона позволяют взглянуть свежим взглядом на разрешение споров с участием инвесторов. Кодекс предусматривает отдельную подсудность для рассмотрения инвестиционных споров. Закон же в свою очередь объединил в себе 2 ныне утративших силу Законов О третейских судах и О международном арбитраже и предусмотрел в себе достаточно любопытные изменения.

 

Что такое инвестиционный спор?

 

Инвестиционным спором является спор, вытекающий из договорных обязательств между инвесторами и государственными органами. При этом, инвесторами являются физические и юридические лица, осуществляющие инвестиции[1] на территории Казахстана.

 

Как рассматривается инвестиционный спор судом?

 

С момента вступления в силу нового Кодекса, появилась специальная подсудность по рассмотрению инвестиционных споров в зависимости от вида инвестора.

На сегодняшний день, инвестиционные споры рассматриваются в Городском суде г. Астаны по общим правилам судопроизводства. Исключением из данных правил является рассмотрение споров специализированной коллегией Верховного суда Казахстана с участием крупного инвестора[2] (по правилам суда первой инстанции).

 

Порядок рассмотрения споров по правилам суда первой инстанции остается неизменным и предполагает рассмотрения дела в 2-х месячный срок единолично судьей. При этом вынесенное судом решение вступает в силу с момента его оглашения, а пересмотр может быть произведен в Верховном суде Казахстана в месячный срок при коллегиальном составе судей.

 

Как рассматривается инвестиционный спор в арбитраже?

 

На практике, когда между государством и инвестором заключается инвестиционный контракт, стороны, часто указывают специальную подсудность по разрешению споров. Обычно стороны намерены разрешать споры в арбитражах, причем предпочтение больше отдается зарубежным арбитражам, нежели местным.

 

Рассмотрение споров в арбитраже предполагает обязательное заключение соответствующего арбитражного соглашения. Данное соглашение должно содержать в себе наименование арбитража, количество и порядок назначения арбитров, порядок рассмотрения споров, порядок уведомления сторон и иные положения. Подробный порядок рассмотрения спора, как правило определяется регламентом того или иного арбитража.

 

На основании вышеуказанного соглашения, стороны могут подать исковое заявление в соответствующий арбитраж. Арбитраж в свою очередь обязан уведомить ответчика и всех заинтересованных сторон в указанные регламентом сроки. По результатам рассмотрения дела, арбитражом выносится арбитражное решение, которое в свою очередь не подлежит обжалованию по материальным основаниям. Решение должно исполняться добровольно. При этом, в случае его неисполнения в добровольном порядке существует механизм принудительного исполнения. Для этого истцу необходимо обратиться в государственный суд в целях его признания, приведения в исполнение и получение исполнительного листа. Исполнительный лист может быть передан судебным исполнителям на принудительное исполнение.

 

Различия в порядке рассмотрения дел в государственном суде и арбитраже

 

Итак, на сегодняшний день мы имеем три варианта разрешения инвестиционных споров: а именно в государственном суде, арбитраже в Казахстане или в арбитраже за рубежом. Предлагаем рассмотреть некоторые отличия в порядке рассмотрения арбитражного и судебного спора:

 

Государственный суд

Арбитраж

Порядок определения подсудности

По общим правилам, рассмотрение инвестиционного спора подлежит рассмотрению в суде Городском суде г. Астаны или же в специализированной коллегии Верховного суде Казахстана (дела с участием крупного инвестора).

Сторонам следует предусмотреть арбитражную оговорку с указанием порядка рассмотрения спора как указано выше.

Подача искового заявления

Исковое заявление подается в канцелярию государственного суда, после чего распределяется тому или иному судье. После проведения анализа процессуальных документов, судья выносит определение о возбуждении дела (при соблюдении всех требований) и начинает подготовку дела к судебному разбирательству. Рассмотрение заявления и подготовки дела к судебному разбирательству производится в течение 20 рабочих дней.

По арбитражному регламенту стороны для начала должны доказать, что данное дело подсудно конкретному арбитражному суду. Для этого необходимо предоставить арбитражную оговорку. После чего начинается достаточно длительная процедура выбора арбитров и подготовки дела к арбитражному разбирательству, которая может длиться до 1-3 месяцев.

Государственная пошлина и арбитражный сбор

Размер государственной пошлины для подачи искового заявления в суд предусмотрен в Налоговом Кодексе. По имущественным искам, сумма государственной пошлины составляет от 1% до 3% от цены иска в зависимости от субъекта гражданских правоотношений (физическое или юридическое лицо).

Размер арбитражного сбора определяется арбитражом самостоятельно в соответствии с регламентом.

Состав суда/арбитража

Предполагается, что специальная подсудность для инвестиционных споров была создана для разрешения более опытными и компетентными судьями по данной категории дел. При этом, сам судебный процесс проводится как единолично судьей, так и в коллегиальном составе в зависимости от инстанции, в которой рассматривается дело.

Стороны сами определяют как количество, так и самих арбитров. В этой связи, объективность и всесторонность рассмотрения арбитражного дела во многом будет зависеть от выбора арбитров.

Обеспечение иска

При необходимости обеспечения иска, истец подает в суд соответствующее заявление. Данное заявление рассматривается судом сразу же после вынесения определения о возбуждении гражданского дела, или в день его поступления в суд. На практике, в большинстве случаев суды, как правило, удовлетворяют требования об обеспечении иска.

При необходимости обеспечения иска, подается соответствующее заявление в арбитраж. При этом, необходимо доказать, что данное обеспечение иска необходимо, а также есть реальная угроза того, что ответчик может вывести свои активы. После получения соответствующего определения арбитража, необходимо подать заявление в государственный суд о выдаче исполнительного листа с приложением определения арбитража. После вынесения определения государственным судом оно может быть передано судебному исполнителю на исполнение.

Решение государственного суда/арбитража

Судебный акт государственного суда вступает в силу со дня его оглашения. Тем не менее, существует возможность обжалования данного акта в вышестоящей инстанции.

Что касается арбитражного решения, то оно также вступает в силу со дня его оглашения и обжалованию не подлежит, за исключением случая нарушения судом процессуальных действий (к примеру, несоблюдение арбитражным судом регламента), что существенно сокращает сроки рассмотрения того или иного дела.

Однако, в целях принудительного исполнения арбитражного решения необходимо обратиться в государственный суд за выдачей исполнительного листа.

Конфиденциальность

Рассмотрение спора в государственном суде является публичным, за исключением некоторых случаев. Раскрытие какой-либо информации СМИ может негативно повлиять на репутацию сторон.

Арбитражное разбирательство является строго конфиденциальным, что позволяет сохранить имидж и деловую репутацию перед заинтересованными лицами, конкурентами и т.д.

Функции и полномочия

Государственный суд вправе принудительно вызывать свидетелей, затребовать информацию от государственных органов или третьих лиц, привлекать соистцов и соответчиков, заменять ненадлежащих истцов и ответчиков.

Арбитраж не вправе осуществлять данные действия в принудительном порядке.

 

Исходя из нашей практики, стороны, как правило, обращаются в арбитраж, особенно, при участии нерезидента. Большая часть концессионных и ГЧП проектов предусматривают разрешение споров именно в арбитражах.

 

На сегодняшний день складывается понимание того, что частные инвесторы более склонны обращаться в арбитраж. Пусть арбитраж и имеет некоторые минусы по отношению к государственному суду, однако, такие плюсы как демократичность, быстрота рассмотрения дела, отсутствие возможности оспаривания (в некоторых случаях), конфиденциальность и многое другое, играют положительную роль при рассмотрении инвестиционных споров.

 

Ограничение ответственности: Материал, содержащийся в настоящей статье, предоставлен исключительно для информационных целей и не является юридической консультацией или юридическим заключением. Данный материал не предназначен и может не быть в полном или обновленном состоянии, а также не может быть воспринят как гарантия будущих результатов. Предоставление и получение данной информации не предназначено для формирования отношений «клиент-юрист» между отправителем и получателем.

Юридическая фирма «Colibri Kazakhstan» всегда готова предоставить консультации по любому вопросу в связи с настоящей статьей.

 

[1] Под инвестициями понимаются виды имущества, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также для реализации проекта ГЧП, в том числе концессионного проекта.

[2] В качестве крупного инвестора принято понимать - физическое или юридическое лицо, осуществляющего инвестиции в Казахстане в размере не менее 2 000 000-кратного размера МРП. (на текущий момент около 4 242 000 000 тенге или 12 662 686,5 долларов США).

 

 

Следите за новостями zakon.kz в: