У нас нет механизма проверки «чистоты сделок» - Асанов
У нас нет механизма проверки «чистоты сделок» - Асанов
Сегодня в Астане в ходе круглого стола по вопросам обеспечения справедливости генпрокурор предложил внедрить в Казахстане механизм проверки «чистоты сделок», передает корреспондент Zakon.kz.
«У нас нет механизма проверки «чистоты сделок» - сказал Асанов. - Откуда покупатель может знать историю имущества? У него нет даже такой возможности. Он платит деньги, неукоснительно выполняет все необходимые процедуры. Полностью доверяет государству. же проверяет только собственника недвижимости. Но у него нет ни права, ни возможности выяснить остальные вопросы «является ли имущество спорным?», «кто его прежний хозяин?», «как был продан этот дом?» - сказал .
При этом, он отметил, что в развитых странах уполномоченные структуры проверяют «биографию» имущества. А если в процессе покупки выясняется незаконный факт или ложные сведения, то ответственность несет лицо, удостоверившее сделку либо кто зарегистрировал. В Германии, Италии, Франции - это нотариусы, в Испании - риелторы, в США - адвокаты.
«Нам тоже нужен такой механизм! - заключил Асанов. - Проверку «чистоты сделок» можно было бы возложить на риелторов, адвокатов или нотариусов. Если ответственными определим нотариуса, то ему нужен будет доступ к информационным базам. Он должен иметь возможность, к примеру, посмотреть все прежние сделки, правомочность продавцов и т.д.» - заявил .
Помимо этого, по его мнению, расширение сделок, в обязательном порядке удостоверяемых нотариусом станет реальным препятствием для мошенников.
«В России, если по вине нотариуса кто-то лишился имущества, то страховая компания выплачивает ему 5 млн. рублей (25 млн. тг). У нас же меньше в 12 раз - всего лишь 2 млн. Этих денег не хватит и на комнату в общежитии - сказал Асанов. - Поэтому нужно расширить перечень сделок, в обязательном порядке удостоверяемых нотариусом».
Вместе с тем, по мнению прокурора, необходимо усилить и ответственность нотариуса.
«Во-первых, увеличить страховую сумму, четко определить материальную ответственность. Во-вторых создать в нотариальной палате специальный компенсационный фонд. Тогда убытки пострадавших дополнительно восполнялись бы из этого фонда» - заключил он.
Татьяна Ковалева