Состоялось очередное заседание Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности
Состоялось очередное заседание Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности
Состоялось очередное заседание Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности под председательством заместителя министра юстиции Зауреш Баймолдиной с участием представителей гос.органов, неправительственного сектора и бизнес-сообщества.
В ходе заседания члены МВК рассмотрели концепции трех законопроектов:
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (разработчик - депутаты Парламента, докладчик - мажилисмен Артур Платонов)
«О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях» (разработчик - Министерство юстиции РК, докладчик - вице-министр Зауреш Баймолдина)
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам передачи органам государственных доходов функций транспортного контроля в морских пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза и Международном центре приграничного сотрудничества «Хоргос» (разработчик - Министерство финансов РК).
Проект Закона Республики Казахстан «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» разработан, исходя из необходимости приоритетного обеспечения защиты прав ребенка, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, направленными на обеспечение информационной безопасности детей, в том числе закрепленными в ратифицированной Республикой Казахстан Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г). Задачей законопроекта является введение законодательных гарантий и организационно-правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому и психическому здоровью, нравственному, духовному, психическому, физическому и социальному развитию, в том числе от распространения печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции, электронных и компьютерных игр, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, антиобщественное и правонарушающее поведение. Актуальность принятия такого Закона обусловлена неотложной потребностью в создании эффективных механизмов обеспечения прав ребенка на информационную безопасность в условиях современного информационного пространства путем защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому и психическому здоровью, полноценному нравственному, духовному, психическому, физическому и социальному развитию. В сфере обеспечения информационной безопасности детей законодательство Казахстана значительно отстает от ведущих стран мира (США, Канады, Германии, Великобритании, Нидерландов, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, Австрии, Франции, Италии, Японии и др.). Предлагаемый проект Закона учитывает закрепленный Конституцией Республикой Казахстан принцип возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина законами в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья и нравственности населения (пункт 1 статьи 39).
Положения законопроекта не ограничивают доступ совершеннолетних лиц к информации, способной причинить вред здоровью и развитию детей. В нем установлены необходимые ограничения на распространение продукции «для взрослых» в доступное для детей время и в общественных местах, которое доступно для посещения несовершеннолетними.
Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» (далее - законопроект) будет направлен на решение следующих задач.
1. В КоАП введен новый институт сокращенного производства по делу об административном правонарушении, который показал свою состоятельность. По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, в 2015 году по делам, рассмотренным в порядке сокращенного производства, исполнено 967 070 дел об административных правонарушениях на сумму 6,1 млрд. тенге (6 104 150 348). Впервомполугодии 2016 года в таком же порядке исполнены административные дела на сумму свыше 2 млрд. тенге.
Такая статистика говорит о том, что механизм досрочной уплаты штрафов полноценно заработал. В этой связи предлагается расширить сферы действия данного института.
Согласно части второй статьи 810 КоАП сокращенное производство по делу об административном правонарушении не применяется в случаях:
1) когда санкцией статьи предусмотрены иные виды взыскания;
2) совершения правонарушения несовершеннолетним;
3) совершения правонарушения лицами, обладающими привилегиями и иммунитетом;
4) совершения административных правонарушений, дела по которым рассматриваются органами государственных доходов;
5) если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме.
Расширение сферы действия указанного института возможно по следующим направлениям:
- применение сокращенного производства, когда санкцией статьи наряду со штрафом предусмотрено взыскание в виде предупреждения;
- расширение перечня субъектов, подпадающих под сокращенное производство (несовершеннолетние, должностные и юридические лица, за исключением юридических лиц осуществляющих банковскую деятельность);
- применение сокращенного производства по административным правонарушениям, зафиксированным специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме.
Расширение сферы действия сокращенного производства преследует не только цели гуманизации законодательства, но и будет способствовать взыскиваемости штрафов.
Необходимость разработки проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам передачи органам государственных доходов функций транспортного контроля в морских пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза и Международном центре приграничного сотрудничества «Хоргос» обусловлен целями совершенствования таможенного администрирования, оптимизации контролирующих органов, а также для ускоренного прохождения товаров и транспортных средств через пункты пропуска, путем передачи органам государственных доходов функций транспортного контроля в морских пунктах пропускаи Международном центре приграничного сотрудничества «Хоргос»