Авиакомпании Qazaq Air и Air Astana планируют приватизировать в Казахстане
![аэропорт, AirAstana, фото - Новости Zakon.kz от 30.03.2023 20:01](https://www.zakon.kz/pbi/WEBP/2023-12-25/file-1eb00501-c253-49ce-bb30-4746cbd40f5c/400x225.webp)
Он отметил, что на сегодня отрасль имеет ряд проблем, одна из которых – большая доля государственного участия.
На рынке гражданской авиации работают три авиакомпании:
- Air Astana и Fly Arystan с долей более 70%;
- Qazaq Air с долей 6%;
- SCAT с долей на рынке 24%.
"Данный рынок относится к высококонцентрированному типу рынка с недостаточно развитой конкуренцией. Присутствие же авиакомпаний с государственным участием приводит к уменьшению состязательности между субъектами рынка, незаинтересованности иностранных авиаперевозчиков и инвесторов. Данные факторы в целом негативно влияют на конкуренцию", – сказал Рустам Ахметов в СЦК.
По его словам, в структуре стоимости авиабилетов расходы на топливо занимают основную долю. При этом на сегодняшний день только в аэропорту Астаны присутствует несколько поставщиков авиатоплива. В других реализация авиатоплива осуществляется исключительно аэропортами. Таким образом, отмечается ограниченность доступа розничных реализаторов авиакеросина к инфраструктуре аэропорта.
В этой связи Агентство совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития приняли Дорожную карту по развитию конкуренции на рынке гражданской авиации, направленную в том числе на снижение стоимости авиабилетов. Она содержит следующие меры:
- реализация 100% акций компании Qazaq Air и Air Astana;
- выделение как отдельного субъекта рынка Fly Arystan до момента приватизации;
- увеличение сроков действия режима "открытого небо" до 2028 года с принятием соответствующего правового акта МИИР, а также обеспечение данного режима для всех 13 международных аэропортов Казахстана с предоставлением всем иностранным авиакомпаниям государств-членов Международной организации гражданской авиации прав на выполнение пассажирских полетов в аэропорты без ограничения частот с учетом технических возможностей аэропортов;
- закрепление недискриминационного доступа розничных реализаторов авиатоплива к топливо-заправочным комплексам аэропортов, а также проработка вопросов по строительству альтернативных топливозаправочных комплексов в аэропортах республики.
Ранее сообщалось, какие объекты убрали из списка приватизации.