Из чернобыльской трагедии хотят сделать блокбастер

Такой поворот событий предложили сценаристы нового сериала об аварии на станции.
Из чернобыльской трагедии хотят сделать блокбастер. В 12-серийном фильме, который собираются снимать по книге бывшего сотрудника ФСБ Анатолия Ткачука, два главных героя: агенты ЦРУ и КГБ. Миссия первого — взорвать реактор. Второй, понятно, безуспешно пытается предотвратить трагедию. Спустя 20 лет американский разведчик приезжает в Россию, но теперь уже... в образе директора фонда помощи детям Чернобыля. В конце душераздирающего сюжета он встречается со своим советским «коллегой» и просит прощения от имени всего американского народа.
В новом телесериале есть все, чтобы он стал кассовым: любовная линия, сцены с погонями, трагические судьбы героев. Нет только правды.
Для ликвидаторов и тех, кто потерял на станции родных и близких, подобный сериал как нож в сердце. «Нельзя в угоду зрительскому интересу так нагло перекраивать историю», — говорят члены общественной организации «Союз «Чернобыль Москвы», в руки которых случайно попал сценарий сериала. Новая трактовка событий настолько возмутила общественников, что они передали в редакцию «МК» открытое письмо против съемок данного фильма.
«Нас, чернобыльцев, взяла оторопь от того, что в будущем телешлягере главным спасителем станет чекист, противостоящий проникшим в «зону» американским разведчикам... На наш взгляд, сценарий фильма — не просто неудача. Это провокационная работа. Тем более что причины аварии на ЧАЭС давно известны. Но правда авторам сценария, видимо, неинтересна...» — обращаются в послании руководитель работ Министерства энергетического машиностроения СССР на Чернобыльской АЭС, профессор Игорь Острецов и председатель комитета «За безопасный ядерный мир» «Союза «Чернобыль Москвы» Валерий Волков.
«Для нас, да и для всех чернобыльцев то, как предстанут в глазах миллионов телезрителей участники тех событий, — вопрос принципиальный».
О том, почему этот фильм не имеет права попасть на экран, «МК» поговорил с одним из авторов письма.
— Игорь Николаевич, как вы узнали о съемках данного сериала?
— Съемок пока нет, надеюсь, и не будет. А сценарий к нам в руки попал случайно. Его передали председателю московского союза «Чернобыль» Андрею Грушенкову. Он попросил взглянуть нас. Дело в том, что мы с Валерой (Волковым. — «МК») достаточно хорошо знаем реальную ситуацию на станции. Я приехал туда в первые дни после аварии в качестве одного из участников комиссии по безопасности атомных электростанций СССР и оставался на станции до июля 1987 года, когда были закончены основные работы по возведению саркофага и запущены три блока. Валера, который был моим заместителем, оставался там дольше. Он жил в Припяти и работал на АЭС вместе с женой. В ночь на 26 апреля 1986 года сам он уехал в командировку, но супруга была на смене. Она получила огромную дозу радиации и впоследствии умерла от тяжелейшей формы рака. Для нас все, что происходило на станции, носит глубоко личный характер. Поэтому мы не можем допустить, чтобы фильм по такому сценарию попал в эфир.
— Какой из поворотов телесаги удивил вас больше всего?
— Сериал весь строится на фантастических предположениях. Но говорить о том, что аварию спровоцировали американские шпионы, — уже за гранью. Ведь кто виноват в трагедии, давно известно. Была типичная недоработка главного конструктора реактора и научного руководителя работ академика Александрова. Сейчас говорить о конструктивных недостатках РБМК не имеет смысла, но по факту реактор был «сырым», трудным в управлении. За десять лет до Чернобыля подобное ЧП уже случалось на Ленинградской АЭС, где были установлены такие же блоки. Масштабной трагедии удалось избежать: взрыва не было, но был выброс, хоть и небольшой. После того происшествия разработали перечень мер по доработке этих реакторов. К сожалению, авторитет Александрова задавил здравые предложения. Дождались нового инцидента, уже более мощного. Наша комиссия должна была определить судьбу остальных 16 реакторов подобного типа, функционировавших на территории СССР. В заключении, которое мы составили, совершенно определенно говорилось, что к аварии привели конструкторские недоработки. Но этот вывод руководство страны приняло в штыки: «Вы что, хотите, чтобы были остановлены все 16,5 млн киловатт? Тогда на всей промышленности в Европейской части СССР можно ставить крест...» Нам закрыли рты, а аварию списали на стрелочников. Поэтому-то и суд проводили в местном, чернобыльском, ДК — чтобы не было неугодных свидетелей.
— Кстати, эти реакторы потом все же остановили?
— Что вы, до сих пор почти все работают. Из 16 остановили только два в Литве и три в Чернобыле. В России все 11 реакторов остались. На той же Ленинградской АЭС до сих пор функционируют четыре блока. Они уже сыплются. В 2003 году, когда закончился ресурс первого энергоблока, мы даже подавали иск в Страсбургский суд на Владимира Путина — он тогда был первый срок на посту президента. Нам, конечно, отказали. Зато если теперь на ЛАЭС рванет и Европу засыплет радиоактивным пеплом, мы покажем им решение Страсбурга. Конечно, после взрыва в Чернобыле все рекомендации внедрили, конструкцию реакторов улучшили. Но они не вечны. А сегодня они продолжают работать сверх ресурса. Графит просто-напросто рассыпается. Сейчас, например, на Ленинградской АЭС уже второй блок выработал ресурс. Но в северо-восточном регионе с энергетикой дефицит. Поэтому время работы продлевают.
— Но вернемся к фильму. Ведь версия о том, что взрыв подстроили американские шпионы, действительно существует. По крайней мере, на просторах Интернета...
— Версий огромное количество высказывалось: и сейсмика виновата, и удар молнии. Дурь все это. Был плохой реактор — и он взорвался. Точка. Показывать на многомиллионную аудиторию домыслы некомпетентных людей нельзя.
— А вообще, на ваш взгляд, могут существовать художественные фильмы о событиях на ЧАЭС?
— Почему нет. Но лишь в том случае, если будет сохранена историческая правда. Пока таких фильмов я не видел. Например, не так давно меня пригласили на передачу Гордона. Обсуждали украинский фильм «Мотыльки» — душераздирающую историю любви мальчика и девочки на фоне чернобыльских событий. И опять фильм полностью построен на домыслах. Показывают, как все плохо было организовано, какая была паника. Это типичное вранье. Уж где-где, а в Союзе в случае тяжелой ситуации все умели организовать на высшем уровне. Все было сделано быстро и четко. Японцы со своей «Фукусимой» будут ковыряться еще неизвестно сколько, а в Чернобыле в апреле произошел взрыв, а в ноябре уже стоял саркофаг. Эвакуацию населения объявили на следующий день. Да, первое время была неясность по части способов ликвидации последствий катастрофы: сыпали мешки с песком с вертолетов, хотели рыть тоннель под реактором — думали, что там осталось топливо. Но поймите, подобных инцидентов до этого не случалось не только в СССР, в мире. Была авария на Три-Майл-Айленд в США. Но там обошлось без выброса, все осталось под оболочкой. Да, было много метаний с точки зрения науки, сложно было ученым. Взять хотя бы академика Легасова...
— Кстати, по поводу реальных персонажей. Они в сериале есть?
— В том-то и проблема, что есть. Но так как события фильма родились в голове сценариста, то и поведение реальных людей тоже решено было «подправить». Например, в сценарии присутствует зампред правительства, руководитель комиссии по ликвидации последствий аварии Борис Щербина. В сценарии он представлен как человек, готовый безжалостно жертвовать тысячами человеческих жизней. А ведь он несчетное количество раз прилетал в чернобыльскую зону и умер от облучения. Да, Борис Щербина — личность противоречивая, многие его критикуют. Но писать его только черной краской нельзя. Это могут подтвердить многие работавшие в те дни на станции. Есть в фильме и другие персонажи, известные на весь мир, например академик Легасов. Но в фильм попал лишь небольшой отрезок из его биографии. О трагическом же исходе его жизни — он, напомню, покончил жизнь самоубийством, предварительно записав пять кассет с предположениями о реальных причинах аварии, — ни слова. Так было выгодно сценаристам. А академика Александрова в фильме и вовсе нет. Зачем усложнять фильм лишними персонажами, если по сценарию в трагедии виноваты американские шпионы?
— Есть в фильме и еще один эпизод, который вас возмутил. Я имею в виду сюжет с флагом, установленным между реакторами в честь окончания работ. Это тоже вымысел?
— К сожалению, нет. После того как работы по возведению саркофага были закончены, кому-то в голову пришла идея водрузить на трубе между третьим и четвертым реакторами знамя. Это был далеко не однозначный акт. С одной стороны, простые ликвидаторы были воодушевлены чувством выполненного долга. С другой, добровольцы тогда не понимали, что фактически идут на верную гибель. Ведь на крыше человека поджидала мощность дозы до нескольких тысяч рентген в час. Поэтому руководству, безусловно, необходимо было запретить эту акцию. Сейчас многие из руководителей работ на ЧАЭС вспоминают о ней с глубочайшим стыдом. На самом деле осознание глупости этого шага ко многим из них пришло почти сразу. Флаг сняли. Эту сцену можно трактовать по-разному. Но авторы сценария посчитали, что этот эпизод станет в финале фильма апофеозом героизма.
— Как вы думаете, зачем сценаристы так перемалывают историю?
— В реалистичном сериале пришлось бы углубляться в причины, показать характеры реальных персонажей с нескольких сторон. Для сценаристов это сложно, а для простых телезрителей — неинтересно. Нужен экшен. Но, как нам кажется, если бы они сняли фильм, например, о судьбе жены Валеры Волкова или врача Гуськовой, спасшей тысячи жизней, он был бы не менее интересен зрителям. Но правдив.
Анастасия Гнединская
Поделитесь новостью
Читайте также
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript