Упрощение для международной торговли с внедрением ИС «АСТАНА-1»
Упрощение для международной торговли с внедрением ИС «АСТАНА-1»
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан сообщает, что 27 сентября 2018 года состоялся брифинг на тему «Упрощение для международной торговли с внедрением ИС «АСТАНА-1».
Спикерами выступили заместитель руководителя Управления таможенных процедур и таможенной очистки Департамента администрирования таможенных операций Комитета государственных доходов МФ РК - Сергазиев Танатар Аманжолович, главные эксперты Управления таможенных процедур и таможенной очистки Департамента администрирования таможенных операций Комитета государственных доходов МФ РК - Есенбаев Алмас Рахимович и Көптілеуова Жанна Жайыққызы.
На брифинге отметили, что со вступлением в силу с 1 января 2018 года Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» ряд норм, связанных с проведением таможенных операций при таможенном декларировании и выпуске товаров, концептуально были изменены. Одним из таких изменений является следующее упрощение.
В соответствии со статьей 175 Кодекса таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.
В рамках реализации 38 шага «Плана нации - 100 конкретных шагов» от 20 мая 2015 года, предусматривающего повсеместное внедрение цифровых технологий в целях развития электронного декларирования, Комитетом разработана и внедрена автоматизированная информационная система таможенного и налогового администрирования ИС «АСТАНА-1», которая позволяет производить электронное декларирование товаров с использованием электронных документов.
В информационной системе «АСТАНА-1» впервые реализована технология автоматической регистрации и автоматического выпуска деклараций на товары. Данное нововведение предусматривает регистрацию декларации, осуществление контроля системой управления рисками, списание с лицевых счетов декларанта сумм таможенных платежей и налогов, а также принятие решения о выпуске товаров самой информационной системой, без участия должностных лиц органа государственных доходов.
В силу того, что ИС «АСТАНА-1» является многофункциональной и комплексной системой, её внедрение осуществлялось поэтапно.
С 1 октября 2017 года произведен запуск подсистемы «Таможенный транзит», это обеспечило совершение всех таможенных операций в пункте пропуска на границе (среди очевидных плюсов - возможность формирования предварительной информации, которая в последующем преобразовывается в транзитную декларацию). В отношении товаров, по которым поступила предварительная информация, заблаговременно проводится анализ по Системе управления рисками, и, соответственно, при прибытии товаров контроль проводится в минимальное время.
С 1 января 2018 года запущена подсистема «Таможенное декларирование» по таможенной процедуре «Экспорт».
С 1 апреля текущего года запущена подсистема «Таможенное декларирование» по остальным таможенным процедурам.
Таким образом, с внедрением ИС «АСТАНА-1» получены следующие преимущества:
- система предоставляется пользователям на безвозмездной основе;
- таможенную декларацию можно подать в орган государственных доходов без приложения товаросопроводительных документов;
- автоматический выпуск товаров при отсутствии рекомендаций системы управления рисками.
Полученный эффект от внедрения ИС «АСТАНА-1»:
• снижение времени таможенной очистки товаров до 1 минуты при отсутствии рисков, это примерно 73% таможенных деклараций от общего количества таможенных деклараций, остальные 27% это таможенные декларации по которым применены меры по минимизации рисков в рамках СУР, время выпуска которых зависит от проведения рекомендаций выданных СУР;
• сокращение финансовых затрат участниками ВЭД при декларировании товаров;
• снижение уровня коррупции путем минимизации прямого контакта между участниками ВЭД и таможенными органами.
В целом практика показывает рост деклараций на товары, выпущенных в автоматическом режиме, внедрение электронного декларирования также способствует ускорению таможенных процедур, за счет использования в рамках СУР субъект-ориентированного подхода, минимизировано проведение таможенного контроля.