Без участия общества нельзя победить коррупцию
Без участия общества нельзя победить коррупцию
Базовые направления политики противодействия коррупции на современном этапе развития определены Главой государства в Стратегии «Казахстан-2050», Плане Нации «100 конкретных шагов».
При этом алгоритм достижения целевых установок минимизации коррупционных проявлений обозначен в Антикоррупционной стратегии Казахстана на 2015-2025 годы, которая на сегодняшний день является главным программным документом.
Целью Антикоррупционной Стратегии Республики Казахстан является повышение эффективности антикоррупционной политики государства, вовлечение в антикоррупционное движение всего общества путем создания атмосферы «нулевой» терпимости к любым проявлениям коррупции и снижение в Казахстане уровня коррупции.
Основой стратегии по борьбе с коррупцией в органах государственных доходов является выявление наиболее коррупциогенных зон деятельности налоговой и таможенной служб, устранение факторов, способствующих коррупционным проявлениям между служащими и гражданами - налогоплательщиками.
Для организации действенных мер по минимизации коррупционных правонарушений 21 мая 2018 года состоялось подписание Меморандума между Департаментом Национального бюро по противодействию коррупции и Департаментом государственных доходов по г. Астана.
В рамках заключенного Меморандума проводится совместная работа в целях обеспечения эффективности мер по противодействию коррупции, организация совместных мероприятий по профилактике и соблюдению норм Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан.
Департамент национального бюро по противодействию коррупции рекомендовал в первую очередь обратить внимание органам государственных доходов на необходимость принятия действенных мер по минимизации коррупционных рисков и усилению контроля за теми сферами, где происходит непосредственный контакт должностных лиц с гражданами в ходе осуществления контрольно-надзорных функций.
Поэтому, в период всеобщей цифровизации, органам государственных доходов целесообразнее принять меры по переведению всех предоставляемых госуслуг исключительно в электронный формат.
Органами государственных доходов по г.Астана оказывается 48 видов государственных услуг, в том числе: налоговые услуги - 29; таможенные услуги - 19. Удельный вес услуг, оказанных в электронном виде, по состоянию на 01.09.2017 года составлял 88,7 %, а уже на 01.09.2018 года составил - 95,3 %.
Существенное значение в сфере борьбы с коррупцией придается поднятию имиджа органов государственных доходов. Формирование имиджа органов государственных доходов строится с учетом таких критериев как высокотехнологичная служба, клиентоориентированный подход, взаимодействие и активизация сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией не только с правоохранительными органами, но и с институтами гражданского общества, открытость для средств массовой информации.
Для выполнения этих задач, органы государственных доходов стали одними из первых государственных органов, которые поставили задачу прозрачности и повышения качества оказываемых государственных услуг и добились этого путем разработки и внедрения информационных систем.
Приняты меры по минимизации контактов работников с населением при оказании гражданам государственных услуг, а также по повышению качества услуг на основе принципов клиентоориентированного подхода.
Управлением внутренней безопасности Департамента государственных доходов разработаны и реализованы антикоррупционные планы, на постоянной основе проводятся семинары, техническая учеба, внутренний анализ коррупционных рисков, пересмотрены принципы кадровой политики в сторону большей открытости.
Важнейший технологический прорыв в сфере таможенного и налогового администрирования в рамках Плана нации «100 конкретных шагов - это внедрение информационной системы «АСТАНА-1».
ИС «АСТАНА-1» интегрирована с другими информационными системами, участникам внешнеэкономической деятельности нет необходимости приходить в таможенный орган, чтобы забрать товар, т.к. владельцы складов временного хранения зарегистрированы
в ИС «АСТАНА-1».
По сравнению с ранее действующими таможенными программами, а их насчитывалось пять, новая система позволяет не только автоматически зарегистрировать, но и так же автоматически выпустить декларацию по зеленому коридору, что позволяет практически исключить прямой контакт между участником внешнеэкономической деятельности и специалистом таможенного оформления. Время на обработку и выпуск деклараций по зеленому коридору составляет чуть более 1 минуты.
За 5 месяцев текущего года, начиная с 1 апреля 2018 года, на таможенном посту «Астана-центр таможенного оформления» Департамента государственных доходов по г. Астана по «зеленому коридору»
ИС «АСТАНА-1» оформлено 4 790 деклараций, т.е. 80% деклараций выпущены автоматически самой программой без участия инспектора.
Оперативно поступает информация о платежах от банков второго уровня на лицевые счета участников внешнеэкономической деятельности
в ИС «АСТАНА-1». При этом, платежи уплачиваются по месту регистрации участников независимо от места декларирования товаров.
Раньше на подобные таможенные процедуры уходило около часа, причем участникам внешнеэкономической деятельности необходимо было прийти в таможенный орган лично. Теперь же процесс декларирования автоматизирован, специалист не может самостоятельно назначить меры и виды контроля, всё делает программа. Минимизировано вмешательство специалиста, следовательно, исключён человеческий фактор.
Совершенствование системы оформления таможенных процедур, предоставление государственных услуг в электронном виде позволяет снизить риск коррупционных проявлений, так как открытость и прозрачность работы органов государственных доходов, способствует повышению доверия населения к органам государственной власти, повышению имиджа органов государственных доходов.
В районных управлениях государственных доходов по г. Астана в пилотном режиме будут сформированы 8 постов антикоррупционного фронта с целью мобилизации гражданских сил и объединения усилий неравнодушных граждан против коррупции.
Данные посты будут способствовать общественникам и СМИ контролировать работу государственных служащих, а также выявлять коррупционные риски.
Казахстанцы по номеру телефона смогут сообщать информацию по фактам некачественного оказания государственных услуг, нарушения этических норм со стороны госслужащих, проявления коррупции во всех сферах и других неправомерных действий.
Этот проект позволит реализовать идею Главы государства Нурсултан Абишевича Назарбаева, отраженную в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», о том, что Государство и общество должны единым фронтом выступить против коррупции.
Антикоррупционные комиссары нового проекта, совместно с сотрудниками Управления внутренней безопасности Департамента государственных доходов по г. Астана будут совместно изучать поступившие жалобы и сообщать о результатах расследований.
Антикоррупционная Стратегия Республики Казахстан предусматривает сформировать в обществе идеологию «нулевой терпимости» к коррупции и искоренить ее как явление. Поэтому, борьба с коррупцией является задачей всех и каждого.
Конечно же, на первом месте должны быть нравственные ценности, закладываемые с детства. Поэтому очень важно, получать основы неприятия коррупции как общечеловеческого зла. Значимыми должны стать полученные заслуженным трудом материальные блага, достижения и знания.
Несомненно, что противодействию такому социальному злу, как коррупция, должны способствовать институты гражданского общества, в первую очередь общественные объединения граждан. С их помощью могут быть сформированы и внедрены такие законодательные нормы, которые обеспечат достижение прозрачности в работе государственных органов, выявление недостатков, порождающих коррупцию, а также предание общественной огласке каждого факта коррупции.
Искоренение коррупции - ключевое условие для укрепления фундаментальной ценности нашего народа и государства - независимости.
Б.К. Айнабеков,
руководитель Департамента государственных доходов по г. Астана