В Казахстане изменили правила предоставления микрокредитов онлайн

В Казахстане изменили правила предоставления микрокредитов онлайн, фото - Новости Zakon.kz от 08.11.2023 10:16 Фото: Zakon.kz
Агентство по регулированию и развитию финансового рынка приняло постановление, которым внесло изменения в Правила предоставления микрокредитов электронным способом, сообщает Zakon.kz.

В частности, правила предоставления микрокредитов электронным способом изложены в новой редакции.

Операции, связанные с предоставлением микрокредитов онлайн осуществляются с использованием автоматизированной информационной системы в личном кабинете клиента на интернет-ресурсе, в мобильном приложении или терминалах организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность.

Предусматривается, что микрофинансовая организация уведомляется уполномоченный орган до открытия интернет-ресурса, мобильного приложения или терминала, посредством которых осуществляется предоставление микрокредитов электронным способом, за 10 рабочих дней.

Уведомление в уполномоченный орган содержит:

  • наименование интернет-ресурса, мобильного приложения или место нахождения терминала организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность;
  • перечень услуг (операций), которые организациям намерена предоставлять с использование указанных ресурсов;
  • информацию о наличии у микрофинансовой организации утвержденных процедур безопасности и защиты информации от несанкционированного доступа при предоставлении онлайн услуг с приложением подтверждающих документов.

При изменении информации, содержащейся в уведомлении, организация за 10 рабочих дней до осуществления таких изменений уведомляет об этом уполномоченный орган.

Порядок получения микрокредита онлайн

Для регистрации в личном кабинете клиент – физическое лицо вводит (прикрепляет) следующие данные:

  • фамилию, имя, отчество, указанные в документе, удостоверяющем личность, за исключением свидетельства о рождении;
  • индивидуальный идентификационный номер;
  • номер и срок действия документа, удостоверяющего личность, за исключением свидетельства о рождении;
  • абонентский номер устройства сотовой связи;
  • фотография лица в анфас на светлом фоне, с нейтральным выражением лица и закрытым ртом.

Для регистрации в личном кабинете клиент – юридическое лицо вводит (прикрепляет) следующие данные в сканированном виде:

  • приказ о назначении руководителя исполнительного органа юридического лица или доверенность, подтверждающая полномочия лица, уполномоченного подписывать договор о предоставлении микрокредита;
  • фамилию, имя, отчество, указанные в документе, удостоверяющем личность, за исключением свидетельства о рождении, лица, уполномоченного подписывать договор о предоставлении микрокредита;
  • бизнес идентификационный номер клиента – юридического лица;
  • индивидуальный идентификационный номер лица, уполномоченного подписывать договор о предоставлении микрокредита;
  • номер и срок действия документа, удостоверяющего личность, за исключением свидетельства о рождении, лица, уполномоченного подписывать договор о предоставлении микрокредита;
  • абонентский номер устройства сотовой связи клиента - юридического лица;
  • фотография клиента в анфас на светлом фоне, с нейтральным выражением лица и закрытым ртом, уполномоченного подписывать договор о предоставлении микрокредита.

Микрофинансовая организация для подтверждения регистрации клиента осуществляет сверку предоставленных данных.

Регистрация клиента в личном кабинете осуществляется с применением, как минимум, двух способов аутентификации, одним из которых является биометрическая идентификация.

Для идентификации и аутентификации клиента в личном кабинете клиента используются следующие способы:

  • электронная цифровая подпись клиента, представленная национальным удостоверяющим центром РК;
  • биометрическая идентификация клиента посредством использования услуг ЦОИД;
  • двухфакторная аутентификация клиента.

Двухфакторная аутентификация клиента осуществляется путем применения как минимум двух из следующих факторов:

  • ввода клиентом самостоятельно заданного при регистрации пароля или кодового слова;
  • ввода клиентом одноразового пароля, автоматически сгенерированного токеном, зарегистрированным за клиентом, или подключения к устройству считывания клиентом смарт-карты, зарегистрированной за клиентом, или ввода клиентом одноразового пароля, автоматически сгенерированного и переданного на указанный клиентом абонентский номер телефона, с проверкой принадлежности клиенту данного абонентского номера путем сверки ИИН клиента с ИИН владельца абонентского номера в базе данных оператора мобильной связи или получения информации о принадлежности клиенту данного абонентского номера путем сверки ИИН в базе номеров мобильных телефонов клиентов посредством веб-портала "электронного правительства";
  • сверки изображения лица клиента в режиме реального времени с его изображением на документе, удостоверяющем личность, за исключением свидетельства о рождении, при которой обеспечивается защита от использования вместо изображения в режиме реального времени лица клиента статичного изображения или видеозаписи лица клиента.

После регистрации клиента в личном кабинете последующий допуск клиента к личному кабинету осуществляется путем генерации или ввода паролей или с использованием не менее одного из аутентификационных признаков (токенов, смарт-карт, одноразовых паролей).

В личном кабинете не подлежат изменению данные об ИИН или БИН клиента.

Личный кабинет должен предоставлять клиенту возможность осуществления следующих, но не ограничиваясь ими, действий:

  • подача клиентом заявления на получение микрокредита;
  • просмотр сведений об организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность (юридический и фактический адрес, контактные телефоны, факс, адрес электронной почты и другие сведения), сведений о первом руководителе (фамилия, имя, отчество (при наличии) организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность;
  • просмотр договора (договоров) клиента о предоставлении микрокредита (до и после заключения договора);
  • просмотр информации о ходе и результатах рассмотрения заявления клиента на получение микрокредита;
  • просмотр информации о сумме текущей задолженности клиента по микрокредиту (микрокредитам), предстоящих и фактических платежах клиента, в том числе о сумме основного долга, вознаграждения, неустойки (штрафов, пени);
  • просмотр информации о способах погашения микрокредита клиентом;
  • обмен письмами (сообщениями) между клиентом и организацией, осуществляющей микрофинансовую деятельность.

До предоставления микрокредита электронным способом МФО:

  • осуществляет надлежащую проверку клиента в соответствии с законодательством РК в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и внутренними документами;
  • ознакамливает клиента с правилами предоставления микрокредитов;
  • предоставляет клиенту полную и достоверную информацию о платежах и переводах, связанных с получением, обслуживанием и погашением (возвратом) микрокредита;
  • предоставляет клиенту для ознакомления и выбора метода погашения микрокредита проекты графиков погашения, рассчитанных различными методами (методом дифференцированных платежей, аннуитетных платежей или методом, рассчитанным в соответствии с правилами предоставления микрокредитов);
  • информирует клиента о его правах и обязанностях, связанных с получением микрокредита;
  • запрашивает у клиента способ предоставления микрокредита (посредством выдачи клиенту наличных денег через терминал или кассу, или перевода микрокредита на банковский счет (платежную карточку) клиента или банковский счет юридического лица, с которым у организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность, заключен договор, предусматривающий оплату за приобретаемый товар или выполненные работы, услуги заемщиком);
  • запрашивает реквизиты банковского счета (IBAN) или реквизиты платежной карточки клиента, в случае предоставления микрокредита на банковский счет (платежную карточку) клиента.

Заключение договора о предоставлении микрокредита, внесение изменений и дополнений в договор о предоставлении микрокредита онлайн между МФО и клиентом осуществляется посредством аутентификации клиента с использованием, как минимум, двух способов.

Микрокредит онлайн предоставляется путем перевода денег с банковского счета МФО на банковский счет (платежную карточку) клиента, а также посредством выдачи клиенту наличных денег через терминал или кассу, либо перевода микрокредита по заявлению заемщика на банковский счет юридического лица, с которым у организации заключен договор, предусматривающий оплату за приобретаемый товар или выполненные работы, услуги заемщиком.

Перевод микрокредита по заявлению заемщика на банковский счет юридического лица осуществляется посредством аутентификации клиента с использованием, как минимум, двух способов аутентификации.

Выдача микрокредита заемщику через кассу осуществляется путем проведения визуальной идентификации клиента, получающего наличные деньги, с документом, удостоверяющим его личность, за исключением свидетельства о рождении либо данными, подтверждающими (идентифицирующими) личность клиента, полученными посредством сервиса цифровых документов.

Указывается, что МФО отказывает в предоставлении клиенту микрокредита по основаниям, предусмотренным законодательством РК в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

На основании вступившего в законную силу приговора суда, в котором установлен факт неполучения клиентом микрокредита, МФО в течение 15 рабочих дней:

  • принимает решение о списании задолженности клиента по данному микрокредиту;
  • вносит корректировки в кредитную историю клиента в кредитных бюро путем направления информации об отсутствии задолженности по данному микрокредиту и количестве просроченных дней по нему;
  • осуществляет возврат клиенту сумм задолженности по данному микрокредиту, ранее взысканных организацией, осуществляющей микрофинансовую деятельность, либо погашенных клиентом самостоятельно.

При этом оговаривается, что списание задолженности клиента по микрокредиту не лишает МФО права требовать с клиента возмещения задолженности по выданному ему микрокредиту, оформленному мошенническим способом при наличии вины самого клиента, установленной судом.

Правила также устанавливают требования к автоматизированной информационной системе, которая включает:

  • программное обеспечение серверов веб-приложений;
  • программное обеспечение для мобильных устройств;
  • программное обеспечение серверов программных интерфейсов. 

Постановление вводится в действие с 18 ноября 2023 года.

Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: