Франчайзинг - бизнес, который развивается в кризис
Франчайзинг - бизнес, который развивается в кризис
Казахстан - платформа для экспорта франшиз на другие Центрально-Азиатские страны. Кроме фаст-фуда на отечественный рынок выходят ретейл, бизнес-услуги, образование.
Мировые бренды активно заходят на рынок Казахстана через продажу франшиз. Так, за последние четыре года количество зарубежных предпринимательских лицензий увеличилось на 65%. Об этом в интервью LS рассказал президент Евразийской франчайзинговой ассоциации Бекнур Кисиков.
- Бекнур Сейтжанович, за последние несколько лет в Казахстан привезли сразу несколько крупных франшиз, таких как McDonald’s, Burger King, Hard Rock Cafe. Продолжится ли тенденция?
- Конечно, она только начинается. Мы новички на международном рынке. К тому же влияет и удаленность от мировых центров. Но после того, как против России ввели санкции, бренды переориентировалась. Они воспринимают Казахстан как платформу для экспорта своих франшиз на другие центральноазиатские страны. Я считаю, что наша страна стала ключевым и стратегическим местом для франчайзинга.
- Вы можете назвать приблизительную цену на франшизы международных компаний?
- Как правило, паушальный взнос (лицензионный сбор - прим.LS) составляет порядка $100 тыс. Роялти (регулярные платежи - прим.LS) - 6-7% от продаж. Если это ресторанная франшиза, паушальный взнос может быть от $50 до $100 тыс., а также открытие ресторана - $100-200 тыс.
- Как быстро окупаются подобные инвестиции?
- Стандартный период окупаемости для ресторанного бизнеса - два года.
- Мне кажется, или в Казахстан активно заходят рестораны быстрого питания, нежели так необходимые экономике технологические и производственные франшизы?
- Кроме фастфуда на Казахстан выходят ретейл, бизнес-услуги, образование. Конечно, в мире львиную долю составляют именно лицензии на ретейл и рестораны, их всегда будет больше. Сейчас здесь работают 495 франшиз, в 2011 году их было 300 (рост на 65%). Общий оборот четыре года назад составлял $2 млрд, сегодня - уже $3 млрд.
- Франшизы каких стран преобладают на рынке Казахстана?
- Больше всего завозят бренды из России, особенно после создания Таможенного союза (ТС). Как минимум, их легче адаптировать у нас. Тем более долларовые франшизы покупать сейчас не так выгодно.
- Экспортируем ли мы казахстанские франшизы?
- На сегодня около десяти отечественных франшиз работают в России. В основном это ресторанные и ретейл-франшизы. Однако мы не знаем, сколько брендов из других регионов страны ушло на тот рынок за последние несколько лет. Со вступлением в ТС тенденция увеличивается, и я думаю, продолжит рост. При этом отечественные франшизы не уступают по цене российским. Но это не правило. Стоимость зависит от маркетинга, продвижения и своего позиционирования.
- Не пугают ли франчайзи падение доходов населения в Казахстане после девальвации 2014 года и перехода на свободно плавающий курс тенге в августа этого года?
- Надо заметить, что франчайзинг - это всегда бизнес, который развивается в кризис. Он представлен в основном малым и средним бизнесом (МСБ), именно этот сектор может расти сегодня. Бизнес, который имеет адекватную цену и товар, всегда будет востребован независимо от кризиса. Нам нужны производственные и технологические франшизы, которые передают опыт производства товаров и IT-отрасли. Я не думаю, что на казахстанском рынке требуются фастфуды, ресторанный бизнес в Алматы переполнен. Хотелось бы больше агропромышленных лицензий, которые уйдут в регионы, и не сконцентрированы в мегаполисах, а это услуги МСБ. Малый бизнес имеет большой спектр, а франчайзинг представлен практически в каждом сегменте бизнеса.
- Как вы считаете, когда франчайзинг уйдет в регионы?
- Это следующий шаг. Мегаполисы переполнены. Я думаю, мы увидим тенденцию уже в 2016 году. Кризис может способствовать этому, поскольку регионам нужны новые технологии. Скорее всего, там появятся российские франшизы, особенно в северном регионе, где они уже широко представлены. Международные бренды в первую очередь открываются в Астане и Алматы.
- Поделитесь ожиданиями, какие