Лента новостей
0

Казахстанские потребители через суд смогут наказывать недобросовестных продавцом штрафами

Тенге, деньги, национальная валюта, Казахстан, налоги, калькулятор, фото - Новости Zakon.kz от 27.02.2024 16:00 Фото: Zakon.kz/Павел Михеев
Новый штраф для субъектов бизнеса могут внедрить в Казахстане. Норма появилась в проекте Закона о "Защите прав потребителей".

Какие еще изменения разработчики считают необходимыми, Zakon.kz рассказал руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей по Павлодарской области Даулен Кабдушев.

Права потребителей, штрафы, закон о защите прав потребителей, фото - Новости Zakon.kz от 27.02.2024 16:00

Фото РСК Павлодарской области

– Даулен Данатович, расскажите о новом проекте Закона "О защите прав потребителей". Почему он необходим и какая подготовительная работа проведена?

– Министерством торговли и интеграции подготовлен законопроект "О защите прав потребителей", который направлен на повышение ответственности бизнеса и эффективную защиту прав граждан. Это часть большой работы по обеспечению равенства возможностей и справедливости для всех, о которых говорит Глава государства. А сфера торговли и услуг одна из чувствительных, и число жалоб от потребителей на нарушение прав растет. К примеру, в Павлодарской области департаментом за 2023 год рассмотрены 1040 обращений. Это выше, чем в предыдущем году на 20%. В нашем регионе основная часть обращений касается розничной торговли, на втором месте претензии к качеству бытовых услуг и затем к электронной торговле. Надо отметить, что граждане стали намного принципиальнее относиться к вопросу и добиваются справедливости независимо от того, о какой сумме идет речь. Но в целом за 2023 год при содействии нашего департамента потребителям возмещены более 27 млн тенге.

– То есть, в руки казахстанцев хотят вложить эффективный инструмент для противостояния нерадивым поставщикам товаров и услуг. Но учтены ли законопроектом все запросы общества?

– При разработке нового проекта Закона учитывалось в первую очередь мнение жителей нашей страны. Для этого были проведены научно-исследовательские работы, проводился социологический опрос среди населения. Также применили международный опыт. Вместе с тем, было проведено порядка 40 заседаний рабочей группы по разработке законопроекта, в составе которых принимали участие общественные объединения потребителей, представляющие интересы жителей нашей страны.

– Итак, какие основные изменения планируются в новом проекте Закона?

– Их можно условно разделить на несколько составляющих. Это введение гражданско-правового штрафа в пользу потребителей по решению суда, появление института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей. Важным считаем дебюрократизацию существующего четырехступенчатого алгоритма защиты прав потребителей. Также планируется усилить межотраслевую координацию госорганов для защиты прав потребителей. Особое внимание разработчиками уделено онлайн торговле. Также проведена работа по устранению в Законе правовых пробелов и норм, имеющих различное толкование. Они влияли на правоприменительную практику и результаты правовой защиты прав потребителей.

– Расскажите подробнее об упрощении алгоритма действий для граждан, отстаивающих свои права.

– В действующей редакции Закона "О защите прав потребителей" предусматривается четырехступенчатая система. Сначала потребителю необходимо обратиться напрямую к предпринимателю с претензией о нарушении его прав. Если переговоры не увенчались успехом, и предприниматель не согласен с претензией, гражданин должен изложить жалобу субъектам досудебного урегулирования, например медиатору. Третьей ступенью является обращение в государственный орган. И только на четвертом этапе потребитель вправе подать исковое заявление в суд. Такая система создавала волокиту, так как суды возвращают иски без рассмотрения, требуя пройти все предыдущие ступени. Законопроектом предлагается исключить нелогичную, но обязательную последовательность, которая не соответствует положению Конституции на безусловную судебную защиту. Теперь предполагается оставить обязательным требование по обращению потребителя к продавцу. А далее, по усмотрению заявителя, он вправе решать вопрос через досудебное урегулирование, обратиться в государственный орган либо сразу в суд.

– Предлагается применять и новые штрафы для предпринимателей. Каждый ли случай нарушения прав потребителей ударит по карману бизнеса?

– Штраф предлагается в отношении предпринимателей, которые нарушили права потребителей, и спор не разрешен на досудебном этапе. Ожидается, что это мотивирует предпринимателей добровольно устранять нарушения, не доводя дело до суда. Что касается размера штрафа, предполагается, что он составит от 10% до 50% от удовлетворенной решением суда суммы иска имущественного характера. Чем меньше сумма, тем больше размер штрафа, но ограниченный числом МРП. К примеру, 50% от удовлетворенной части иска имущественного характера - до 20 МРП. Аналогичная практика уже имеется в странах Евразийского экономического союза. Следует отметить, что решение будет выноситься судьей по рассмотрению гражданских дел на основе принципа состязательности.

– Но может случиться, что предприниматель суду докажет необоснованность претензий в свой адрес.

– Тогда лицо, подавшее необоснованный иск обязано будет возместить соответствующие расходы предпринимателя по решению суда. Это предусмотрено действующим гражданским законодательством.

– Какая ответственность ляжет на плечи омбудсмена?

– С его появлением будет осуществлено институциональное усиление общественной защиты прав потребителей. Омбудсмен будет выявлять системные проблемы сферы защиты прав потребителей и докладывать на высоком уровне о них и путях их разрешения, то есть будет являться "глазами" и "голосом" потребительского сообщества. В его функции будут также входить участие в разработке нормативных правовых актов и документов по стандартизации, сотрудничество с международными и иностранными правозащитными организациями, в том числе путем заключения соглашений в целях совершенствования системы защиты прав и законных интересов потребителей в Республике Казахстан. Обмудсмен будет уполномочен обращаться в Верховный Суд Республики Казахстан с предложениями по вопросам судебной практики. Сможет подать иск в интересах неопределенного круга потребителей и оказать потребителям консультационную помощь и представительские услуги.

– Являются ли эти изменения окончательными?

– В настоящее время это проект законодательных изменений, соответственно до момента его утверждения какие-то нормы могут измениться, быть дополненными или же вовсе могут исключаться из документа. До момента утверждения и после принятия нового закона "О защите прав потребителей" мы продолжим проводить разъяснительную работу среди всех заинтересованных сторон.

– На усиление роли общественности направлен и проект "Сапалы өнім". Можете рассказать о нем поподробнее?

– Министерством торговли и интеграции Республики Казахстан запущен проект "Сапалы Өнім", главной целью является защита населения от небезопасной и некачественной продукции, а также создание условий для развития добропорядочной конкуренции. Работа проекта базируется на имеющихся нормах законодательства, есть набор базовых инструментов. К примеру, действующий Закон "О защите прав потребителей" позволяет общественным объединениям изучать потребительские свойства товара, инициировать проведение экспертизы качества и безопасности товаров, предъявлять иски в суд. Более того, разрешено фотографировать, вести запись всех действий, совершаемых при посещении мест реализации товара.

– Эта деятельность каким-то образом координируется?

– Конечно, это не стихийная работа. Создан республиканский Ситуационный штаб, и соответствующие штабы в регионах. Отбор проб пищевой продукции производят общественники, после чего материалы направляются на экспертизу. В Павлодарской области в 2024 году тоже лабораторными исследованиями установлены два нарушения, результаты нескольких проб находятся в работе. Павлодарским городским управлением санитарно-эпидемиологического контроля по одному из обращений уже проведена внеплановая проверка в отношении супермаркета. И выявлено, что на банке одного из видов консервов из России отсутствует маркировка на государственном языке. Это является нарушением технического регламента в части ее маркировки. Субъекту предпринимательства выдано предписание об устранении нарушений, также наложен штраф.

Другое важное направление проекта "Сапалы Өнім" – разъяснение законодательства среди населения и предпринимателей региона. Ее сотрудники нашего департамента проводят на постоянной основе. В целом эти и другие нововведения нацелены на развитие общественного мониторинга в стране, построение цивилизованного рынка, ориентацию на потребности клиента и развитие здоровой конкуренции.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: