В РК действуют только 40% из зарегистрированных обществ по защите прав потребителей
В РК действуют только 40% из зарегистрированных обществ по защите прав потребителей
На заседании Правительства РК министр национальной экономики страны Тимур Сулейменов напомнил, что за последние годы расширены права и обязанности общественных объединений по защите прав потребителей в части представления интересов потребителей в судах и государственных органах. Вместе с тем в этой сфере еще сохраняется ряд проблем, передает корреспондент Zakon.kz.
«Общественные объединения постоянно испытывают дефицит финансирования. Из 174 зарегистрированных фактически действует 65 объединений потребителей или меньше 40%. Кроме того, объединения не обладают необходимой материально-технической и профессиональной базой для обеспечения должного уровня информирования и правовой защиты потребителей», - пояснил глава ведомства.
В связи с этим, как добавил Т. Сулейменов, предлагается ряд мер.
«В условиях сокращения контрольных функций государства, повышение уровня защиты прав потребителей может быть обеспечено путем создания эффективного механизма общественного контроля, реализуемого как объединениями предпринимателей (НПП), так и потребителей. Для этого необходимо определить устойчивые источники финансирования. Мы считаем, что это может быть и размещение государственного заказа, а также развитие института подачи групповых исков в интересах неограниченного круга граждан. По аналогии с развитыми государствами», - указал министр.
Также необходимо усиление защиты прав потребителей на отдельных товарных рынках.
«С развитием электронной торговли возросло количество жалоб на качество товаров, невозврат денег потребителям, срыв или отсутствие поставок товара. В этой связи необходимо регламентировать участников электронной торговли и их ответственность перед потребителями. Кроме того, в рамках нашего движения в сторону ОЭСР, необходимо рассматривать директивы и правовые инструменты ОЭСР и, в частности, комитета по потребительской политике, с целью внедрения его в наше законодательство», - уточнил Т. Сулейменов.
В тоже время требуется повышение уровня потребительского образования через внедрение учебных курсов в образовании, а также гражданской активности потребителей и их информированности о товарах, правах и обязанностях.
«Открытость национальной экономики, интеграционные процессы, огромное разнообразие товаров и технологий их производства актуализирует вопрос защиты прав потребителей. В связи с этим совершенствование институциональной основы защиты прав потребителей будет способствовать упреждению нарушений прав потребителей, насыщению рынков качественным товаром и, в конечном счете, повышению потребительского спроса в Казахстане», - заключил он.
Ксения Давыдова