Депутаты об исполнении бюджета за 2024 год: Слабое планирование и рост изъятий из Нацфонда

Рассмотрению отчета депутаты посвятили три часа. Как отметил спикер палаты Ерлан Кошанов, участвовал 91 депутат, "поддержали" – 72, проголосовали "против" – 17 и "воздержались" 2 депутата.
"Сегодня мы детально обсудили отчеты правительства и Высшей аудиторской палаты. Было высказано много конструктивной критики и предложений, на которые правительство должно обратить особое внимание в своей работе. Это отражают и итоги сегодняшнего голосования. Я не стану повторяться, выделю лишь одну особенность – если раньше традиционно больше всего вопросов вызывала расходная часть бюджета, то в этом году, к сожалению, вопросы вызывает слабое планирование и исполнение доходной части бюджета. И как результат – резкое увеличение изъятий из Национального фонда и объемов внешних заимствований. Считаю, что опасения депутатов здесь уместны. Соответствующие государственные органы должны сделать выводы по данному вопросу", – сказал спикер палаты.
Между тем он подчеркнул, что в 2025 году видны положительные изменения.
"Мы наблюдаем последовательное ускорение темпов роста ВВП. За пять месяцев текущего года рост ВВП составил 6%. Рост инвестиций в основной капитал составил 18%. Все первоочередные социальные обязательства выполняются в полном объеме. Это показывает, что данные главой государства конкретные поручения по развитию экономики и поддержки бизнеса дают результаты. Важно, чтобы теперь рост ВВП конвертировался в реальный рост доходов бюджета, положительно отразился на снижении инфляции и цен. Изменения не должны остаться просто "цифрами на бумаге", а их позитивные изменения должны почувствовать на себе каждый человек, каждая семья по всей стране", – считает Ерлан Кошанов.
Между тем депутатская фракция НПК не поддержала отчет правительства об исполнении республиканского бюджета за 2024 год.
"К сожалению, 2024 год не смог стать для Казахстана по-настоящему прорывным с финансово-экономической точки зрения. Такие многолетние проблемы нашей страны, как слабая диверсифицированность экономики и ее зависимость от мировых цен на энергоресурсы, неспособность доходной части бюджета полностью обеспечить ее расходы, падение объема активов Национального фонда РК, недоимка по налогам, превышение уровня фактической инфляции над плановой", – сказал Магеррам Магеррамов.
По его словам, концепцией управления государственными финансами Казахстана до 2030 года предусмотрено, что в целях обеспечения сбалансированности государственного бюджета налогово-бюджетная политика должна формироваться, исходя из постепенного снижения ненефтяного дефицита относительно ВВП до 6% к 2025 году. Фактически же в 2024 году ненефтяной дефицит бюджета Казахстана к ВВП составил более 8%.
Из этого мажилисмен сделал вывод, что "бюджет Казахстана по-прежнему зависит от мировых цен на энергоресурсы, несмотря на то, что концепция требует обратного".
По этой же причине не поддержала отчет правительства за 2024 год и проголосовала "против" него и Демпартия "Ак жол".
"1 ноября 2023-го при утверждении проекта бюджета на 2024-2026 годы правительство заявило о плане с 2024 года снизить целевые трансферты из Нацфонда, а в 2025 году – вообще отказаться от них. Тогда Мажилис поддержал этот подход, направленный на бережное отношение к Нацфонду. И хотя уже осенью 2024 году это решение было пересмотрено, оставалась надежда, что роль Нацфонда в бюджете будет хотя бы снижаться. Однако реалии оказались обратными: если в 2023 году ненефтяные доходы обеспечили 53,8% расходов бюджета, то есть остальные 46,2% были покрыты как раз из Нацфонда, то в 2024 году доля ненефтяных доходов снизилась сразу на 8%, до 45,9%, а доля покрытия трансфертами из Нацфонда, соответственно, возросла до 54,1%. Другими словами, зависимость от Нацфонда (и его проедание) резко усилились вопреки требованиям президента о создании промышленного каркаса экономики и рапортам правительства об опережающем росте обрабатывающей промышленности", – отметил депутат Азат Перуашев.
Продолжается, по его словам, расхождение разнонаправленных векторов затрат: увеличение безвозвратных затрат на социальную сферу и сокращение регенерируемых инвестиций в реальный сектор экономики.
"Финансирование социального сектора за 10 лет выросло в три раза, только за прошлый год рост составил 12% – с 8,5 до 9,6 трлн тенге. В то же время в реальный сектор, который и должен обеспечивать социальные расходы, сократилось с 3,6 до 2,9 трлн, то есть сразу на 20%. Это крайне тревожная тенденция, свидетельствующая о несбалансированной политике в долгосрочном плане", – пояснил свою позицию депутат.
Депутаты фракции ОСДП приняли отчет Высшей аудиторской палаты, но проголосовали против отчета правительства. При этом депутат Асхат Рахимжанов указал на некоторые диспропорции.
"Миллиарды тратятся на создание яблоневых садов, но сегодня, изучая предложения на прилавках супермаркетов, мы видим большое количество польских и китайских яблок. Казахстанские если и есть, они по цене почему-то гораздо выше импортных. Что говорить о яблоках, если мы не можем обеспечить себя даже картофелем, сегодня потребителям предлагается овощ, выращенный в Китае. Политика удешевления социально значимых продуктов питания давно требует пересмотра. 29 основных продуктов удешевляются для всех. Супермаркеты, которые в этом участвуют, посещают все категории населения, но учитывая, что мы пытаемся внедрить рыночные условия, в итоге сдержать цены на практике не удается, а нуждающиеся казахстанцы остаются без весомых мер поддержки", – сказал он.
Парламентарий в очередной раз предложил пересмотреть такие социальные расчетные показатели, к которым относятся прожиточный минимум, минимальная заработная плата, потребительская корзина с минимализма на базовые стандарты потребления и социальной поддержки.
"Наша продовольственная корзина не отвечает международным стандартам, а также культурному и традиционному рациону народа Казахстана, и несет угрозу здоровью наших граждан. Наша страна должна равняться на развитые страны мира. К примеру, во Франции в минимальной корзине более 500 наименований товаров и услуг, включаются даже походы в ресторан. Но нашему казахстанцу об этом и мечтать не приходится. Партия ОСДП на ежемесячной основе проводит мониторинг цен по всей республике, взяв за основу минимальные продукты питания, определенные правительством. Для их закупа средней казахстанской семье нужно не менее 70 тыс. тенге, и это только на самые необходимые продукты. Соответственно, прожиточный минимум должен быть 115 710 тенге", – привел расчет мажилисмен.
Фракция партии Respublica проголосовала "за" отчет правительства об исполнении республиканского бюджета за 2024 год.
"В Казахстане нет дефицита капитала – есть дефицит доверия капитала к правилам игры. В прошлом году бюджет корректировался 12 раз. Для бизнеса и регионов – это создает непредсказуемость и риски. При таких условиях строить долгосрочные планы инвестиций крайне затруднительно… Показателен кейс с сахарной отраслью в Жамбылской области. При вложениях более 35 млрд тенге урожай не переработан, убытки до 3,5 млрд тенге, провал координации. Под угрозой продовольственная безопасность страны. Нацпроект по строительству школ. Из 111 школ – 6 перенесены на 2025 год. В области Абай – 3 школы до сих пор без инфраструктуры. Это подрывает доверие граждан к системе госуправления", – заявил между тем руководитель фракции партии Айдарбек Ходжаназаров.
Аналогичная ситуация, по его словам, в социальной сфере.
"В Костанайской области, несмотря на рост числа льготных пациентов, включая онкобольных, расходы на закуп лекарств были снижены с 8,1 до 7,4 млрд тенге. Часть пациентов была вынуждена приобретать жизненно важные препараты за свой счет. В Костанайской области внедрение системы электронного мониторинга отстает более чем на 2,5 года", – добавил он.
Фракция предлагает ввести обязательную систему оценки эффективности государственной поддержки бизнеса и отраслевых субсидий – с публикацией результатов и реальным пересмотром неэффективных мер, а также обеспечить полноценную реализацию оценки ненаблюдаемой экономики и налогового разрыва. Не просто в отчете, а с четкими целевыми показателями по снижению тени и публичной отчетностью.
Депутаты фракции Amanat также поддержали отчеты правительства и ВАП. Но при этом депутат Елнур Бейсенбаев указал на ряд проблемных вопросов.
"После ряда корректировок бюджет Министерства труда сократился на 96 млрд тенге. Эти средства могли бы быть направлены на повышение пособий по инвалидности как минимум на 20% или на другие социальные проекты. Например, на строительство реабилитационных центров, в которых остро нуждаются 100 тыс. особенных детей. Вместо этого министерство без боя и споров, не уведомив депутатов, безропотно не освоил эти средства. Также Министерством высшего образования было сокращено порядка 52 млрд тенге. Эти средства изначально были одобрены депутатами с условием их целевого использования на прямое развитие науки. Однако данное условие не было выполнено министерством и фактически наука осталась без важных инвестиций", – отметил он.
По его оценке, данный срыв вызван некачественными анализами и прогнозами. Отдельно мажилисмен коснулся и ситуации с госдолгом.
"На сегодня госдолг превысил размер бюджета страны на целых 6,2 трлн и составил 32 трлн тенге. Только ежегодное обслуживание этого долга обходится казне в 2 трлн тенге, что, кстати, в абсолютном выражении никак не влияет на его сокращение. Мы видим, что фискальные просчеты и рост долгов угрожают бюджету страны. Например, недопоступление доходов в 1,3 трлн тенге в Нацфонд и республиканский бюджет, сокращение активов Нацфонда до 20% от ВВП, рост внешнего долга квазигосударственного сектора еще на 1 трлн тенге. Размер внешнего долга на начало 2025 года увеличился, по некоторым оценкам, еще на 1,5 млрд долларов и составил порядка 168 млрд долларов, что равно 86 трлн тенге", – подчеркнул Елнур Бейсенбаев.
Ранее министр финансов Мади Такиев рассказал депутатам, что делается для сокращения государственного долга Казахстана – на сегодня его размер составляет 31,9 трлн тенге.