Юридическое лицо как субъект гражданских отношений (Борисова В.И.)

Юридическое лицо как субъект гражданских отношений

 

Борисова В.И.

 

Гражданский кодекс Украины (далее - ГК) к участникам гражданских отношений традиционно относит юридических лиц. Вместе с тем проблема сущности юридического лица является одной из самых сложных в теоретической юриспруденции. Существует немало теорий, с помощью которых ученые пытались дать ответ на этот вопрос, выявить существенные признаки юридического лица, однако в полной мере им это не удалось. Объясняется это тем, что юридическое лицо в зависимости от той социально-экономической формации, в которой оно функционирует, постоянно трансформируется, меняя свои основные функции. В свое время на это обращал внимание еще А. Каминка, подчеркивая, что правовой институт независимо от того, какого бы расцвета он не достиг в определенный исторический момент, является лишь одной из фаз в процессе последовательного развития охватываемых им отношений, результатом предшествующего развития, что несет в себе зародыш развития будущих его видоизменений[1].

Институт юридического лица вводится для того, чтобы его нормы закрепили организационно-структурное, имущественное и функциональное единство отличного от физического лица участника гражданских отношений, установили пределы его гражданской правоспособности и дееспособности, определили порядок создания и прекращения, урегулировали также ряд вопросов, которые дают возможность определить правовое положение такого участника.

Категория юридического лица четко определяет границы прав и ответственности любой из организаций, обеспечивая при установлении с ней договорных отношений другими участниками гражданских отношений, уверенность в том, что оно имеет необходимую для этого правоспособность и дееспособность.

Институт юридического лица изначально основывался на самостоятельности данного образования и невозможности сведения его к простой совокупности участников и вложенного ими имущества. Если брать имущественную сферу, то юридическое лицо возникло как форма удовлетворения общественных потребностей в механизме централизации капитала, что было необходимо для реализации крупных хозяйственных проектов. В нематериальной сфере возникновение юридического лица связывалось с инойо целью - с защитой интересов отдельных слоев населения. Исходя из того, что юридическое лицо, прежде всего выполняло функцию централизации капитала, ученые при его характеристике на первое место ставили признак организационного единства такого лица, что на сегодня нашло свое подтверждение в доктрине гражданского права Украины.

Вместе с тем категориальный состав теории права не может быть неизменным, раз и навсегда данным. Он не только все глубже отражает диалектику своего предмета, но и сам меняется на этом основании: в него включаются новые правовые категории, меняется содержание ранее сформулированных понятий, исключаются или отпадают понятия, которые себя исчерпали. Теоретики права выделяют несколько вариантов таких изменений: формирование новых правовых категорий, уточнение, углубление и развитие существующих, исключение категорий, которые не соответствуют логическому уровню теории права; а также устаревших категорий, которые себя исчерпали.

Такая категория как юридическое лицо постоянно трансформируется. Можно указать только на один из этапов этого процесса - изменение подхода к субъектному составу учредителей как к качественному его составу, когда наблюдается предоставление возможности юридическим лицам наряду с физическими лицами выступать учредителями других юридических лиц, так и к количественному составу, когда признается существование юридических лиц, создаваемых одним лицом. Отсюда можно сделать вывод, что трансформация юридического лица влечет иную расстановку акцентов и в функциях, и в признаках, присущих ему в современных условиях.

Как особая правовая реальность юридическое лицо существует постольку, поскольку оно функционирует. по определенным законам, постоянно совершенствуясь в связи с изменением социально-экономических формаций.

В науке гражданского права устоявшейся является точка зрения, что институт юридического лица выполняет несколько функций, а именно оформляет, осуществляет и защищает коллективные интересы учредителей (участников); объединяет капитал учредителей; управляет капиталом на частных началах; уменьшает предпринимательский риск и т.п. Однако безоговорочно согласиться с тем, что юридическое лицо оформляет, осуществляет и защищает коллективные интересы учредителей (участников) нельзя, поскольку фактически это сводит на нет существование его как самостоятельного участника гражданских отношений, превращая его в представителя других лиц.

Считаем, что отношения, возникающие между участниками корпоративных объединений, в частности предпринимательских обществ, по своей сути являются внешними (организационными) для таких форм юридических лиц частного права. Что же касается функции ограничения имущественного риска участника суммой вклада в имущество юридических лиц (предпринимательского риска) со ссылкой на то, что именно этой функции отвечает такой признак юридического лица как самостоятельная имущественная его ответственность по своим обязательствам, то следует отметить следующее. Эта функция действительно присуща юридическому лицу, но, во-первых, не всем его формам, а только таким как акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, а, во-вторых, и это самое главное, вряд ли можно утверждать, что даже для таких юридических лиц это определяет одно из основных направлений их деятельности.

Если остановиться на тех правах, которые получает участник предпринимательского общества, а это право участия в управлении обществом; право участия в распределении прибыли общества с получением его части (дивидендов), право на выход в установленном порядке из общества; право осуществить отчуждение долей в уставном капитале общества в порядке, установленном законом; право получать информацию о деятельности общества в порядке, установленном учредительным документом, то главным является проблема участия участника в управлении предпринимательским обществом. Нельзя преувеличивать роль участника в этом. Соглашаясь с тем, что только учредители могут определять цель и виды деятельности юридического лица, а отсюда и пределы его правоспособности, не следует забывать о том, что именно учредители стремились создать организацию, которая была бы самостоятельным субъектом права, т.е. отличным и отдельным от них. Когда этот субъект права возникает, хотя воля учредителей и трансформируется в волю органов управления юридического лица, но это вовсе не означает, что в дальнейшем воля учредителей и воля юридического лица должны и будут совпадать. Как верно указывал И. Покровский, воля корпорации - это воля учредителя, продолжающая одушевлять созданное им учреждение[2], но подчеркнем, только одушевлять. Собственные интересы учредителей начинают носить как бы вторичный характер, а на первое место выходит интерес общества. Причем этот вывод не изменится, даже если проанализировать зависимость воли учредителя и воли созданного им общества одного лица. К тому же нельзя забывать и о том, что учредители могут вообще потерять интерес к созданному ими юридическому лицу.

Считаем, что признание юридического лица продуктом исключительно интересов и воли учредителей (участников, членов) возможно только на этапе его создания. На последующих этапах функционирования юридическое лицо действует в публичных (общественных) интересах. Как верно например, отмечает О. Винник, хозяйственные общества действуют в интересах очень широкого круга лиц: их учредителей и участников, контрагентов, потребителей, наемных работников, государства и т.д.[3]. Представляется, что такой подход позволяет отойти от одностороннего взгляда на сущность корпорации как замкнутой системы управления, в результатах деятельности которой заинтересованы только акционеры и менеджеры, и в которой вопросы управления сводятся, прежде всего, к установлению баланса между ними[4]. А отсюда, орган общества - это правовая конструкция, которая создается с целью предоставления возможности сформировать и выразить волю последнего, отстаивать его интересы, а через них и интересы участников.

Исходя из легального определения, содержащегося в ст. 80 ГК, форма, в которой могут создаваться и функционировать юридические лица, не изменилась: они создаются в форме организации.

Термин «организация», которое использовано в дефиниции, имеет двуединое значение. Во - первых, юридическое лицо - определенным образом сформированная структура, которая может создаваться объединением лиц, капиталов, решением соответствующих органов управления с определенной целью - стать участником гражданского оборота. При этом организация, которая объединяет отдельных лиц в единую группу, необходима, поскольку без этого невозможно ее выступление в гражданском обороте в качестве единого целого. Во-вторых, данным термином подчеркивается, что созданная структура определенным образом внутренне организована. То, что различает виды организаций, а также организационно-правовые формы, в которых могут функционировать юридические лица, определяет затем способ их внутреннего устройства.

Таким образом, организационного единства - необходимый признак, что дает возможность волю учредителя (учредителей) превратить в волю юридического лица, выступающего как единое целое, а в дальнейшем находит свое выражение в четкой внутренней структуре, в компетенции органов управления, в регламентации отношений между структурными подразделениями.

При этом юридическое лицо не просто организация, а организация, которая признана юридическим лицом государством. Хотя юридические лица и учреждаются по волеизъявлению учредителей, государство в интересах всех участников гражданского оборота, в лице специально уполномоченных органов, осуществляет надзор за соблюдением законодательства при создании новых субъектов права. Это означает, что между решением учредителей и созданием юридического лица проходит определенный срок, в течение которого не только учредители, но и государственные органы осуществляют определенные фактические и юридические действия. Исходя из этого, создание юридического лица - это многостадийный процесс, который составляет систему фактических и юридических действий учредителей (участников) и государственных органов. Государственная регистрация - последняя стадия, завершающая процесс создания юридического лица, которое до этого существовало фактически, а с момента государственной регистрации возникает юридически.

Следовательно, одним из основных для юридических лиц признаком становится и признак публичности их возникновения. Государственная регистрация является «универсальной» стадией создания любого юридического лица независимо от установленного законом способа ее возникновения, организационно-правовой формы и сферы, в которой она в дальнейшем реализовывает свою правоспособность. Однако это не свидетельствует о то, что не может существовать никаких особенностей при регистрации определенного вида или организационно-правовой формы юридического лица. Законодатель может устанавливать особенности государственной регистрации объединений граждан, благотворительных организаций, банков, торгово-промышленных палат, финансовых учреждений (в том числе кредитных союзов, бирж, а также других учреждений и организаций).

Вместе с тем установить единый способ создания для всех видов и организационно-правовых форм юридических лиц невозможно. Различаются способы, применяемые при создании публичных и частных юридических лиц, при создании юридических лиц, возникающих в результате слияния, присоединения, разделения, преобразования и выделения уже существующих юридических лиц и т.п. Между тем общими признаками, присущими всем способам создания юридических лиц, является то, что они возникают по воле учредителей и подлежат обязательной государственной регистрации.

В условиях рыночной экономики применяется распорядительный и нормативно-явочный способы создания юридических лиц. Если первый характерен для создания юридических лиц публичного права, то второй - для создания юридических лиц частного права. Сущность распорядительного способа заключается в том, что решение о создании юридического лица принимается одним или несколькими собственниками имущества, или уполномоченными на это органами, которые утверждают устав юридического лица и обращаются к государственному регистратору[5].

Нормативно-явочный способ означает, что юридическое лицо создается на тех условиях и по тем правилам, которые указаны в законе (нормативном акте) в виде общего разрешения государства, а соответствующий орган обязан зарегистрировать организацию как юридическое лицо при наличии не только проявления инициативы со стороны учредителя (учредителей), но и при выполнении последним (последними) определенных условий и соблюдения ими определенных правил. Государство, применяя такую форму, как регистрация, признает организацию субъектом права, подтверждая факт создания юридического лица выдачей свидетельства о государственной регистрации.

В ряде случаев в отдельных сферах деятельности, в частности, на рынке финансовых услуг, для создания юридического лица требуется обязательное предварительное получение разрешения от уполномоченного на то органа, что повлекло за собой выделение такого способа создания юридических лиц как разрешительный. Считаем, что даже тогда, когда учредители стремятся создать, например, банковское учреждение или общество, которое будет заниматься страховой деятельностью, и прежде всего должны получить разрешение от соответствующих органов на это, речь не идет о разрешительном способе создания упомянутых структур, Разрешение в данном случае не является основанием возникновения у организации статуса юридического лица, а является лишь обязательным предварительным условием стадии, которую должны пройти учредитель (учредители) для законного создания определенной организационно-правовой формы лица, то есть соблюсти установленный порядок. В дальнейшем создание юридических лиц может осуществляться в рамках или распорядительного способа, в частности, когда страховщиком признается государственная организация, или нормативно-явочного способа, когда таковым будет признано частное юридическое лицо.. Но в данном случае, хотя речь идет об указанном способе, объем действий учредителей возрастает, так как устанавливается несколько иной порядок их осуществления.

Обращает на себя внимание точка зрения профессора. А.С. Довгерта, который считает, что существует только один способ возникновения юридических лиц: отделение имущества, которое может происходить как вместе с объединением лиц, так и без такового[6]. Согласиться с этим трудно. Скорее всего, речь идет не о способе возникновения юридического лица, а о его сущности, о теории целевого имущества, которую разделяет автор.

Учредители должны юридически оформить возникновение нового субъекта права, для чего и предполагается его регистрация. Причем сам факт подачи учредителем (учредителями) соответствующих документов в органы регистрации надо расценивать только как намерение последнего (последних) реализовать субъективное право, в частности, на занятие предпринимательской деятельностью в определенной организационно-правовой форме юридического лица, на создание благотворительной организации и т.д., т.е. желание получить признание государством нового субъекта права, который будет отличаться от самого основателя и сможет стать участником гражданского оборота. Государственная регистрация предназначена гарантировать соответствие тех требований, предъявляемых к юридическим лицам определенного вида, их реальным возможностям. То есть речь идет не о разрешительном, а о нормативно-явочном способе создания юридического лица.

Признак публичности создания юридических лиц позволяет различать организацию - юридическое лицо от организации, не имеющей такового статуса. Например, в Украине институты совместного инвестирования представлены инвестиционными фондами двух видов: корпоративным фондом (КИФ) и паевым фондом (ПИФ)[7]. КИФ образуется в форме акционерного общества и является юридическим лицом. Его основными признаками как юридического лица являются: организационное единство, имущественная самостоятельность, способность участвовать в гражданском обороте от свое го имени и отвечать по взятым на себя обязательствам, быть истцом и ответчиком в суде. Что же касается ПИФа, то он не является юридическим лицом, а представляет собой совокупность активов, принадлежащих инвесторам на праве общей долевой собственности, находящихся в управлении компании по управлению активами.

Хотя в легальном определении юридического лица и не указывается на такой признак, как обособленность имущества, дефиниция содержит признаки, характеризующие путь возникновения юридического лица - объединение лиц и имущества, или объединение (выделение) только имущества. То есть и в первом, и во втором случаях речь идет об обязательности отделения имущества для создания нового субъекта права, хотя это может происходить одновременно с объединением лиц (физических, юридических). К тому же в соответствии со ст.318 ГК юридические лица являются субъектами права собственности.

Изменение правового режима имущества частных юридических лиц обусловлено переходом к рыночной экономике, что ввело иной подход к решению вопроса об их правоспособности. Юридические лица частного права имеют общую (универсальную) правоспособность (ч.1 ст.91 ГК), а это значит, что они должны быть собственниками имущества. Таким образом, имущественная обособленность - один из существенных признаков юридического лица. Наличие обособленного имущества означает, что имущество юридического лица отделено от имущества собственников, создавших эту организацию, а также от государства и от других субъектов гражданского права. Практическое значение имущественной обособленности юридического лица заключается в том, что, во-первых, юридическое лицо становится субъектом права, а это позволяет ему выступать в гражданском обороте, во-вторых, это влечет за собой распределение ответственности учредителей и юридического лица по своим обязательствам.

Следует отметить, что в момент создания юридического лица происходит полное отделение имущественной сферы учредителя (учредителей) от имущества юридического лица. Из имущества каждого из его участников выделяется определенная часть, которая в соединении (или без такового, когда речь идет о создании общества одного лица) с частью иных участников создает особый капитал - материальную базу его деятельности. Причем, в ряде случаев, например, при создании акционерного общества, имущественный вклад становится единственным и достаточным основанием участия в нем. В связи с этим в доктрине права высказана точка зрения, что акционер как бы присоединяется к цели общества - получение прибыли внесением определенной части в ее достижение. Отношения же между этими самостоятельными субъектами права напоминают отношения займа: не принимая личного участия в деятельности общества, акционер получает дивиденды[8].

Считаем, что при создании хозяйственного общества происходит трансформация права частной собственности учредителя (учредителей) на определенное имущество в корпоративные права последних, содержанием которых является право на получение части прибыли от деятельности общества. Никакой долевой или совместной собственности участников на имущество общества не существует и не может существовать. Иной подход к решению данной проблемы, то есть признание вещных прав участников на имущество общества, сводит на нет необходимость признания общества юридическим лицом.

Одним из признаков юридического лица является и признак ее самостоятельной имущественной ответственности. Юридическое лицо отвечает по своим обязательства принадлежащим ему на праве собственности (закрепленным за ним) имуществом, если иное не установлено законодательством. Участник (учредитель) юридического лица не отвечает по обязательствам последнего, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам его участника (учредителя). Между тем лица, которые создают юридическое лицо, несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до его государственной регистрации. Юридическое лицо будет отвечать по обязательствам его участников (учредителей), связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий соответствующим органом юридического лица (ст.96 ГК).

Одним из признаков юридического лица является его выступление в гражданском обороте от своего имени, что означает возможность для конкретной организации получать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Вместе с тем границы выступления в гражданском обороте зависят от цели создания юридического лица и определяются целями его деятельности. Для предпринимательских юридических лиц - это получение прибыли с последующим его распределением между участниками; для непредпринимательских - достижение социальных, благотворительных, культурных, научных целей, удовлетворение духовных потребностей человека, защита прав и законных интересов и т. п. Цель деятельности непредпринимательского юридического лица должна быть указана в его учредительном документе.

Независимо от того, что некоторые из указанных признаков не нашли своего закрепления в легальном определении, признать организацию юридическим лицом возможно только при наличии совокупности указанных признаков. Считаем, что признаки юридического лица - это императивные требования к организации, соблюдение которых позволяет последний стать субъектом гражданских от шений. Исходя из вышеприведенного, юридическое лицо - организация, которая признается государством в качестве субъекта права, выступает в гражданском обороте от своего имени, имеет обособленное имущество, которое принадлежит ему в зависимости от вида (частная или публичная) на праве собственности или на ином вещном праве, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам.

Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону является основанием для отказа в государственной регистрации этого юридического лица. Отказ в государственной регистрации по иным мотивам не допускается. При этом юридическое лицо может быть ликвидировано по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию, а также участника юридического лица по решению суда о признании недействительной государственной регистрации юридического лица вследствие допущенных при его создании нарушениями, которые нельзя устранить (п.2 ч.1 ст.110 ГК).

Юридическим основанием деятельности любого юридического лица являются его учредительные документы, которые должны быть изложены в письменной форме и быть подписаны всеми участниками (учредителями), если законом не установлен иной порядок их утверждения. Они являются комплектом документов установленной законом формы, согласно которому достигается внешнее отделение юридического лица от других субъектов права с помощью определения наименования, места нахождения, органов управления, цели деятельности и т.д.

Законодатель императивно устанавливает требования, которым должны отвечать учредительные документы юридического лица, на основании того, что они имеют разную правовую природу. Устав, в отличие от учредительного договора, не заключается между учредителями, а утверждается ими. Но устав так же, как и учредительный договор определяет правовое положение юридического лица и регулирует отношения между учредителями и юридическим лицом, хотя и приобретает юридическую силу только с момента регистрации последнего.

Устав - особый локальный нормативный акт, положения которого обязательны не только для юридического лица, но и для его контрагентов. Его содержание должно соответствовать требованиям закона, а именно содержать определенные данные: наименование юридического лица, его местонахождение, адрес, органы управления, их компетенцию, порядок принятия ими решений, порядок вступления и выхода из него, хотя дополнительные требования к уставу могут устанавливаться и ГК, и специальным законодательством.

Учредительный договор - гражданско-правовой договор, как правило, многосторонний, правовой целью которого является создание нового участника гражданского оборота - юридического лица и который регулирует отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Учредительный договор является обязательным не только для учредителей (участников), но и самого юридического лица, на основании которого оно действует.

Учредительный акт (индивидуальный или общий) - это односторонняя или многосторонняя сделка (в зависимости от количества лиц, ее заключающих), направленная на создание учреждения. В этом учредительном документе указываются: наименование учреждения, учредитель (ки), цель, имущество, необходимое для достижения этой цели, структура управления, порядок и основания прекращения деятельности учреждения, судьба имущества, которое останется после этого. ГК разрешает создание учреждения на основании учредительного акта, который содержится в завещании.

Каждое юридическое лицо индивидуально, поэтому оно должно иметь свое место нахождения и наименование, что позволит отделить его от всех других организаций. Местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если иное не установлено законом. Указание в учредительном документе места нахождения обязывает юридическое лицо (его органы) действовать в его рамках. Для деятельности в других местах юридическое лицо может открывать или филиал или представительство, которые не имеют статуса юридического лица.

Поскольку юридическое лицо является субъектом гражданского оборота, то для того, чтобы выступать в нем от своего имени среди всех субъектов, оно должно иметь определенное название - наименование. ГК различает такие понятия, как «наименование юридического лица» и «коммерческое (фирменное) наименование». Наименование должно иметь любое юридическое лицо, оно указывается в его учредительных документах и содержит указание на его организационно-правовую форму. Наименование учреждения должно содержать информацию о характере его деятельности.

Наименованиях юридического лица вносится в Единый государственный реестр и обязывает последнего действовать в гражданском обороте только под ним, а другие юридические лица не имеют права использовать это наименование. При этом юридическое лицо может иметь кроме полного наименования также и сокращенное.

Предпринимательские общества могут иметь коммерческое (фирменное) наименование (далее - фирменное наименование), которое может быть зарегистрировано в порядке, предусмотренном законом. Фирменное наименование должно: правдиво отражать правовой статус юридического лица и не вводить в заблуждение других участников гражданского оборота (принцип действительности); иметь различительные признаки, которые бы не допускали возможности спутать одно предпринимательское общество с другим (принцип исключительности); может быть зарегистрировано в порядке, установленном законом (принцип публичности). Фирменное наименование выполняет несколько функций: индивидуализирует определенное юридическое лицо как производителя продукции (работ, услуг); выполняет рекламную функцию; защищает владельца фирмы, который должен указывать его на бланках, вывесках и т. п. Исходя из того, что юридическое лицо, имеющее фирменное наименование, может быть участником многих правоотношений - административных, трудовых, процессуальных и т.д., то и у них ему предстоит выступать под фирменным наименованием.

Исходя из того, что юридическое лицо требует индивидуализации с первых минут своего существования, поэтому именно с получением прав юридического лица, у него возникают личные неимущественные права, с учетом и права на наименование, что и обеспечиваеи ему социальное бытие. Поэтому целесообразно было бы дополнить перечень личных неимущественных прав юридического лица (а к ним ГК относит право на неприкосновенность деловой репутации, на тайну корреспонденции, информацию и т.п.) также и правом на наименование (относительно предпринимательских обществ правом на фирменное наименование)..

Правовая охрана фирменного наименования должно осуществляться автоматически с момента регистрации юридического лица. Это соответствует ст.8 Парижской конвенции об охране промышленной собственности, согласно которой «фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака». Между тем в Украине не существует механизма проверки фирменного наименования на новизну, а потому вероятность одинаковых названий велика, что порождает путаницу в идентификации производителя. Поэтому целесообразным было бы введение Реестра фирменных наименований юридических лиц, который стал бы первой цепочкой в механизме правовой охраны их владельцев.

Проблема правового статуса органов управления юридическим лицом на сегодня еще недостаточно исследована в цивилистической науке, хотя и отдельные ее аспекты не остаются без внимания ученых[9]. Между тем вопрос, кто осуществляет внутреннее управление деятельностью юридического лица, выполняет ее внешние функции очень важно в условиях, когда усиливается тенденция к отделению процесса управления производством от владения капиталом, в том числе путем введения института управляющего (управляющей компании) юридического лица.

Считаем, что законодатель применяет понятие юридическое лицо как средство, сущность которого заключается в том, что действительность - реально существующие организации, подводятся под условную правовую форму - юридическое лицо;орган юридического лица - это правовая конструкция, создается с целью предоставления возможности сформировать и выразить волю последнего. П своей правовой природе орган юридического лица - это институционально-функциональный его представитель, которому присущи определее решений (осуществление полномочий) в пределах компетенции с соблюдением процедуры их оформления; Следует разграничивать представительство, как институт гражданского права, и корпоративное представительство как институционально-функциональное представительство органов управления юридического лица с помощью которого последнее,.как самостоятельный субъект права, принимает участие в гражданском обороте...

 

 

Борисова Валентина Ивановна

Национальный юридический университет имени Ярослава Мудрого (г. Харьков)

Заведующая кафедрой гражданского права № 1, кандидат юридических наук,

профессор, член-корреспондент Национальной Академии правовых наук Украины

Украина, Харьков, ул. Мироносецкая д.81/84, кв.4

valentina.borisova48@gmail.com

 


Каминка А. И. Акционерные компании. Юридическое исследование. - Т.1. - СПб, 1902.

Покровский И. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 1998, с. 148.

Вінник О. Ключові поняття корпоративної конфліктології //Предпринимательство, хозяйство и право. 2000, № 2, с.4.

Рилка О. Драгнева, Вильямс Б. Саймонс Пересмотр корпоративного управления: можно ли с помощью концепции сторон, заинтересованных в результатах деятельности компании, избежать «дикого» капитализма в Восточной Европе? //Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 2. - М.: «Статут» - Екатеринбург: Институт частного права, 2002;

Так, юридические лица публичного права создаются распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти АРК или органа местного самоуправления (абз. 3 ч. 2 ст. 81 ГК), что соответствует законодательству многих европейских государств. Однако это не свидетельствует о том, что решение о создании юридического лица публичного права в Украине не может быть принято совместно несколькими органами государственной власти. При этом следует исходить из того, что решение о создании юридического лица публичного права в виде распорядительного акта - это, безусловно, административный акт, но по своей сути он ничем не отличается от решения физических или юридических лиц создать юридическое лицо частного права. Об этом свидетельствует и правило о государственной регистрации юридических лиц публичного права. Такой подход к определению правовой природы распорядительного акта предложен профессором А.В. Дзерой.(См.: Цивільне право України: Підруч.:.У 2-х кн. /О.В. Дзера, Д.В. Боброва, А.С. Довгерт та ін. За ред. О.В. Дзери, Н.С. Кузнєцової. - К.: Юрінком Інтер, 2002. - С. 390), и с ним следует сргласиться.

См. его:: Концепція та види юридичних осіб у проекті цивільного кодексу України //Кодифікація приват ного (цивільного) права України /За ред. проф. А. Довгерта. - К.: Український центр правничих студій. - 2000. - С. 132.

Про институты совместного инвестування: Закон України от 05.07.2012 р. № 5080-VI // Ведомости Верховного Совета Украины.. - 2013. - № 29. - Ст. 337.

Любимов Ю. С. Квазисубъектное образование в гражданском праве //Правоведение. - 2000. - №6. - С.98-124.

См.: Блюмхардт О. Органи акціонерного товариства (порівняльно-правове дослідження). Автореф. канд. дис., К., 2002; Луць В.В., Сивий Р.Б., Яворська О.С. Акціонерне право: Навчальний посібник. /За заг. ред. В.В. Луця, О.Д. Крупчана. -К.: Концерн „Видавничий Дім „Ін Юре”, 2004, с. с.87-127.

Следите за новостями zakon.kz в: