Новый налог ударил по автопрому
Новый налог ударил по автопрому
Порядка 4,5 тысяч новых автомобилей сейчас остаются невостребованными на складах казахстанских автосборочных предприятий. Такие данные сегодня в ходе пленарного заседания в Мажилисе привел депутат Азат Перуашев, направивший запрос на имя Премьер-министра Карима Масимова и министра по инвестициям и развитию Асета Исекешева, сообщает Рalata.kz.
К затариванию автоскладов привело введение с 1 января 2016 года налоговых сборов за первичную регистрацию транспорта.
«К нам поступают обращения отечественных автопроизводителей по поводу сложившейся «парадоксальной» ситуации. Данная мера, предназначавшаяся для поддержки казахстанских производителей, в реальности привела к серьезному ущемлению их интересов», - отметил Перуашев.
Мажилисмен добавил, что «инициированные уполномоченным госорганом поправки в Налоговый кодекс предусматривают введение сборов за регистрацию автотранспортных средств старше одного года».
«Однако, поскольку в указанном кодексе используется календарный год, то уже с 1 января 2016 года машины, выпущенные 31 декабря прошлого года, то есть пару дней назад, уже считаются старше одного года и при постановке на учет их покупатель должен будет оплатить дополнительную сумму за регистрацию», - пояснил Перуашев.
Например, за легковой автомобиль, сошедший с конвейера в декабре 2015 года, уже в январе 2016 года принятые нормы обязывают уплачивать сбор в сумме 50 МРП, как за автомобиль возрастом старше одного года. Для справки: в 2016 году 1 МРП= 22 859 тенге. То есть при приобретении легкового автомобиля дополнительные затраты вырастают на более чем 105 тысяч тенге.
Налоговое новшество коснулось и регистрации грузовых автомобилей, включая малотоннажную коммерческую технику для МСБ, автобусов и троллейбусов, выпущенных заводом-изготовителем. В январе 2016 года оформление транспорта, собранного на заводах в декабре 2016 года, обошлось уже в 240 МРП. То есть расходы на регистрацию возросли уже более чем на полмиллиона тенге, констатировал Перуашев.
В результате, отметил депутат, покупатели стали отказываться от новых автотранспортных средств. «Очевидно, что при сохранении указанной нормы Налогового кодекса данная тенденция будет только возрастать. Для производителей это будет означать регулярное образование нереализованной продукции на складах, ее выбытие из оборота и замораживание оборотных средств», - прогнозировал Перуашев.
«Уже сегодня, по информации Ассоциации казахстанского автобизнеса, на складах скопилось более 4,5 тысячи единиц только коммерческой техники, произведенной в конце 2015 года, на сумму не менее 27 миллиардов тенге. С учетом легковых автомобилей эта сумма может оказаться в полтора-два раза больше. Эти деньги практически выпали из оборота предприятий, и бюджет, соответственно, также недополучает значительные доходы от их заморозки», - сообщил депутат.
В связи с этим депутаты парламентской фракции «Ақ жол» призвали Правительство исправить сложившуюся ситуацию и «оказать содействие в изменении пункта 6.4 статьи 456 Налогового кодекса». По логике депутатов, сумма сбора на первичную регистрацию для новых автотранспортных средств должна устанавливаться для техники возраста до двух лет с повышением ее стоимости для двухлетних автомобилей и старше.
В том случае, если проблема не будет решена, то, как полагает Азат Перуашев, «производители автотранспортных средств вынуждены будут в конце каждого года приостанавливать свою деятельность», а также «сокращать сотрудников и обороты».
«Нестабильность предприятий и снижение их оборотов не менее негативно скажется и на уплате налогов в бюджет, где также можно прогнозировать снижение поступлений по вышеуказанным причинам. Как говорится, хотели как лучше, а получилось, как всегда», - резюмировал Азат Перуашев.
Жанар Сердалина