У граждан ЕАЭС, имеющих долгосрочные трудовые договоры, может появиться право на временное или постоянное проживание в государстве трудоустройства
У граждан ЕАЭС, имеющих долгосрочные трудовые договоры, может появиться право на временное или постоянное проживание в государстве трудоустройства
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) предлагает предоставить гражданам Союза, имеющим долгосрочные трудовые договора, право на временное или постоянное проживание в государстве трудоустройства. ЕЭК представила свою инициативу на круглом столе «Право проживания в стране трудоустройства: гарантия прав и свобод трудящихся стран ЕАЭС», который прошел 29 июня в Москве под председательством члена Коллегии (министра) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимура Жаксылыкова, сообщает пресс-служба ЕЭК.
Эксперты поддержали предложение ЕЭК. Среди них - руководство Всеобщей конфедерации профсоюзов, Международного альянса «Трудовая миграция», Международной организации по миграции, представители Государственной Думы Российской Федерации, посольств стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Представительства Европейского союза в РФ, Ассоциации европейского бизнеса, НКО, научного сообщества, консалтинговых агентств.
«Несмотря на то, что граждане стран Союза с 1 января 2015 года в рамках общего рынка труда получили право вести трудовую деятельность в любом государстве-члене на тех же условиях, что и граждане государства трудоустройства, трудящиеся и члены их семей сталкиваются с проблемами как миграционного, так и социального характера», - отметил Тимур Жаксылыков.
При этом формирование единого рынка труда невозможно без обеспечения свободы передвижения граждан государств-членов, создания равных, комфортных условий трудоустройства, а также обеспечения социальных гарантий трудящимся и членам их семей, считает министр ЕЭК.
Одним из возможных вариантов решения комплекса проблем граждан Комиссия видит законодательное закрепление возможности предоставления им права на временное проживание на срок действия долгосрочного (на год и более) трудового договора. Соответствующие изменения можно было бы внести в Договор о ЕАЭС или выработать отдельный нормативный правовой документ. Это возможно, поскольку трудящиеся Союза обеспечены местом и средствами проживания, платежеспособны и востребованы работодателем.
Заместитель директора Департамента трудовой миграции и социальной защиты ЕЭК Олег Артамонов озвучил проблемы, с которыми сталкиваются трудящиеся стран ЕАЭС.
Так, имея право долгосрочного пребывания и работы в стране трудоустройства, трудящиеся Союза обязаны каждый раз при въезде/выезде вставать на миграционный учет по одному и тому же адресу. Невыполнение этого требования влечет административную ответственность и последующее возможное закрытие въезда в страну.
Трудящиеся не могут воспользоваться в полном объеме социальным обеспечением наравне с гражданами страны трудоустройства ни в одном государстве-члене, хотя оно закреплено Договором о Союзе.
Граждане стран ЕАЭС обязаны получить статус постоянного или временного проживания в государстве трудоустройства, чтобы заниматься индивидуальным предпринимательством, хотя это предусмотрено союзным законодательством.
Возможностей по доступу к финансово-кредитным операциям и государственным услугам в стране трудоустройства у временно пребывающих значительно меньше по сравнению с теми, что имеют граждане стран Союза, временно или постоянно проживающие в этих странах.
Крайне затруднен статистический учет трудящихся государств-членов. В этих условиях невозможно проводить эффективный мониторинг уровня свободного передвижения рабочей силы в рамках ЕАЭС.
В то же время граждане третьих стран, имеющие статус постоянного проживания, не сталкиваются с подобными проблемами. Например, медицинское обеспечение им предоставляется наравне с гражданами государства пребывания в полном объеме. При этом условием приобретения такого статуса в Армении является обеспеченность местом и средствами проживания, в Казахстане - подтверждение своей платежеспособности, а в Беларуси - востребованность организации в работнике. В Российской Федерации статус временного проживания, который выдается иностранным гражданам в пределах ежегодно выделяемых квот, тоже снимает эти проблемные вопросы.
По мнению Тимура Жаксылыкова, в решении вопросов в сфере трудовой миграции может помочь изучение мирового опыта интеграционного взаимодействия государств.
Для ЕЭК интересен опыт Европейского союза. Директивой 68/360/ЕЭС Совета Европейских Сообществ от 15 октября 1968 года «Об упразднении ограничений на перемещение и проживание внутри Сообщества работников государств-членов и их семьи» для трудящихся мигрантов был введен особый документ на право проживания, который выдавался и продлевался в упрощенном порядке - «вид на жительство гражданина государства-члена ЕЭС».
Он выдавался при предоставлении минимального пакета документов - документа, на основании которого работник прибыл в это государство-член, и декларации о найме со стороны работодателя или свидетельства, подтверждающего факт трудовой деятельности.
И только через 36 лет, с углублением интеграции в рамках ЕС, была принята Директива 2004/38/ЕС Европейского парламента и Совета от 29 апреля 2004 года, которая внесла ряд изменений и дополнений в сложившийся ранее правовой режим для граждан стран ЕС. Главные среди них - отмена обязанности получать вид на жительство и замена его более простой системой регистрации по месту проживания, а также предоставление права постоянного проживания.
Предоставление гражданам стран Евразийского экономического союза права на временное проживание на период действия долгосрочного трудового договора позволит сократить объем нелегальной трудовой миграции за счет преференций, которые будут предоставлены трудящимся. Появится возможность контролировать привлечение трудящихся ЕАЭС, планировать проверки государственными органами. Повысятся объемы всех выплат за трудящегося и членов его семьи, предусмотренных законодательством государства трудоустройства. Будет выполняться обязательная процедура дактилоскопирования, позволяющая повысить для госорганов уровень безопасности, а для граждан - социальной защищенности; оптимизируется учет трудящихся; будет сформирована более корректная государственная статистическая отчетность в сфере трудовой миграции; повышена эффективность мониторинга и регулирования миграционных процессов. Появится возможность расширенного доступа к пользованию государственными услугами, снизится коррупционная составляющая, повысится комфортность ведения трудовой деятельности на едином рынке труда Союза.
Участники круглого стола отметили, что эта инициатива интересна и будет способствовать более комфортному ведению трудовой деятельности гражданами Союза. Это предложение с учетом мнения экспертов рассмотрят представители органов в сфере трудовой миграции государств ЕАЭС.